СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Песни огненных лет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

 

Тема урока. Песни огненных лет.

Цель урока: дать представление о песенной поэзии времён Великой Отечественной войны, на примере песен Великой Отечественной войны воспитывать любовь к Родине, желание её защищать, воспитывать уважительное отношение к ветеранам,  участникам ВО войны и труженикам тыла; развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование  урока: компьютер, записи военных песен, портреты писателей-фронтовиков,  несколько репродукций на военную тему, эпиграфы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Песни огненных лет"»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ


Тема урока. Песни огненных лет.


Цель урока: дать представление о песенной поэзии времён Великой Отечественной войны, на примере песен Великой Отечественной войны воспитывать любовь к Родине, желание её защищать, воспитывать уважительное отношение к ветеранам, участникам ВО войны и труженикам тыла; развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование урока: компьютер, записи военных песен, портреты писателей-фронтовиков, несколько репродукций на военную тему, эпиграфы.

Ход урока: I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя.

С каждым годом всё дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский народ встал на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские люди проявляли чудеса героизма, женщины и дети сменили мужчин, ушедших на фронт, у станков и в поле. Страна напрягла все силы, сплочённая одной мыслью: «Всё для фронта – всё для Победы».

Одной жизнью с народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика – тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж… Особый подъём пережила в годы Великой Отечественной войны советская поэзия.

III. Проверка домашнего задания

Учащиеся должны были подготовить несколько слов о жизни поэта-фронтовика и его стихотворение.

1 ученик: Алесей Недолгов (1914 – 1948)

Родился в 1914 году в г. Александровске-Грушевском (ныне г. Шахты). Воевал с финнами рядовым, под Выборгом получил тяжёлое ранение. В Великую Отечественную – уже капитаном – был военным корреспондентом, прошёл Польшу, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, медалями. Умер в 34 года от последствий ранений в 1948 году.

22 июня 1941 года

Роса ещё дремала на лафете,

Когда под громом дрогнул Измаил:

Трубач полка

У штаба

На рассвете

В холодный горн тревогу затрубил.

Набата звук,

Кинжальный, резкий, плотный,

Летел к Одессе,

За Троянов Вал,

Как будто он не гарнизон пехотный,

А всю Россию к бою поднимал!

2 ученик: Александр Люкин (1919 – 1998)

Старший из семи детей в крестьянской семье Люкиных из села Шковерка Нижегородской губернии. Всю войну прошёл минёром.

***

Солдату ногу перебило.

И на краю родной земли

Стонал он горько и уныло:

– Братишка, сжалься, пристрели.

А за спиной дома горели,

Солдатки плакали в дыму …

И мы его не пожалели.

Мы сохранили жизнь ему.

3 ученик: Николай Старшинов (1924 – 1998)

Родился в Москве. В начале 1943 года, после пехотного училища, отправлен на Западный фронт. В боях под Спас-Деленском в августе 1943 года помощник командира взвода пулемётчиков Николай Старшинов был тяжело ранен и затем демобилизован по инвалидности.

***

Ракет зелёные огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.


Приказ: «Вперёд!»,

Команда: «Встать!».

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал чужую.


Когда, нарушив забытьё,

Орудия заголосили.

Никто не крикнул: «За Россию!..»

Но шли и гибли за неё.

4 ученик: Борис Тедерс (1923 – 1990)

Москвич. Воевал в пехоте на Прибалтийском фронте. Был ранен.

Пуля

На ладони,

От глины оттёртая,

Девятиграммовая

Мёртвая

Пуля давняя, заржавевшая,

Над виском моим просвистевшая…

За душой моей приходившая…

Не сумевшая – не убившая.

Перелётная – не убойная…

Пролетевшая, не попавшая,

Пацана, меня проморгавшая…

Погребённая, ржой покрытая.

Не прощённая,

Незабытая…


5 ученик: Юлия Друнина (1924 – 1991)

Ей было 17, когда в 1941 году она добровольно ушла на фронт. Всю войну Юлия Друнина прошла санитаркой, выносила раненых с поля боя. Дважды была ранена. После первого тяжёлого ранения вновь вернулась на фронт, и только после второго ранения, когда её окончательно комиссовали, в 1944 году пришла Литинститут. 20 ноября 1991 года её не стало.

***

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.




6 ученик: Виктор Кочетков (1923 – 2000)

Родился в деревни Балахоновке (Самарская губерния) в многодетной крестьянской семье. Отец погиб в 1941 году. С 1942 года Виктор Кочетков воевал на Воронежском и 2-м Уральском фронтах. Был в плену.

