№ 51 Литература 6 класс Дата 16.01.18
Тема «Речь героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация»
Цель урока: анализ рассказа «Толстый и Тонкий» А.П.Чехова
Образовательные: анализ эпического произведения, смысловое чтение текста.
Развивающие: излагать своё мнение в учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Воспитательные: на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.
Планируемые результаты:
Личностные: оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев.
Метапредметные:
Познавательных
-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смыслового чтения текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации)
-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)
Регулятивные: развивать операции логического мышления, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, определять цели деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативных
-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Предметные: раскрыть мастерство стиля, детали; уметь определять авторскую позицию в тексте.
Тип урока. Урок открытия нового знания
Краткость- сестра таланта.
А. П. Чехов
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Ход урока
1.Мотивация познавательной деятельности
2.Актуализациянеобходимых знаний
1) Верные/неверные утверждения:
Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
Являлся кормильцем в семье.
Терпеть не мог врачей.
Подписывал свои рассказы псевдонимами
3. Мотивация познавательной деятельности.
Обращение к эпиграфам:
-Как вы понимаете эти слова?
Обращение к иллюстрациям.
Как можно сформулировать тему нашего урока?
А.П.Чехов, мастер слова, умел в малую форму уместить большое содержание. Его рассказы полны доброты, ума, это россыпь юмора. Как же удавалось писателю это? Некоторые секреты Чеховского мастерства мы сегодня откроем, ведь недаром у нас урок открытий. А сосредоточим свое внимание на очередном «маленьком рассказе» «Тонкий и толстый»
4.Открытие нового знания
Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)
Какое событие происходит в рассказе?
Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения героев? Что преобладает в рассказе: повествование, описание, диалог?
Чехов создает речевой образ героя, через речь интонацию передает особенности характера персонажа .
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части? Глаголы.
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) – Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
Михаил (толстый), привыкший к чинопочитанию на службе, был рад встретиться с человеком, с которым он когда-то общался на равных. Чинопочитание лишает общение простоты, душевности; человек при этом видит не личность товарища, а лишь его мундир, его чин и звание. Толстый встретил, как ему показалось, друга и душевность, которая превратилась в самую отвратительную форму чинопочитания. Это заставило толстого отвернуться от тонкого. Но все же он подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.
— Какие повторы мы встречаем в тексте? Каково их значение?
В первой части читаем: «Оба были приятно ошеломлены» — оба героя рады встрече, хотя об этой радости говорится настолько высокими словами, что в них чудится оттенок иронии. В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены»
— Чем отличаются третий раз сказанные тонким слова о жене и сыне от первого и второго раза? С какой интонацией вы их произнесете?
— Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога?
«Нафанаил немного подумал и снял шапку». «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца». «...Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...»
— Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что Нафанаил «немного подумал»?
Очень важный вопрос: мы видим, что привычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу.
6.Коллективная работа. Составить синквейн.
1 ряд толстый 2 ряд тонкий
7. Рефлексия. Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон»
Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. Оценки за урок
Вывод: Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение на тему:«Что смешно, а что грустно в этом рассказе?»