Сабақ /Урок 42 Сынып/Класс 7 Дата______________
Пән/Предмет: Литература
Тақырып/Тема: Чудо в рассказе В. В. Набокова «Рождество».
Мақсат/Цель: способствовать проектированию духовно-нравственных черт личности у школьников, через знакомство с творчеством В. Набокова и анализ рассказа «Рождество».
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно-воспитательные задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, формирование умения анализа художественного произведения; попытка понять автора, через это понимание глубже увидеть и героев, и идею произведения. Развивающие задачи: развитие речи, мышления, творческих способностей. Воспитательные: учить позитивному мышлению, пробуждать интерес к главным нравственным ценностям.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар/Оборудование, наглядные пособия: учебник, тетрадь.
Сабақ түрі/Тип урока: Урок изучения нового материала
Әдіс-тәсілдер/Методы: Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Сабақ барысы/Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
2. Проверка домашнего задания: Подготовить пересказ каждой истории мальчика. Сочинение «Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг», «Описание костра и огня в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
3. Работа с темой урока.
Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях,
в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной
композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца - признак
истинной яркости, неповторимости таланта.
Александр Солженицын
Сегодня мы познакомимся с блестящим писателем 20 века Владимиром Набоковым.
Произведения Набокова стали доступны российскому читателю два десятилетия назад, и получается, что творчество Набокова более известно до сих пор читателю зарубежному, нежели русскому, а ведь это очень глубокий, разносторонний писатель.
Обратите внимание на слова Набокова:
«… И тогда я понял, что мир вовсе не борьба, не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оценённый нами».
Скажите, как воспринимает окружающий мир писатель? - Мир - это радость, подарок, но его нужно ценить.
Набоков воспринимает действительность по-особому. Отсюда необыкновенная оригинальность его рассказов, которые оказывают на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя значительное время после прочтения в памяти остаются образы главных героев, сюжет и неповторимая обстановка.
1) Знакомство с биографией Набокова.
Необычна и биография писателя! Пролистаем её страницы!
Владимир Владимирович Набоков родился 1899 году, это через 100 лет после рождения Пушкина, 22 апреля, но день рождения праздновал 23, потому что этот день связан с именем Шекспира.
Родился в Петербурге в родовитой и богатой дворянской семье.
Дед - министр юстиции.
Отец - политический деятель.
Мать - дочь сибирского золотопромышленника.
В семье было пятеро детей: Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена.
Образование получил домашнее; конечно же, обучался французскому, английскому языкам.
Занимался спортом - теми видами, которые только появились в стране: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы.
Очень рано увлёкся энтомологией-наукой о бабочках.
О себе иногда говорил, что он в первую очередь, энтомолог, а лишь потом писатель, поскольку первую бабочку поймал до того, как что-либо написал, а последнюю после того, как закончил свой последний роман.
Заканчивает Тенишевское училище, Кембриджский университет (факультет европейской и славянской литературы.
В 1919 г. Набокову пришлось уехать из России.
Скорбный путь эмиграции: Лондон, Берлин, Париж, США, Швейцария.
Вся жизнь Набокова оказалась поделена на почти равные отрезки, как будто кто-то играл его жизнью по своему усмотрению: ровно 20 лет жил в России (в которую так никогда и не вернулся), 21 год - в довоенной Европе, ровно 20 лет - в США, 17 лет - снова в Европе.
«Набоков безусловно явление, причём сразу двух литератур: русской и англоязычной». О. Михайлов.
Пишет по-русски под псевдонимом Владимир Сирин.
Затем становится выдающимся американским писателем.
Прокатят века, школьники будут скучать над историей наших потрясений,- всё пройдёт, но счастье моё, милый друг, счастье моё останется, - в мокром отражении фонаря, в осторожном повороте каменных ступеней, спускающихся в черные воды канала, в улыбке танцующей четы, во всём, чем Бог окружает так щедро человеческое одиночество.
Набоков. «Письмо в Россию»
Работа с учебником с. 213-214.
Какой факт из биографии Набокова показался вам наиболее интересным? Почему? Через 100 лет после Пушкина, 23- Шекспир, энтомология.
Творчество Набокова многогранно.
Я предлагаю вам открыть один из рассказов «Рождество» и провести небольшое исследование содержания этого произведения. Рассказ был опубликован в газете «Руль» в январе 1925 года
Чтение рассказа (с. 183-187 х.)
