СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. "Н.С. Лесков. Рассказ "Старый гений"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Н.С. Лесков. Рассказ "Старый гений".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. "Н.С. Лесков. Рассказ "Старый гений"»

Николай Семенович Лесков  Рассказ «Старый гений»   Урок литературы в 8-ом классе Учитель русского языка и литературы Русова Ольга Викторовна

Николай Семенович Лесков Рассказ

«Старый гений»

Урок литературы в 8-ом классе

Учитель русского языка и литературы

Русова Ольга Викторовна

Цель урока выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью

Цель урока

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью
Задачи:   Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова. Формировать ценностные ориентации учащихся. Воспитание правильного отношения к порокам общества; Привитие интереса к изучению нравственных ценностей; Совершенствование навыков пересказа, анализа текста

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н.С. Лескова.
  • Формировать ценностные ориентации учащихся.
  • Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • Привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • Совершенствование навыков пересказа, анализа текста
   Николай Семенович  Лесков  (1831 – 1895)    Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания. Н.С. Лесков

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895)

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

Н.С. Лесков

Факты биографии  Родился Лесков 4 (16) февраля 1831года в с. Горохово Орловской губернии.  Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.  После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.  В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.

Факты биографии

Родился Лесков 4 (16) февраля 1831года в с. Горохово Орловской губернии.

Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.

После 1839 года, когда отец покинул службу, его семья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.

В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.

Братья Лесковы . Слева направо:  Василий, Михаил, Николай, Алексей Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг. Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1 Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.  Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .

Братья Лесковы . Слева направо: Василий, Михаил, Николай, Алексей

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Отец, был человек незаурядный, с широкими культурными интересами, любитель книг. Вспоминая о нем, Лесков писал: «У меня был отец большой замечательный умник и дремучий семинарист, в которого, однако, влюбилась моя мать, чистокровная аристократка».1

Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Мать писателя, как и бабушка, придерживалась крепких религиозных традици й.

Марья Петровна Лескова, мать писателя. Фотография 1873 г., Киев .

Николай Лесков.  1860 год  Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.

Николай Лесков.

1860 год

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными сторонами действительности В эти же годы пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.

 Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева — профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О. Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь». Н.С. Лесков. Фотография.  1861 г. Наталья Петровна Константиновна, тетка

Через два года перевелся в Киевскую казенную палату. Киев окрестил его счастьем, потому что живя у дяди Алфарьева — профессора медицины Киевского университета, он попал в среду молодых ученых. Стал много читать, ходил на лекции в университет. Овладел украинским и польским языками. Тут женился (1853 г.) на О. Смирновой. Брак был неудачным. В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я. Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь».

Н.С. Лесков. Фотография.

1861 г.

Наталья Петровна Константиновна, тетка

 С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях.  В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.

С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах в «Отечественных записках», в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам, посвященным быту провинциальной России; наиболее известные из них – «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Стебницкий.

 С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».  В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».

С началом 70-х гг. наступает вторая половина деятельности Лескова, почти свободная от злобы дня. Крупный успех романа «Соборяне» позволил и читателям и самому автору определить главный его талант и призвание – видеть и показывать яркую колоритность самых серых, на первый взгляд, положений и слоев русского быта. Один за другим появляются превосходные повести и рассказы: «Запечатленный ангел», Очарованный странник», «Несмертельный Голован», составившие в «Собрании сочинений» Лескова особый том под общим заглавием «Праведники».

В 1881 г. читателям представлен знаменитый «Левша».

Прижизненные издания  произведений Лескова

Прижизненные издания произведений Лескова

 Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.  Похоронен на Волковом кладбище Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894

Скончался Николай Семенович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 г. в Петербурге от приступа астмы.

Похоронен на Волковом кладбище

Тридцать пять лет служил он литературе, стремясь всем сердцем искать лишь «правды и истины», давая всякой картине «освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Лесков подошел к изображению жизни народа с такой стороны, с какой никогда не подходил ни один из русских писателей. В его творениях запечатлена вся глубинная Русь со своими праведниками, мастерами, «очарованными странниками» и «воительницами», которую он изобразил ярко, широко и светло, как она представлялась ему самому – большому, неповторимому художнику

Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894

Памятник Н.С. Лескову  В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.  В центре  - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .

Памятник Н.С. Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре  - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена на постаменте из полированного гранита. А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений .

«Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне» - эти книги Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы

«Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне» - эти книги Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью. « Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав»    Н.С.Лесков Герои Лескова

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

« Литература – тяжелое поприще, требующее великого духа поприще. Я всю жизнь бился за место в ней и только под старость вижу признание обществом за мною некоторых прав» Н.С.Лесков

Герои Лескова

Рассказ  «Старый гений»  Гений лет не имеет. Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.   Ларошфуко

Рассказ «Старый гений»

Гений лет не имеет.

Он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. 

Ларошфуко

Сформулируйте свою тему урока!

Сформулируйте свою тему урока!

ВОПРОСЫ УРОКА  Какие проблемы человека и общества  затрагиваются в рассказе?  Можно ли их считать мелочами жизни?  Только ли со временем Лескова может  быть связан случай, о котором рассказал  автор?

ВОПРОСЫ УРОКА

  • Какие проблемы человека и общества

затрагиваются в рассказе?