***

Не мы судьбу, судьба нас выбирала.

Был выбор у судьбы-войны недолгий.

Вот три приметы нашего Вчера:


Крестьянская изба на берегу Урала.


Окоп стрелковый да блиндаж над Волгой.


И обелиск на берегу Днепра.


7 ученик: Владимир Кулагин (род. в 1923 году).

Родился в 1923 году в селе Еремейцеве Ярославской области. На фронт ушёл осенью 1941 года. Прошёл всю войну. В настоящее время продолжает писать стихи и прозу.

***

У царицы полей,

У пехоты,

Мотыльковая жизнь

На войне.

За полсуток

Две кадровых роты

В пулемётном горели огне.

Третью роту на четверть скосило.

Привели пополненье взамен.

А на фронте всё так же, как было –

Без существенных перемен.

8 ученик: Эдуард Асадов (1923 - 2004)

Родился в 1923 году в Туркменской ССР, в городе Мары. Родители – учителя. Сразу после школы, которую заканчивал уже в Москве, добровольцем ушёл на фронт. Воевал на четырёх фронтах, стал командиром батареи «катюш». В мае 1944 при освобождении Севастополя был тяжело ранен в голову и потерял зрение.

В землянке

Огонёк чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом:

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чём.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: «Эх!..» -

И замолк; второй качнулся,

Подвил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: «Ох!..»

«Да…» - ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвёртый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: «Ага!»

«Не могу уснуть, нет мочи, -

Пятый вымолвил солдат. –

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!»

IV. Беседа о военном детстве

Слово учителя: Юлия Друнина написала такие стихи о войне:

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Страшно было всем, потому что война – это кровь, боль, смерть, страх за близких и родных. Но страшнее всех было тогда детям. (На доске репродукция картины Платова «Фашист пролетел»).

Дети военной поры… Война лишала их не только детства, но иногда и жизни.

Учащиеся читают наизусть стихотворение В. Тушновой «Кукла» и стихотворение М.Джалиля «Они погнали матерей…»

V. Беседа по песням времён Великой Отечественной войны

Слово учителя: В прочитанных вами стихотворениях, написанных поэтами-фронтовиками, выражена необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний. Песни эти очень любят и поют и сейчас и те, кто родился под мирным небом второй половины XX века.

Обращение к эпиграфу урока:

«Кто сказал, что нужно бросить

Песни на войне.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне»

Слово учителя: Близкая сердцу солдатская песня

Тонкий смычок вырывала из рук,

И подхватили мы песню, запели,

И разомкнулась вокруг тишина.

Там, где шумели кудлатые ели, -

Русская песня была слышна.

Это слова поэта-фронтовика Алексея Фатьянова. Песня помогала людям жить в то тяжёлое, страшное время. С первых дней войны зазвучали такие боевые, походные песни, как «До свиданья, города и хаты» Михаила Исаковского, «Песня смелых» А.Суркова и, наконец, прогремевшая по всей стране «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.

Звучит запись песни «Священная война» в исполнении учащихся под караоке компьютера.

Слово учителя: Стихи В. Лебедева-Кумача были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда». А чуть позже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале с этой песней провожали на фронт первые эшелоны с войсками.

Настанет время, и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. А для первых слушателей и исполнителей эта песня звучала как клятва, может быть последняя в их жизни.

Вопросы к учащимся:

  1. Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

Слово учителя: У Александра Твардовского есть такие строки:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

  1. Как вы понимаете значение словосочетаний «священная война» и «благородная ярость»?

Слово учителя: Много песен было посвящено столице нашей Родины – Москве. Одна из таких стала в наше время гимном Москвы. Это песня «Моя Москва». Музыка Дунаевского, слова Лисявского.

Учащиеся слушают запись песни «Моя Москва».

Беседа по третьему куплету песни.

Вопрос к учащимся: О каких 28 сынах поётся в этой песне?

Подготовленный учащийся рассказывает о подвиге 28 панфиловцев на Волоколамском шоссе. О словах политрука Клочкова, нашего земляка-саратовца, «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

Слово учителя: И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Эти слова высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23-м километре Ленинградского шоссе – том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг.

В песнях военных лет замечательно выразились полнота и многообразие духовно мира человека.

Алексей Сурков написал задушевную, глубоко лирическую песню «В землянке». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех, разлучённых войной.

Звучит песня «В землянке» в исполнении учащихся под фонограмму.

