СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы общеметодологической направленности в 6 классе "Зимнее утро" А.С.Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок общеметодологической направленности

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  литература Класс:  6 Учащихся---20 Тема урока: А.С.Пушкин  «Зимнее утро» Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.

Тип урока:  общеметодологической направленности. Цели урока:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация;  актуализировать знания о сравнении.

Развивающая: развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – прививать любовь к литературе и поэтическому слову, формировать знания и умения, обеспечивающие  самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

   Планируемые результаты: 

Учащиеся научатся понимать своеобразие пейзажной лирики поэта, усовершенствуют навыки выразительного чтения текста, приобретут навыки выделения в тексте антитезы, аллитерации; углубят знания по анализу поэтического текста. Продолжат развивать умение делать выводы, воспринимать поэтические образы.

 Методическое и техническое обеспечение: учебник «Литература» 6 класс,  часть 1, «Просвещение», 2012г., музыкальное сопровождение –Чайковский «Времена года», фонохрестоматия (слушаем актёрское чтение)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                           1 этап. Мотивации.

Цель этапа:  - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приём «Фантастическая добавка»

-Представьте, что мы с вами находимся не в классе, а в небольшом деревянном домике в лесу. Закройте глаза и окунитесь в атмосферу зимнего леса вечером, утром.

(звучит пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»).

Что вы представили?

-А вот каким рисует перед нами зимний вечер и утро поэт.

(сопровождается презентацией)

Высказывания  детей -Печь в домике, тепло. Окна все «изресованы» морозными узорами. Кто-то слышит ветер, шум качающихся деревьев…

 

 

 

 

 

 

 

-Прослушивание актёрского чтения стихотворения по  фонохрестоматии.

-Чтение стихотворения учащимися.

Личностные.  -проявлять интерес к изучению темы Коммуникативные: - умение  слушать - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации  Познавательные:  - умение  строить речевое высказывание. Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Предметные. -выразительное чтение стихотворения

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:     актуализация знаний через пробное учебное действие.

 

- Какие слова вам непонятны?

 

 

 

_ Каждое стихотворение чем-то похоже на музыкальное произведение Чем?

 

 

 

«Фишбоун» с примерами изученных стихотворений Пушкина.

Голова- двусложные размеры

Верхние косточки- названия размеров

Нижние косточки- условия определения размеров+ примеры.

Хвост- знать условия выбора

Словарная работа

Аврора

Лежанка

 

 

  Имеет определённый ритм, рифму.

Работа со словарём. Знакомство с понятиями

двусложные размеры стиха, строфа

 

Работа в парах.

Учащиеся представляют свои «фишбоуны» с комментариями.

Личностные.  -оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: -планировать и выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания. - умение договариваться, приходить к общему решению.  Предметные умения: -работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение.

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

-Предлагаю поразмышлять над прочитанным. Объединитесь в группы и выберите себе  любой конверт с заданиями. (приём «Четыре конверта»).

 Работа в группах.

Учащиеся представляют свои размышления  на вопросы  в конвертах.

Высказывания учащихся

Личностные.  -проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.    - определять тему текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные.    - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в группах   при выполнении учебного задания. Предметные. - читать текст  осознанно, выразительно и без ошибок;

Физкультминутка   

 

-Представим себя в роли художника, стоящего перед холстом и изображающего зимнее утро. А в это время звучит Вивальди «Времена года. Зима»

Учащиеся изображают с помощью пантомимы.

 

                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:

формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности     

-Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро». Постарайтесь использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

(4 человека среднего уровня обученности  получают письменное задание).

 -Учащиеся выбирают тему, работают в парах.

 

Личностные. -интерес и творческое отношение к составлению сочинений

Познавательные.    - определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение; Регулятивные.     - принятие и сохранение учебной задачи, Коммуникативные. - адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания. Предметные. - находить в тексте и объяснять значение художественных фигур и тропов.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:  самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

.

- Что вас заинтересовало на уроке?

-Что узнали  на уроке? 

 

 

- Что или кто  помог  вам прийти к этому выводу?

- Оцените свою работу на уроке.   

 

 

Д./З.  Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

Пейзажная лирика Пушкина. Выразительность поэтического языка. Двусложные размеры стиха. 

Ребята. Учитель. Учебник. Словарь.

Учащиеся устно комментируют свои достижения. Используют три круга: красный (не понял), жёлтый (не всё), зелёный (всё понятно). Вывешивают круги на доску.

