СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме " Э. Хемингуэй. Повесть "Старик и море"- гимн вселенной и человеку" для учителей литературы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку."»

ТЕМА УРОКА: Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку.

ЦЕЛИ:

  1. Обзорно познакомить учащихся с биографией Э.Хемингуэя, особенностями его творчества, историей создания повести « Старик и море». В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл этого небольшого по объему произведения одного из ведущих реалистов 20 века

  2. Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы, т.е обучение интерпретации текста.

  3. Нравственное воспитание.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок анализа с применением ИКТ ( презентация)

ОБОРУДОВАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ:

Мультимедиа проектор, на доске – портрет Э.Хемингуэя

ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент ( тема, цель урока) Слайд 1

  2. Вступительное слово учителя

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими его на почти верное поражение, Х. и в жизни стремился воплотить тип своего героя. Охотник , рыболов, путешественник, военный корреспондент, солдат, он самого себя испытывал на прочность, порой рисковал жизнью – не ради острых ощущений, а потому что осмысленный риск подобает настоящему мужчине. Слайд 2

3. Сообщение ученика о творчестве Х.

  1. Выразительное чтение стихотворения Е.Евтушенко.

    • Что поражает в личности Хемингуэя? Таким ли вы представляли себе автора повести, когда читали « Старик и море»? Можно ли назвать самого писателя « человеком борющимся»?

    • Еще раз вернемся к понятию « метод айсберга»? Как вы поняли, что это за метод? Слайд 3 ( запись в тетради)

Этот характерный стиль Х. наиболее отчетливо и последовательно воплощен в повести « Старик и море». Действие этой повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старому рыбаку удается изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу его добычу пожирают акулы, и он остается ни с чем. Сюжет прост и строг. Однако в узкие рамки сюжета « втиснута» богатейшая философская проблематика, и перед читателем не только открывается история долгой и нелегкой человеческой жизни, но и ставятся вопросы космического порядка: о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений, о единстве человека и природы и многие другие. Итак, познакомимся вкратце с историей создания повести.

  1. Сообщение ученика об истории создания повести « Старик и море» Слайд 4,5

  2. Аналитическая беседа по тексту

    • Итак, повесть построена так, что за ее абсолютной внешней

реалистичностью( точно описан быт старика( какой?): постель из газет, лодка, рыболовецкие снасти, кофе в банке) все время чувствуется подводная часть « айсберга»- глубина проблематики. Вот, к примеру, мы знаем, что старика зовут Сантьяго, а мальчика Манолин, но их имена очень редко звучат в повести, Х просто пишет

« старик и мальчик» Почему? ( символы двух поколений, старого и юного, уходящего и приходящего, символы передачи мудрого опыта детям. Почему в конце повести старик не умирает? Зачем он должен поправиться? ( Старик не умрет, пока мальчик не научится всему , что тот знает)

  • В начале повести сказано, что родители мальчика считают старика «самым что

ни на есть невезучим», мальчику жалко старика , а его парус напоминает « знамя наголову разбитого полка. ( зачитываем фрагмент текста. Слайд 6) Согласны ли вы с тем, что старик сломлен ударами судьбы и теперь может вызвать только жалость? Какая деталь в портрете старика говорит о его истинной сущности? ( « Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается») Можно ли сказать, что мальчик только жалеет старика?

  • Когда старик выходит в море, он думает о своем одиночестве, разговаривает сам с

собой и жалеет , что нет рядом с ним мальчика. Действительно ли старик одинок? Как Х. показывает связь старика с окружающим миром? ( Море, звезды, птицы, рыбы)

Найдите в тексте фрагменты, говорящие о единстве человека и природы ( Слайд 7)

Вывод : В чувствах и рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – его родня, между ними и стариком нет грани: они также борются за жизнь, также страдают, также любят друг друга.

  • Центр повести – старик и пойманная им рыба. Зачитаем эпизоды, связанные с ними( описание рыбы, мысли старика, его слова, обращенные к ней )

Можно ли сказать, что старик восхищается рыбой? А жалеет он ее?

Как же эти чувства сочетаются с желанием старика убить рыбу? Объяснимо и понятно ли это желание? ( Для старика этот поединок с рыбой уже превращается в возможность утвердить себя в честном поединке с достойным противником. Трагическое противоречие: чтобы самоутвердиться, ему приходится убить того, кем он восхищается.)

А что в рыбе восхищает старика? Почему он так уверен, что рыба – самец? Какой смысл вкладывает в этот факт сам Х.?( Рыба огромна, прекрасна, она, как и старик, отчаянно борется с судьбой и не сдается. Мужчина против мужчины, один на один,

- такова мысль писателя) Слайд 8

Итак, наступает последний акт их поединка. Какой вопрос задает старик рыбе? Зачитаем этот эпизод. Видим ли мы радость старика? Почему? Опишите его состояние? О чем он думает? Как меняется его состояние, когда нападает первая акула?

В ярости и злобе, собрав все силы, старик борется с акулами, раздирающими рыбу.

Слайд 9 Почему, когда акулы терзают рыбу, ему кажется, что они терзают его самого? Только ли свой улов защищает старик?

Воля к жизни, к победе – вот что объединяло старика и рыбу. Ощущение единства и приводит к терзаниям старика, когда акулы рвут рыбу на части. Он чувствует себя в ответе за своего прекрасного противника. И защищает он не только, и не столько свой улов рыбака ( это было бы слишком просто и слишком поверхностно) – он защищает поверженную им во имя самоутверждения красоту от тех, кому не хватает смелости биться честно и кто способен рвать на части уже мертвого. Старик чувствует свою вину перед рыбой: он загубил ее напрасно. Подтвердите это цитатой из текста.

Трагический исход отчаянной борьбы с акулами приводит старика к мучительной мысли. Какой? (что он побежден, хотя свою жизнь он сумел отстоять) Как старик пытается сопротивляться мыслям о собственном поражении? ( зачитать. Слайд 10)

Кто победил старика? Никто :ни рыба, ни акулы. Он просто слишком далеко зашел в море, то есть затеял непосильную игру с судьбой – и вернулся ни с чем

Каким образом мальчик пытается поддержать старика, когда тот возвращается домой? ( зачитаем фрагмент) Слайд 11

  1. Подведение итогов урока

Итак, побежден ли старик? Судьба наказала его , но не сломила. Итак, какая фраза Х. выражает основную мысль повести? Слайд 12

Повесть была удостоена Нобелевской Премии в 1954г. Как вы можете объяснить столь высокую оценку , данную произведению?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!