СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Основной конфликт романа «Отцы и дети»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Основной конфликт романа «Отцы и дети»"»

Тема: Основной конфликт романа «Отцы и дети».

Цели:

Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича.

Выяснить, что может привести к конфликту между людьми.

Выявить сильные и слабые стороны конфликта.

Научиться выходить из конфликтной ситуации.

Воспитывать уважение к людям.


Ход урока.


I. Организ. момент.

II. Проверка д/з.

-Опрос уч-ся.

- Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (мини – тест по тв-ву Тургенева)

III. Работа по теме урока.

1. Слово учителя:

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.

Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи и Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.

2. Беседа с учащимися по роману.

- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?

/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.

- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./

Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.

- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/


Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

- А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.

/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/

Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

3. Словарная работа.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

- Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.

Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.

4. Вывод.

Итак, сегодня мы только начали разговор о противоборстве между Базаровым и Павлом Петровичем, о конфликте «отцов» и «детей». Спор между героями продолжится и в следующих главах.


IV. Итог урока. Рефлексия.


V. Домашнее задание. Написать отзыв, проанализировать произ-е.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!