Тема: И.Ф.Анненский – звено между символизмом и акмеизмом.
Цель урока: Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью поэта; показать особенности его поэзии; воспитывать любовь к поэзии.
Ход урока.
I. Организ. этап.
II. Проверка д/з.
- Опрос учащихся.
- Индивидуальная работа со слабыми учащимися (тестовые задания):
Джамалдаева Ф., Тутаев А., Дагаев А., Якубова З..
III. Работа по теме урока.
1) Слово учителя.
И.Ф.Анненский родился в Омске, в семье крупного чиновника. Но почти вся его жизнь прошла в Петербурге и в Царском Селе, где после окончания университета он преподавал в гимназиях и на Высших женских курсах древние языки, античную литературу и русскую словесность, был директором Царскосельской гимназии. Свои стихи начал печатать очень поздно, в начале 1900-х годов. Он выступал также как литературный критик. Его статьи, впоследствии собранные в 2 «Книги отражений», отличаются оригинальностью трактовок и последовательностью этических и эстетических позиций.
Известность Анненскому как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910). Большинство ее стихов – «жемчужины безупречного совершенства», отмечалось, что Анненский близок к Чехову, потому что в своих стихах он психологически достоверно отражает «мелочи и уколы жизни».
Анненский обновил весь русский стих. Он менял не форму стиха – наполнение. Он привел с собой сотни небывалых эпитетов. Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом. Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха. Он увидел весь ужас, который предстоял.
Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Лишь тот, кто по-настоящему ценит красоту природы, искусства, человеческого общения, способен остро переживать ее хрупкость, конечность, незащищенность от враждебных ей сил.
2) Чтение и анализ стихотворения «Смычок и струны», 1909г.
Стихотворение было одним из самых любимых созданий Анненского.
Беседа.
- Какова композиция стихотворения?
(Внешне стих-е сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога (сам А. называл свои стих-я «пьесами»). Употреблены глаголы совершенного вида: зажег, взял, слил, не погасил, нашло. Субъект череды действий в начале стих-я назван неконкретно, а в конце – существительным «человек».
- Каков психологический смысл названия стих-я?
(В качестве вещественных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в заголовках пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества – способность чувствовать, думать, страдать – переносятся на предметы. Лик – скрипка.
Однако однозначной связи между этими словами не возникает: ассоциативно оно связывается и с главными действующими лицами – смычком и скрипкой, и шире – с любыми двумя тянущимися друг к другу существами.)
- Каков сюжет стих-я?
(Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире человеческих отношений. Этому способствует и форма драматического диалога, разворачивающегося в центральной части стих-я.)
- Как название стих-я связано с диалогом центральной части?
(Реплики драматического диалога фонетически и ритмически виртуозно имитируют прикосновение смычка к струнам. Миг переживаемого счастья неотделим от боли, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки - таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.)
IV. Итог урока. Вопросы по теме. Оценивание работы на уроке.
V. Домашнее задание. Биография Анненского, чтение стих-я наизусть.