СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Красивая и гордая душа».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать учащимся историческую значимость событий 14 декабря 1825г., их отражение в творчестве Н.А. Некрасова; показать подвиг жен декабристов на примере княгини Е.И. Трубецкой.  

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Красивая и гордая душа».»

Урок литературы в 8 классе по теме: «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины». Красивая и гордая душа».

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Цель: показать учащимся историческую значимость событий 14 декабря 1825г., их отражение в творчестве Н.А. Некрасова; показать подвиг жен декабристов на примере княгини Е.И. Трубецкой.
Задачи:
Образовательные:
1) расширить знания учащихся об исторической тематике русской поэзии;
2) показать глубокий патриотизм поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»;
3) развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
4) развивать умение работать с текстом, выразительно читать;

5)развивать умение учащихся давать характеристику действующим лицам (Е.И. Трубецкой).

Воспитательные:
1) учить соотносить литературных героев с реальными историческими личностями;
2) воспитание культуре к историческому прошлому России;
3) продолжить развитие патриотического воспитания учащихся на примере героических подвигов жен декабристов.
Коррекционные:
1) расширить словарный запас учащихся;
2) активизировать устную речь учащихся;
3) следить за произношением учащихся;
4) развивать навык чтения с губ.

Оборудование: Портрет Некрасова Н.А.; мультимедиа-проектор для показа серии « Портреты декабристок», иллюстрации « Сенатская площадь», « Восстание декабристов» и др.; таблички; физическая карта России; эмблемы групп учащихся «географов», « литературоведов», «историков».
Словарь:

Незабвенный такой, которого не забыть.
Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, героический, благородный.
Духовные качества жен декабристов:
бескорыстная и жертвенная любовь;
чувство собственного достоинства;
твердость характера;
самоотверженность;

мужество.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем изучение 1 главы замечательной поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Прошло более 170 лет, но интерес к декабристам, а в особенности к их женам не утихает.

Некрасов задумал написать поэму из 9 глав. Это ему не удалось осуществить. Он хотел показать подвиг и других декабристок.
Сегодня мы попытаемся раскрыть духовный мир этих прекрасных женщин. (Показ портретов декабристок через мультимедиа-проектор: Екатерины Ивановны Трубецкой, Марии Николаевны Волконской, Александры Григорьевны Муравьевой).

Используется романс « Гори, гори моя звезда!».
2. Сообщение темы урока.

Чтение отрывка из стихотворения Л. Татьяничевой:

« У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в них могла тебе открыться
Красивая и гордая душа».

Тема урока: Поэма Н.А. Некрасова « Русские женщины». «Красивая и гордая душа».
-Как вы понимаете: «красивая душа»? «гордая душа»?
Красивая (душа)- высоконравственная;
гордая (душа)- исполненная чувства собственного достоинства, самоуважения
.
3. Знакомство с планом урока.
1. Первая учебная ситуация.

Вступительное слово учителя.
2. Вторая учебная ситуация.
Выступления учащихся. Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
1) группа «историков» - «Высок и свят их подвиг незабвенный».
2) группа «географов»- «Дорога скорби и печали».
3) группа « литературоведов» - «Пленительный образ Е.И. Трубецкой».
3. Третья учебная ситуация.
Коллективное обсуждение основных вопросов урока с привлечением текста поэмы.

4.Работа над темой.

1).Историческая основа поэмы.

- Прежде чем перейти к нашей основной теме, давайте поговорим об исторической основе поэмы. В этом нам помогут учащиеся из группы «историков».

1-й учащийся: В 1825 г., 14 декабря произошло в России вооруженное восстание против самодержавия. Возглавляли восстание члены тайных революционных обществ. Это были передовые люди того времени. Среди них преобладали офицеры, участники войны 1812 г. Мятежные офицеры привели свои полки на Сенатскую площадь утром 14 декабря (поэтому их и называют декабристами). Несколько раз конница безуспешно атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших артиллерийским огнем.
Малков А.: Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 579 человек. Сто двадцать человек были сосланы в Сибирь – на каторгу и вечное поселение.
Тридцать лет декабрист пробыли в ссылке. Из ста двадцати выжили и вернулись лишь девятнадцать человек.
2-й учащийся: Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жены:

Екатерина Ивановна Трубецкая,

Мария Николаевна Волконская,

Александра Григорьевна Муравьева,
Елизавета Петровна Нарышкина и др.

