СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы на тему: "А.П.Чехов. Рассказ "Шуточка" (8 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок внеклассного чтения по творчеству Чехова А.П. Используется технология критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему: "А.П.Чехов. Рассказ "Шуточка" (8 класс)»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Курская область Льговский район



Конспект урока литературы

«А.П.Чехов. Рассказ «Шуточка»

8 класс

(Приём «Чтение с остановками» технологии критического мышления)





Учитель русского языка и литературы

Курбатова Галина Николаевна



























2018 год









Цель:

углубить представления о творческой манере Чехова, психологизме его рассказов; выявить средства раскрытия характеров персонажей; ознакомить с идейным содержанием рассказа «Шуточка»; помочь понять авторское осмысление поднятых в нем проблем; совершенствовать навыки комментированного и аналитического чтения.

Предметные результаты:

познакомятся с творческой манерой писателя, психологизмом его рассказов, со средствами раскрытия характеров персонажей; воспитывать понимание значимости любви в жизни человека, сострадание. Сочувствие, осуждение возможности игры над чувствами человека.

Метапредметные результаты:


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознает себя как индивидуальность и как член общества; участвует в творческом, созидательном процессе

Принимает и сохраняет задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формирует собственные мысли.


Методы и приемы:

  • Технология критического мышления;

  • Стратегиальное чтение;

  • Прием «чтение с остановками»;

  • Проблемный диалог;

  • Фронтальная, групповая работа.

Оборудование: текст произведения, тетради.

Сценарий урока.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа с лексическим значением слова – шуточка.

Учитель:

- Какие ассоциации у вас возникают со словом «шуточка».

(Ответы учащихся: шутка, каламбур, зубоскальство, насмешка, издёвка, выходка, прикол).

Просмотр значение слова «шутка» по словарю.

Учитель:

- Почему Чехов называет рассказ не шутка, а «Шуточка»? о чем заставляет задуматься существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом?

3. Чтение с остановками рассказа «Шуточка».

  1. Чтение 1 отрывка.

Ясный, зимний полдень… Мороз крепок, трещит. И у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.

- Съедемте вниз, Надежда Петровна! – умоляю я. – Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.

Но Наденька боится. Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.

Вопросы к 1 части рассказа:

  1. Назовите главных действующих лиц. (Рассказчик, Надежда Петровна).

  2. Кто рассказчик, каким вы его себе представляете? (Может быть, это молодой парень, друг Наденьки).

  3. Почему Наденька боится съехать с высокой горы на санках? ( Все пространство ей кажется глубокой пропастью.)

  4. Представляете ли вы ее состояние? (Да, представляю.) разделяете ли вы ее страхи? (Да, мне тоже страшно.)

  5. Предположите, о чем говорит сравнение склона горы, с которой хочет съехать на санках главный герой рассказа, с «покатой плоскостью, в которое солнце глядится, как в зеркало»?)

  6. Предположите, как будут развиваться дальше события. Согласится ли Наденька съехать с горы? Зачем рассказчику нужно, чтобы Наденька

2)Чтение 2 отрывка.

- Умоляю вас! – говорю я. – Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость!

Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.

Санки летят как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, свистит в ушах. Рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу… Вот-вот еще мгновение, и кажется – мы погибнем!

- Я люблю вас, Надя! – говорю я вполголоса.

Санки начинают бежать все тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы наконец внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит… Я помогаю ей подняться.

- Ни за что в другой раз не поеду, - говорит она, глядя на меня широкими, полными ужаса глазами. – Ни за что на свете! Я едва не умерла!

Вопросы ко 2 отрывку:

  1. После каких слов рассказчика Наденька уступает уговорам? (После слов о малодушии и трусости.)

  2. Как она уступает? (Уступает с «опасностью для жизни»).

  3. Как описан спуск с горы? Какие сравнения вам кажутся наиболее яркими? («Санки летят как пуля», «Рассекаемый воздух… больно щиплет от злости, хочет сорвать голову с плеч», «кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад»).