  • Можно ли их считать мелочами жизни?
  • Только ли со временем Лескова может

быть связан случай, о котором рассказал

автор?

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц .  Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Темы рассказа Н. Лескова «Старый гений» - тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц . Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» - беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».

Словарь Пассаж — странный и неожиданный случай (устар.). Вопиющий – вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый . Франт  – человек, любящий наряжаться, щёголь. Парадокс    Мнение,   противоречащее здравому смыслу  Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.  Явление,   кажущееся невероятным и неожиданным

Словарь

Пассаж странный и неожиданный случай (устар.).

Вопиющий вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый .

Франт человек, любящий наряжаться, щёголь.

Парадокс

  •   Мнение,   противоречащее здравому смыслу
  • Странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание.
  • Явление,   кажущееся невероятным и неожиданным
Значение слова «гений» Высшая творческая способность. Человек, обладающий такой способностью. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра. (С.И. Ожегов)

Значение слова «гений»

  • Высшая творческая способность.
  • Человек, обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

(С.И. Ожегов)

Ключевые слова  маленькая старушка-помещица неприятность идти жаловаться  великосветский франт  денежные затруднения рождество  старая приязнь надо смазать  игра в кошку и мышку тёмная личность  зверь травленый гениальные мысли  страшная перспектива, могущественное родство всё будет честно и благородно тревожно осматривается праздник стал светел и весел

Ключевые слова

маленькая старушка-помещица

неприятность

идти жаловаться

великосветский франт

денежные затруднения

рождество

старая приязнь

надо смазать

игра в кошку и мышку

тёмная личность

зверь травленый

гениальные мысли

страшная перспектива, могущественное родство

всё будет честно и благородно

тревожно осматривается

праздник стал светел и весел

Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?  Какое историческое время переживают персонажи рассказа?
  • Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

  • Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

Глава 1. Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?  2. Какие черты выделяет в ней автор?

Глава 1.

  • Почему старушка решила выручить из беды одного великосветского франта ?

2. Какие черты выделяет в ней автор?

Глава 2. Почему хлопоты старушки были безуспешны?  Почему нельзя было приструнить должника?  О чем это говорит?

Глава 2.

  • Почему хлопоты старушки были безуспешны?

  • Почему нельзя было приструнить должника?

  • О чем это говорит?
Глава 3. Почему старушка не могла «мазать»?  2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?

Глава 3.

  • Почему старушка не могла «мазать»?

2. Какой случай помог ей в решении трудной проблемы?

Глава 4. Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?  Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?

Глава 4.

  • Почему старушка поверила Ивану Ивановичу?

  • Почему рассказчик поверил старушке и помог ей деньгами?
Глава 5. Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?  Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?  3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?

Глава 5.

  • Каким образом старушка вернула свои деньги с процентами?

  • Считаете ли вы праведником «сербского сражателя»?

3. Что заставило господина вернуть деньги с процентами?

Такими ли вы представляли себе героев рассказа? Иллюстрация И. Пчелко

Такими ли

вы представляли себе героев рассказа?

Иллюстрация И. Пчелко

Подведение итогов. Почему рассказ назван «Старый гений»?  2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?  3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?

Подведение итогов.

  • Почему рассказ назван «Старый гений»?

2. В чем смысл эпиграфа к рассказу?

3. Какие проблемы общества затрагиваются в произведении?

Сделаем выводы Неблагодарность – один из худших человеческих пороков Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович» Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо

Сделаем выводы

Неблагодарность – один из худших человеческих пороков

Из-за бездействия и равнодушия властей страдают от несправедливости простые люди

Отрадно, что им на помощь приходят такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, как «гений Иван Иванович»

Нужно стремиться к тому, чтобы всем людям было хорошо

Алгоритм написания синквейна   1-я Кто? Что? 2-я 1 существительное Какой? 3-я 4-я Что делает? 2 прилагательных. 3 глагола. Что автор думает о теме? 5-я Фраза. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное

Алгоритм написания синквейна

1-я

Кто? Что?

2-я

1 существительное

Какой?

3-я

4-я

Что делает?

2 прилагательных.

3 глагола.

Что автор думает о теме?

5-я

Фраза.

Кто? Что?

(Новое звучание темы)

1 существительное

Синквейн   Лесков Яркий, самобытный Размышляет, убеждает, удивляет Отражает драму души простого талантливого человека Волшебник слова

Синквейн

Лесков

Яркий, самобытный

Размышляет, убеждает, удивляет

Отражает драму души простого талантливого человека

Волшебник слова

Синквейн    Русский человек     Простосердечный, умелый  Творит, переживает, сочувствует  Умом Россию не понять, в Россию можно только верить  Талант

Синквейн Русский человек

Простосердечный, умелый Творит, переживает, сочувствует Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Талант

Домашнее задание: подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»? писать из текста крылатые выражения, поговорки. Письмо должнику (старушке)  Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса.... Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо. Я………………………………………………………….

Домашнее задание:

  • подготовить рассуждение на тему:«Кто виноват в страданиях героини»?
  • писать из текста крылатые выражения, поговорки.
  • Письмо должнику (старушке) Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 Д класса.... Я внимательно прочитал(а) рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил(а) написать Вам письмо.

Я………………………………………………………….

Источник шаблона для презентации:  Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21  г. Иваново  Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Источник шаблона для презентации:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!