Урок по литературе на тему:
«Не позволяй душе лениться» (Николай Заболоцкий)
Ход урока:
Под музыку учитель читает стихотворение «Не позволяй душе лениться» и раздаёт листы с текстом.
Учитель: Здравствуйте, я прочитала для вас любимое стихотворение. Интересное оно? Оно заставляет думать, может быть, спорить? Да. Знаете, кто его написал? Я предлагаю вам самим узнать, кто, какой человек написал его. Вот предполагаемый образ поэта. Подходит к доске. Мы, скажем, «наполним» его своими суждениями, наработками. И в этом нам поможет его стихотворение. Согласны? Хорошо! Вот для этого нужны рабочие группы.
Где группа «Художники»? Вот они.
А группа «Фантазёры»? Хорошо!
Перед вами «Словесники»! Отлично!
И «Декламаторы»! Хорошо!
А теперь за работу!
Скажите, какие слова являются главными в этом стихотворении?
Душа
Лениться
Трудиться
Мы их расположим их в таком порядке…
А что такое душа?
О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»?
Подумайте и определите это слово с помощью одного или нескольких существительных.
Душа – это…
Опрашивает 4-5 человек.
А такие значения слова мы читаем в толковом словаре
Слайд 1
Прочитай, Сережа, первое значение.
Второе значение зачитает…
Какое значение слова подходит в данном стихотворении? Хорошо. Да. Душа, прежде всего, связана с кем? человеком.
Выходит слово человек.
У НАС ПОЛУЧАЕТСЯ душа – ленится – трудится – человек. Мы определили, о чём говорил поэт в своём стихотворении. Хорошо, идём дальше.
Сейчас каждая группа получает пакет с заданием. Быстренько озвучьте громко свои задания. Напоминаю, мы работаем над образом поэта.
Работа в группах. К каждой группе подходит, объясняет, указывает на почемучки.
Защита работ. Каждая группа называет по своей работе, каким он видит поэта.
Первыми выходят декламаторы. Хорошо прочитали! Поаплодируем артистам. Вопрос: как вы думаете, какой человек, поэт мог написать такие строки? Почему вы так решили?
Прикрепляют текст стих.к образу.
Художники выходят. Вопрос: какой, по-вашему, представляется душа поэта?
Прикрепление.
Фантазёры, мы ждём ваши ответы с нетерпением! Вопрос: почему? Доводы какие, основания?
Прикрепление
И наконец подходят словесники! Вопрос: исходя из стихотворения, можете сказать в общих словах, какой была жизнь этого человека?
На этом уроке вы трудились: рисовали, разгадывали тайны слов, читали выразительно, фантазировали. И тем самым все мы что делали? Да! Развивались. Таким образом, поэт призывает нас как жить? Трудиться, развиваться…, не лениться.
Убирает слово ленится.
Подходит к «образу» поэта. Мы решили, что поэт мужчина
отвергает лень;
человек с богатым жизненным опытом;
в труде он видел свое спасение, смысл своей жизни;
это человек не очень счастливый, возможно;
написал очень музыкальное стихотворение…
Молодцы, ребята, по одному стихотворению вы столько много правды сказали о поэте! Ведь творчество поэта, писателя – это отражение его внутреннего мира.
Это стихотворение написал русский поэт Н.А.Заболоцкий в 1958 году.
Спасибо, ребята, за урок. В память об этом уроке я хочу подарить закладки с афоризмами русских писателей. Все мы знаем, что 2015 год посвящён году литературы.