Работа над новым материалом. Знакомство с автором Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Направленное чтение С.92-94 -Прежде чем познакомиться с рассказом, давайте остановимся на названии данного произведения «Ребята и утята». -Кто такие ребята? -Кто такие утята? -Чьи дети утята? -Что вы знаете об утке? Какая это птица? -О чем будет рассказ? 1 часть.(Маленькая уточка……шапками. с.92) . -Выбери непонятные слова. Слово верста найдите в учебнике. -Куда решилась дикая уточка перевести своих утят? -Кого боялась уточка? -Как она заботилась о своих утятах? -Кого увидели утята и утка на своем пути? -Что сделали мальчишки? -Как вы думаете, что будет дальше? 2 часть.(Все время……я подошел. с.92) -Ответьте на вопросы. -Как защищала мать своих утят? -Кто оказался свидетелем данной сцены? -Как вы думаете, что будет дальше? 3 часть. (Что вы будете……всех утят.с.92) -Как автор отнесся к увиденному? -Какая беседа состоялась у автора с ребятами? -Как вы думаете, что будет дальше? 4 часть. (Они …… утята. с. 92-93) -Как поступили ребята после беседы с автором? -Как вела себя мать? Прочитайте в тексте. -С кем можно сравнить мать? -Что вызвало смех у ребят? -Как закончился рассказ? -Сбылись ли ваши предугадывания? -Что больше всего взволновало вас? -Над чем заставил задуматься автор? -Назови главных героев рассказа. Физкультминутка Словарная работа - Как вы понимаете значение этих слов? в обход деревни - обходя стороной, не заходя в деревню. верста – старая русская мера длины равная 1,06 км, чуть больше 1 км. вода спала – меньше стало воды кузница – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей. зашвыряли – закидали паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле. места открытые для глаз человека – видно кругом далеко. Величайшее – большое, огромное. Разливалось – выходило из берегов. Болотистый – сырой. Анализ произведения. - Понравился ли вам рассказ? Какие вызвал чувства? Почему? - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или художественный? - Почему вы так считаете? Писатель изображает (изображать – создавать образ, картину) все, что волнует и интересует человека, с помощью слова. - Почему уточка так далеко устроила гнездо? - Зачем мальчики стали ловить утят? _ Что сказал им автор, когда увидел, что они делают? - Испугались ли мальчики? - Что автор приказал сделать? - Что он закричал вслед утятам? Составление плана текста. - Чтобы более детально проанализировать текст, предлагаю вам поработать в группах, примерив на себя одну из шляп -Итак, прошу представителей групп в нужном порядке выходить к доске, а всех остальных внимательно слушать и, если есть вопросы, или вы с чем-то не согласны, высказывать своё мнение. (выслушиваются все, кроме группы в синей шляпе) -А теперь приглашаю участников в синей шляпе. Ваша задача внимательно слушать вопросы этой группы и строить грамотные ответы. Обращение к пословице. «Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай» - Подходит ли пословица к произведению? Что она обозначает? - Как автор называет уточку с утятами ? (семья) - А утят? ( дочки и сыновья) -Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать? -А вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей. |