Личностные умения: — оценивать результат собственной деятельности. Познавательные умения: -определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности. Коммуникативные умения: — использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы общеметодологической направленности в 6 классе "Зимнее утро" А.С.Пушкин"»

Урок общеметодологической направленности

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  литература
Класс:  6 Учащихся---20
Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро» Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме.

Тип урока:  общеметодологической направленности.
Цели урока:

Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация; актуализировать знания о сравнении.

Развивающая: развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

Воспитательная – прививать любовь к литературе и поэтическому слову, формировать знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

  Планируемые результаты: 

Учащиеся научатся понимать своеобразие пейзажной лирики поэта, усовершенствуют навыки выразительного чтения текста, приобретут навыки выделения в тексте антитезы, аллитерации; углубят знания по анализу поэтического текста. Продолжат развивать умение делать выводы, воспринимать поэтические образы.

Методическое и техническое обеспечение: учебник «Литература» 6 класс, часть 1, «Просвещение», 2012г., музыкальное сопровождение –Чайковский «Времена года», фонохрестоматия (слушаем актёрское чтение)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                                                           1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 
- выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приём «Фантастическая добавка»

-Представьте, что мы с вами находимся не в классе, а в небольшом деревянном домике в лесу. Закройте глаза и окунитесь в атмосферу зимнего леса вечером, утром.

(звучит пьеса Чайковского «Январь» из альбома «Времена года»).

Что вы представили?

-А вот каким рисует перед нами зимний вечер и утро поэт.

(сопровождается презентацией)

Высказывания  детей
-Печь в домике, тепло. Окна все «изресованы» морозными узорами. Кто-то слышит ветер, шум качающихся деревьев…

 

 

 

 




-Прослушивание актёрского чтения стихотворения по фонохрестоматии.

-Чтение стихотворения учащимися.


Личностные. 
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение  слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации 
Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-выразительное чтение стихотворения

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
актуализация знаний через пробное учебное действие.



- Какие слова вам непонятны?




_ Каждое стихотворение чем-то похоже на музыкальное произведение Чем?




«Фишбоун» с примерами изученных стихотворений Пушкина.

Голова- двусложные размеры

Верхние косточки- названия размеров

Нижние косточки- условия определения размеров+ примеры.

Хвост- знать условия выбора

Словарная работа

Аврора

Лежанка



  Имеет определённый ритм, рифму.

Работа со словарём. Знакомство с понятиями

двусложные размеры стиха, строфа


Работа в парах.

Учащиеся представляют свои «фишбоуны» с комментариями.


Личностные. 
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению. 
Предметные умения:
-работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение.

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.


-Предлагаю поразмышлять над прочитанным. Объединитесь в группы и выберите себе любой конверт с заданиями. (приём «Четыре конверта»).


 Работа в группах.

Учащиеся представляют свои размышления на вопросы в конвертах.

Высказывания учащихся

Личностные. 
-проявлять эмоционально - ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.   
- определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.   
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в группах  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
- читать текст 
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Физкультминутка   


-Представим себя в роли художника, стоящего перед холстом и изображающего зимнее утро. А в это время звучит Вивальди «Времена года. Зима»

Учащиеся изображают с помощью пантомимы.


                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:

формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности   

-Постарайтесь создать небольшие устные сочинения «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро». Постарайтесь использовать в своей речи выразительные средства языка, которые встречаются в стихотворении Пушкина.

(4 человека среднего уровня обученности получают письменное задание).

 -Учащиеся выбирают тему, работают в парах.

 

Личностные.
-интерес и творческое отношение к составлению сочинений

Познавательные.   
- определять   главную мысль текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.    
- принятие и сохранение учебной задачи,
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре   при выполнении учебного задания.
Предметные.
- находить в тексте и объяснять значение художественных фигур и тропов.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

.

- Что вас заинтересовало на уроке?

-Что узнали на уроке? 



- Что или кто помог вам прийти к этому выводу?


- Оцените свою работу на уроке.   



Д./З.  Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

Пейзажная лирика Пушкина. Выразительность поэтического языка. Двусложные размеры стиха.

Ребята. Учитель. Учебник. Словарь.

Учащиеся устно комментируют свои достижения. Используют три круга: красный (не понял), жёлтый (не всё), зелёный (всё понятно). Вывешивают круги на доску.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!