Это были образованные, любящие искусство, знатные, богатые молодые женщины. Они первые из жен декабристов последовали за своими мужьями в Сибирь.
2). БЕСЕДА:

-Почему Некрасов посвятил 1 главу княгине Трубецкой?
(Первая последовала за мужем в Сибирь)
- Что мы узнали о ней?
(Группа «литературоведов» дополняет ответы учащихся:
«Отец Екатерины Ивановны Трубецкой - французский эмигрант, граф И.С. Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого, будущего декабриста. Она была первой из жен декабристов, добившихся у царя разрешения последовать за мужем в сибирскую ссылку»).
- Почему последовали в Сибирь жены декабристов ? Подтвердите свои ответы словами из текста.

- Какие черты характера у них проявились? (Самоотверженность, решительность).

1ученик из группы «литературоведов» пишет на доске лексическое значение слов.

Решительность - твердость в поступках, непреклонность.
Самоотверженный- жертвующий своими интересами ради других, героический и благородный.

- С какими трудностями пришлось встретиться декабристкам по пути следования в Сибирь? (Путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги не существовали. Ехали обычно зимой по санному пути, пока реки были замерзшими. Путника подстерегали сильные морозы, метели, снегопады. Местность малонаселенная).
Группа «географов» дополняет ответ.

Ученик: Группа «географов» провела исследование пути следования декабристов и их жен. Этот маршрут мы назвали «Дорога скорби и печали». Путь проходил от Петербурга до окраин Сибири через области…, … (путь следования обозначен на физической карте флажками). Мы высчитали, что путь до Иркутска составляет более 5.000 км, до Читы более 6.000 км. А до Нерчинска надо было преодолеть в зимний мороз около 7.000 км.

- Замените предложения словами из текста:
Путь в Восточную Сибирь был долгим - ……
Путников подстерегали сильные морозы, метели, снегопады - …..

Путь в Сибирь был опасным - …..
Третья учебная ситуация. Анализ эпизода встречи Е.И. Трубецкой с губернатором Иркутска. Встреча Трубецкой с губернатором – самое последнее и тяжелое испытание на пути к поставленной цели.

- Давайте проследим, как нарастает напряжение в противостоянии двух воль: воли губернатора и воли княгини.
Класс делится на две группы.

1 группа: Проследите по тексту, как губернатор наращивает психологическое давление на молодую женщину с целью заставить её вернуться домой.

2 группа: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического поступка.

Губернатор

Княгиня Е.И.Трубецкая

Пугает её опасной дорогой.

«Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть»

«Я сильна…

Уж недалёк мой путь …».

Напоминает о горе отца.

«Но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей!».

«Нет! Что однажды решено –

Исполню до конца…».

«Но долг другой – меня зовёт…».

Напоминает о страшной жизни среди каторжников.

«Но хорошо известно вам,

Что ожидает вас?».

«Ужасна будет, знаю я…».

«Живут же люди в том краю,

Привыкну я…».

«Пусть смерть мне суждена…

Мне нечего жалеть!».

Обращение к женской гордости.

«И что ж?...бежите вы за ним,

Как жалкая раба!».

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!».

Угрожает потерей личных благ.

«Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав».

«Где отреченье? Подпишу!».

Угроза добираться до Нерчинска «этапом».

«Вам по этапу поведут с конвоем».

«Велите ж партию сбирать –

Иду, мне всё равно!».


-Каков итог поединка?

(Нравственная победа беззащитной женщины. Героиня поэмы проявляет волю ради достижения своей цели – помочь несчастному мужу).

- Как вы думаете, как относится к своей героине автор?

(С восхищением, это гордая русская женщина, для которой честь и долг превыше всех удобств, дворянских прав и богатства. Она едет за мужем не как раба – это выбор её свободной воли).

5. Подведение итога урока.

Поэт показал духовные качества жён декабристов: силу воли, умение любить, верность мужу и Родине, самоотверженность. Их подвиг незабвенный!

-Давайте ещё раз посмотрим на эти очаровательные образы и вспомним строчки из стихотворения Н.Некрасова:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой – нибудь страны

Вы что – нибудь прекраснее встречали,

Их имена забыться не должны!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!