Какие чувства у вас вызывает слово Рождество? - Радость, счастье, надежда, вера в добро и милосердие.
Почему рассказ назван «Рождество»? события происходят во время Рождества; Рождество – символ жизни.
Что вы чувствуете после прочтения рассказа с таким чудесным названием?
Почему возникают чувства печали, грусти?
Почему автор дает герою фамилию Слепцов? - грусть, печаль, сострадание, одиночество; смерть, состояние героя; ослеп от горя;
Вы наверное заметили некий парадокс. От Рождества мы ожидаем светлый радостный праздник, а содержание рассказа наполнено грустью, печалью, одиночеством, страданием.
Главный герой говорит: «Завтра Рождество….. ..А я умру».
Какие чувства приводят героя к таким мыслям, что заключено в многоточии?
4. Работа над содержанием произведения.
Сколько частей имеет рассказ? Как вы озаглавили каждую из частей?
1ч- В нежилом углу. Застывшая капля воска.
2ч. Морозное утро. Воспоминания Слепцова
3ч.- В холодном доме
4ч.- Накануне рождества. Решение умереть. Чудесное рождение
В какое время года происходят события рассказа? Найдите описание морозного утра?
Как художнику удалось передать красоту зимнего утра?
- А что чувствует герой рассказа? Он видит красоту зимнего сада, но не ощущает её. Ни чистые краски зимы, ни весёлые звуки морозного дня не доходят до его сознания. В художественном мире рассказа главную роль играет мотив тишины. Снег. Покой. Тишина. Безжизненность. «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег. Как ноют от мороза передние зубы…»
Почему у главного героя такое восприятие прекрасного морозного утра?
Да, трагичнее ситуации в жизни не бывает. Дети не должны уходить из жизни раньше родителей. Это противоестественно. Не по законам природы. Это страшно. Так не должно быть. И мы понимаем чувства героя.
5. Групповая работа.
1 группа.
Портретное описание отца
Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета.
«…показалось его освещенное ухо и седой еж…», к складке кожи прилипла застывшая капля воска».
«…сидел, словно в приемной у доктора»
Определите, какой это вид портретного описания? (Фрагментарный)
Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему)
Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями.
2 группа.
Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях.
Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология.
Словарная работа: энтомология - (от греч. entoma — насекомое, logos — наука, учение) - наука о насекомых. Раздел зоологии, изучающий насекомых.
3 группа.
Провести нас по дому Слепцова. Обратить внимание на детали.
Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок. Обратить внимание на детали.
Что такое саван? Широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников.
Какое решение принял Слепцов? Он посчитал, что ему больше незачем жить. Как называется добровольный уход человека из жизни? (Суицид) Как издавна относились к этому люди, религия? (Табу)
6. Работа с классом.
Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии.
Расскажите о превращениях бабочки. Продолжите фразу: «Бабочка – это…»
Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение)
Какое событие происходит в конце рассказа? Изменилось ли решение Слепцова?
7. Обобщение:
1 глава
Первый вечер без сына… (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме» - Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
2 глава
Утро следующего дня … («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил Оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном. » Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость)
3 глава
Время после обеда… (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи, принадлежавшие сыну Чувство- разочарования, тоски)
4 глава
Ночь перед Рождеством… (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя в теплую комнату, вылупилась бабочка. Чувство – неожиданной радости, удивления.)
Вывод: Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.
Чудо, произошедшее накануне рождества, а именно созерцание рождающейся бабочки, как бы отвлекает душу, сосредоточенную на смертельной тоске, и дает ей новое рождение. Набоков даже фамилию своему герою выбрал Слепцов от слова слепой. «Слепцов открыл глаза и увидел…». Слепой – прозрел.
«… я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу…».
8. Итог урока. Рефлексия.
Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Как должны относить друг к другу родные люди? Что или кто помогает человеку справиться с жизненными проблемами? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда, что же такое чудо?
В. В. Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В. В. Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.
Как вы думаете, какое слово в теме урока является главным?
Чудо, характерное для святочных рассказов, произошло?
Оптимистичен ли финал рассказа?
9. Домашнее задание: с. 213-214 биограф., с. 187-194 (х), сопоставить образ бабочки в произведениях Жуковского, Фета и Тарковского и в рассказе Набокова.