Урок-игра по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" проводится в форме викторины или брейн-ринга, когда отвечает первой та команда, которая раньше зажгла лампу (или подняла руку). Класс делится на две команды: «Ляпкины» и «Тяпкины». Сначала командам предлагается ответить на одиннадцать вопросов , выявляющих уровень владения учащимися содержанием текста.
Первое задание — «словарик». Команды либо получают карточки со словами которые должны объяснить, либо поочередно объясняют слова, вышедшие из употребления
Второе задание— «суперблиц». От каждой команды вызывается
по одному игроку, которые хорошо знают текст. Каждый должен
ответить на три вопроса.
Третье задание — «черный ящик». Ведущий предлагает поочередно командам угадать, что находится в «черном ящике».
Четвертое задание — «лото». Командам предлагается одинаковый набор карточек, на которых написаны имена, фамилии и должности персонажей. Карточки перемешаны, их задача — сложить их в определенном порядке. Например: Лука Лукич, Хлопов, смотритель училищ; Иван Кузьмич, Шпекин, почтмейстер и т.д.
Пятое задание — «отчет ревизора». Командам предлагается написать отчет о Положении дел в городе или вообще в России, что, собственно, и имел в виду Гоголь. Представим себе, что ревизор оказался честным человеком и раскрывает в своем деловом отчете картину российской действительности. Можно помочь ребятам , выделив конкретные темы:
- произвол властей;
- культурный и интеллектуальный уровень общества,нравственность и мораль высшего общества;
-суд, образование, медицина, социальные
службы,права человека.
«Ревизор» не карикатура», — так считал Гоголь. Следует исходить из этого факта.
Подведение итогов. Подсчитываются командные очки и награж- Даются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.