СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предполагает работу с текстом (наблюдение, анализ, сравнение) и подтекстом. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"»

№ 51 Литература 6 класс Дата 16.01.18

Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»

Цель урока:  анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова

Образовательные: анализ эпического произведения,  смысловое чтение  текста.

Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.

Метапредметные:

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Регулятивные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Предметные: раскрыть мастерство стиля, детали;  уметь определять авторскую позицию в тексте.

Тип урока. Урок открытия нового знания

Краткость- сестра таланта.

А. П. Чехов

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ
Ход урока

1.Мотивация познавательной деятельности

2.Актуализациянеобходимых знаний

1) Верные/неверные утверждения:

  1. Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.

  2. Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.

  3. Являлся кормильцем в семье.

  4. Терпеть не мог врачей.

  5. Подписывал свои рассказы псевдонимами

3. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Обращение к эпиграфам:

-Как вы понимаете эти слова?

  1. Обращение к иллюстрациям.

Как можно сформулировать тему нашего урока?

А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»

4.Открытие нового знания

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Какое событие происходит в рассказе?

Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев? Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?

Чехов создает речевой образ героя, через речь интонацию передает особенности характера персонажа .

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”


Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? Глаголы.
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)  – Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
      — Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
      В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены» 
      — Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
      — Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
      «Нафанаил немного подумал и снял шапку».     «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».   «...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»
      — Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
      Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
6.Коллективная работа. Составить синквейн.

1 ряд толстый 2 ряд тонкий
7. Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок

Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на тему:«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!