  4. В какое мгновение рассказчик произносит: «Я люблю вас, Надя!» (Когда кажется, что «еще мгновение, и кажется, - мы погибнем!»).

  5. Как вам кажется, зачем он это делает?

  6. Почему Наденька говорит, что второй раз не поедет, хотя главный герой еще не просил ее об этом?

  7. Предположите, состоится ли еще один спуск с горы?

3) Чтение 3 отрывка

Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою возле нее, курю и внимательно рассматриваю свою перчатку. Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова ил нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете. Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждет, не заговорю ли я. О, какая игра на этом милом лице, какая игра! Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко. Страшно, мешает радость…

- Знаете что? – говорит она, не глядя на меня.

- Что? – спрашиваю я.

- Давайте еще раз… прокатим.

Мы взбираемся по лестнице на гору. Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса.

- Я люблю вас, Наденька!

Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоуменнее. И на лице у нее написано: «В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?» эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.

Вопросы к 3 отрывку:

  1. Как описаны чувства Наденьки, вызванные услышанным признанием? («Ей неловко, страшно, мешает радость». Она боится и не может спросить, кто произнес слова о любви.)

  2. О чем говорит тот факт, что Наденька сама просит прокатиться еще раз? На что она надеется?

  3. Как характеризует рассказчика его «игра» с девушкой? Зачем он это делает?

  4. Как вы думаете, скажет ли главный герой, что это он говорил о любви к девушке, действительно ли он ее любит?

Чтение 4 отрывка:

- Не пойти ли нам домой? – спрашиваю я.

- А мне… мне нравится это катанье, - говорит она, краснея. – Не проехаться ли нам еще раз?

Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.

Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами. Но я прикладываю к губам платок, кашляю и. когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:

- Я люблю вас, Надя!

И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает… Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и все ждет, не скажу ли я ей тех слов. И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать:

— Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!

На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:

— Я люблю вас, Надя!

Скоро Наденька привыкает к этой фразе, как к вину или морфию. Она жить без нее не может. Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу. Подозреваются всё те же двое: я и ветер… Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно; из какого сосуда ни пить — всё равно, лишь бы быть пьяным.

Вопросы к 4 отрывку:

  1. Перестала ли Наденька бояться съезжать с горы? Почему же она старается ходить на каток с главным героем?

  2. Почему привыкает к словам любви, хоть и знает, кто их произносит: рассказчик или ветер?

  3. Как вы относитесь к рассказчику, который так играет чувствами девушки?

  4. Какую цель он может преследовать? Предположите, что случится дальше?

Чтение 5 отрывка



Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня… Затем она робко идет вверх по лесенке… Страшно ехать одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, наконец, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места… «Жжжж…» — жужжат полозья. Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать…

Но вот наступает весенний месяц март… Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург — надолго, должно быть, навсегда.

Как-то перед отъездом, дня за два, в сумерки сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором с гвоздями… Еще достаточно холодно, под навозом еще снег, деревья мертвы, но уже пахнет весной и, укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель. Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо… Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо… Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза… И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:

— Я люблю вас, Надя!

Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.

А я иду укладываться…

Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток, и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни…

А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…

Вопросы к 5 отрывку:

  1. Зачем автору нужно, чтобы рассказчик увидел, как Наденька съезжает с горы одна?

  2. Как наблюдение за девушкой характеризует рассказчика?

  3. Что переживает Наденька, когда наступил март?

  4. Почему она радуется, когда еще раз слышит слова о любви?

  5. Почему для замужней Нади те дни, когда она летела с горы, а ветер доносил слова любви, осталось самым счастливым и трогательным воспоминанием жизни?

  6. Зачем же шутил рассказчик? Каким человеком он кажется вам? А каким его представляет автор?

Анализ рассказа «Шуточка»

Слово учителя

Рассказ «Шуточка» впервые был опубликован в журнале «Сверчок» в 1886 году под псевдонимом «Человек без селезенки».