Слово учителя: Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании этой песни?

(Ответы учащихся.)

Слово учителя: Во время войны цензура не хотела пропускать стихотворение А. Суркова «В землянке», так как там были «излишне печальные строки». Аргументом было: «Зачем расстраивать воюющего солдата?»

Вопросы к учащимся:

  1. Как вы думаете, какие строчки показались цензуре печальными?

  2. Какое впечатление, по вашему мнению, могло произвести это стихотворение на солдата?

(Ответы учащихся.)

Слово учителя: Осознание, что солдата ждут и верят в его неуязвимость, поддерживало его в трудные минуты боя и в минуты затишья, которые давали возможность послать весточку домой, к тем, кто ждёт. И летели письма – поэтические послания – с фронта. Таким письмом посланием является и стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвященное его жене актрисе В.Серовой.

Давайте послушаем его.

Учащийся читает наизусть стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Слово учителя: В одном из писем-откликов на стихотворение «Жди меня» было написано: «Оно вселяло надежду в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. Я ежедневно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву: «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло…» - и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».

Вопрос к учащимся: Что, на ваш взгляд, позволило назвать это стихотворение молитвой?

(Ответы учащихся)

Беседа по песням «Огонёк», «Москвичи», «Соловьи», «Эх, дороги…»

Вопросы по песне «Огонёк»:

  1. Что поддерживало бойца в неравной схватке с врагом и давало ему силу крепче бить ненавистного врага?

  2. Почему автор называет фронтовую семью славной?

  3. Как вы понимаете выражение «фронтовая дружба»?

Вопросы по песне «Соловьи»:

  1. Минуты затишья на фронте. О чём мечтали бойцы в такие минуты? Во что верили?

Вопросы по песне «Эх, дороги…»

  1. Каким настроением пронизана песня?

  2. Почему автор этой песни Лев Ошанин заканчивает песню словами «Нам дороги эти позабыть нельзя»?

Песня «Москвичи». Чтение песни под фонограмму.

Слово учителя: По всей Европе есть могилы русских солдат. Солдат, остановивших коричневую чуму, фашизм. Для них жизнь остановилась, но для нас, живущих ныне, они совершили подвиг.

В годы войны наша страна потеряла более 20 млн. граждан, среди которых и солдаты, и мирное население: старики, женщины, дети. В том числе и наши земляки. Давайте почтим их память Минутой молчания.

Минута молчания.

Слово учителя: А может нам о ней забыть?...

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда: «Не надо!

Не надо память ворошить!»

Да, это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

А может оказаться правы

И справедливы те слова,

Но даже, если это правда,

Такая правда не права!

Чтоб вновь на голубой планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война –

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как воздух, нам нужна!

Почему мы должны помнить ту войну?

(Ответы учащихся.)

Слово учителя: О том, что произойдёт, если забыть героическое прошлое своей Родины, пишет Роберт Рождественский в своём стихотворении «Послевоенная песня», которая тоже впоследствии стала песней, которую уже в 80-е годы исполнил всем вам известный Дмитрий Харатьян.

Задохнулись канонады -

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем вновь

Встречать рассветы,

Верить и любить,

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть!

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем –

Вновь придёт война.

Слово учителя: Память нужна не только погибшим, но и живым. Два дня назад вы были свидетелями, как наша память нужна нашим ветеранам войны и труженикам тыла, ныне живущим. Как вы думаете, чем мы можем помочь людям, которые приближали наше светлое будущее?

Ответы учащихся.

Заключительное слово учителя: Сегодня мы вспомнили стихи и песни, рождённые Великой Отечественной войной. В этих песнях неповторимая атмосфера тех далёких огненных лет. Каждая связана с чувствами высокого патриотического подъёма, непреклонной решимости, устремлённости к Победе.

VI. Итог урока.

Слово учителя: Я очень надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти не только как разговор о военных песнях, но и как призыв к изучению героического прошлого нашей Родины, призыв защищать её в случае необходимости, потому что Родина – это мать, сестра, любимая… Каждый человек определяет Родину по-своему. Дома вы напишите небольшое мини-сочинение на тему «Родина – это…» и подготовите исполнение и анализ одной из песен военных лет.




Близкая сердцу солдатская песня

Тонкий смычок вырывала из рук.

И подхватили мы песню, запели,

И разомкнулась вокруг тишина.

Там, где шумели кудлатые ели, -

Русская песня была слышна.


А. Фатьянов


Кто сказал,

Что нужно бросить

Песни на войне.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!