СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "И.Ф.Анненский – звено между символизмом и акмеизмом".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анненский обновил весь русский стих. Он менял не форму стиха – наполнение. Он привел с собой сотни небывалых эпитетов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "И.Ф.Анненский – звено между символизмом и акмеизмом".»

Тема: И.Ф.Анненский – звено между символизмом и акмеизмом.


Цель урока: Дать представление об особенностях поэзии И.Ф.Анненского (1856-1909) и познакомить с личностью поэта; показать особенности его поэзии; воспитывать любовь к поэзии.

Ход урока.

I. Организ. этап.

II. Проверка д/з.

- Опрос учащихся.

- Индивидуальная работа со слабыми учащимися (тестовые задания):

Джамалдаева Ф., Тутаев А., Дагаев А., Якубова З..

III. Работа по теме урока.

1) Слово учителя.

И.Ф.Анненский родился в Омске, в семье крупного чиновника. Но почти вся его жизнь прошла в Петербурге и в Царском Селе, где после окончания университета он преподавал в гимназиях и на Высших женских курсах древние языки, античную литературу и русскую словесность, был директором Царскосельской гимназии. Свои стихи начал печатать очень поздно, в начале 1900-х годов. Он выступал также как литературный критик. Его статьи, впоследствии собранные в 2 «Книги отражений», отличаются оригинальностью трактовок и последовательностью этических и эстетических позиций.

Известность Анненскому как поэту принесла его вторая книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910). Большинство ее стихов – «жемчужины безупречного совершенства», отмечалось, что Анненский близок к Чехову, потому что в своих стихах он психологически достоверно отражает «мелочи и уколы жизни».

Анненский обновил весь русский стих. Он менял не форму стиха – наполнение. Он привел с собой сотни небывалых эпитетов. Он сделал метафоры конкретикой, а конкретику жизни – символом. Он изменил прихотливый внутренний ритм и рисунок русского стиха. Он увидел весь ужас, который предстоял.

Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Лишь тот, кто по-настоящему ценит красоту природы, искусства, человеческого общения, способен остро переживать ее хрупкость, конечность, незащищенность от враждебных ей сил.


2) Чтение и анализ стихотворения «Смычок и струны», 1909г.

Стихотворение было одним из самых любимых созданий Анненского.


Беседа.


- Какова композиция стихотворения?

(Внешне стих-е сочетает в себе признаки рассказа в стихах и драматического диалога (сам А. называл свои стих-я «пьесами»). Употреблены глаголы совершенного вида: зажег, взял, слил, не погасил, нашло. Субъект череды действий в начале стих-я назван неконкретно, а в конце – существительным «человек».


- Каков психологический смысл названия стих-я?

(В качестве вещественных знаков психологических отношений в нем использована вынесенная в заголовках пара «Смычок и струны». Конкретность, вещественность этих предметов контрастирует с крайней зыбкостью человеческого присутствия. Происходит своеобразная инверсия отношений между субъектом и объектом: психологические качества – способность чувствовать, думать, страдать – переносятся на предметы. Лик – скрипка.

Однако однозначной связи между этими словами не возникает: ассоциативно оно связывается и с главными действующими лицами – смычком и скрипкой, и шире – с любыми двумя тянущимися друг к другу существами.)


- Каков сюжет стих-я?

(Лирический сюжет сосредоточен на двух связанных между собой предметах, но сами предметы истолкованы символически, вовлечены в психологическое движение и потому сигнализируют о мире человеческих отношений. Этому способствует и форма драматического диалога, разворачивающегося в центральной части стих-я.)


- Как название стих-я связано с диалогом центральной части?

(Реплики драматического диалога фонетически и ритмически виртуозно имитируют прикосновение смычка к струнам. Миг переживаемого счастья неотделим от боли, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии – будто кратковременный мираж на фоне повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки - таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.)



IV. Итог урока. Вопросы по теме. Оценивание работы на уроке.


V. Домашнее задание. Биография Анненского, чтение стих-я наизусть.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!