В журнальной редакции этого произведения рассказчик хочет, чтобы его невеста не боялась кататься с горы. На самом крутом вираже он произносит заветную фразу: «Я люблю вас, Надя!» девушка не может понять: то ли молодой человек произнес эти слова, то ли ей послышалось «в шуме вихря?» она просит «проехаться» еще раз; все повторяется, и опять ничего не понятно… За зиму Наденька привыкает к этой фразе, она приглашает молодого человека на чай, однако ничего не может понять. Наступает лето. Герой попадает в сад перед домом, где живет Наденька. Из-за кустов он выкрикивает желанную фразу – и: «Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во все лицо и протягивает навстречу ветру руки… Этого мне только и нужно… Я выхожу из-за кустов и, не дав Наденьке опустить рук и разинуть рот от удивления, бегу к ней и… Но тут позвольте мне жениться».

В 1899 году писатель переработал этот рассказ, совершенно изменив и внутренний облик рассказчика.

- Чем отличается герой первой редакции от героя второй редакции? Какие чувства испытывает к Наденьке герой в первой и второй редакции?

Работа с литературно-справочным материалом.

Психологизм – сосредоточение внимания на глубоком изображении душеных переживаний, на тонком анализе психологии людей.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя. Психологизм может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, "диалектика души" в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики).



Основные черты характеров героев

Герои

Высказывания

При каких обстоятельствах

Характер интонации

Как дополняет характеристику

Наденька






Рассказчик








Беседа с учащимися

  1. Назовите слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки во время их встреч?

  2. В чем особенность построения рассказа?

  3. Описанию каких чувств героини посвящена большая часть рассказа?

  4. Каких частей речи больше в этих описаниях?

  5. Какое движение обозначают они?

  6. Понял ли герой, что Наденьке вовсе не нравится кататься, а хочется еще и еще раз услышать заветные слова? Найдите в тексте фразы, содержащие ответ на вопрос.

  7. Любит ли Наденька героя? Поняли героиня, что ее спутник хотел над ней подшутить?

  8. Почему герой играет равнодушного наблюдателя?

  9. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа: «От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительную бегущую полосу… Вот-вот еще мгновение, и кажется – мы погибнем!»

  10. Почему в описании возникает образ ада? (Образ ада – своего рода «предостережение» автора: люди должны сохранить живую душу, а иначе, играя роль сторонних наблюдателей, равнодушно и холодно относясь к окружающей их жизни, они создадут в душе своей сущий ад).

  11. Раскаялся ли герой в том, что так поступил с Наденькой? Найдите в тексте ответ на вопрос. («А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…» Вероятно, герой изменился и сожалеет о случившемся).

Слово учителя.

Для одних любовь – шутка, для других – счастье, страсть, подобная ветру, а для ученых – химический процесс. У Наденьки появилась вера в себя, светлые воспоминания сохранились у нее на всю жизнь. У рассказчика так и не сложилась жизнь, а шутка навсегда осталась в памяти как нечто невозможное.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: добиться глубины и тонкости психологического изображения в рассказе «Шуточка» А.П.Чехову помогает активное обращение к читательскому сопереживанию, сотворчеству. Это становится возможным благодаря использованию следующих приёмов:

  1. Форма замаскированного психологического изображения.

  2. Психологический портрет.

  3. Изображение противоречие между персонажами.

  4. Психологический пейзаж.

  5. Использование деталей-намёков.

  6. Несобственно-прямая внутренняя речь.

  7. Умолчание о процессах внутреннего мира.






Рефлексия.

  • Как бы вы поступили на месте Наденьки?

  • Влюблялись ли вы сами?

  • Можете ли вы подшутить над человеком, который влюблен в вас?

  • Можете ли вы отличить злую шутку от доброй?

Домашнее задание.

Написать синквейны о рассказчике и Наденьке.

Образец синквейна

Наденька

Молодая, красивая, влюбленная

Живет, созерцает, ищет

Надежда Петровна!

Молодая девушка.



Рассказчик

Высокий, стройный, красивый

Шутит, проверяет, изучает

«И загадка остается загадкой!»

«С любовью шутки плохи!»











































Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы






Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы


















Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы






Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы




















Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы






Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы


















Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы






Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы








14



Скачать

© 2018 11085 410

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!