СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему "Базаров в системе действующих лиц романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку урока-семинара по теме "Базаров в системе действующих лиц романа", где анализируются взаимоотношения Базарова с Одинцовой, Аркадием, родителями.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему "Базаров в системе действующих лиц романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"»


У р о к и № 5 – 6


Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)


Произведение: роман «Отцы и дети»


Вид урока: урок анализа художественного текста


Тип урока: урок – семинар


Тема урока: «Евгений Базаров в системе действующих лиц

романа. Духовные искания героя»


Эпиграфы к уроку:



Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу.

Из письма И. С. Тургенева А.А.Фету


Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или - зачем он так хорош?

И. С. Тургенев

Цели урока:


1. Обучающие: - показать путь духовных исканий героя и смысл его

испытания любовью.

2. Развивающие: - развитие исследовательских и аналитических умений и

навыков учащихся;

- совершенствование навыков устного публичного

выступления;

- развитие умения отбирать необходимый для выступления

материал, вести дискуссию.

3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры при работе в

группах, при устном публичном выступлении, при ведении

дискуссии, при анализе выступлений одноклассников;

- воспитание умения адекватно реагировать на критику;

- воспитание самокритичности;

- воспитание умения понимать и сострадать на примере

главного героя романа Тургенева «Отцы и дети», не

спешить однозначно судить о человеке, стараться увидеть

его лучшие качества, проявлять терпимость к недостаткам

других.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационное начало урока:

  1. Сообщение учителем целей и задач семинара;

  2. Ознакомление с планом работы, который заранее записывается на доске (план – круг тем и вопросов, которые будут обсуждаться в ходе урока).


План работы

1. Базаров – нигилист.

а) Евгений Базаров в начале романа.

б) «Ученики» Базарова и его к ним отношение.

2. Испытание любовью.

а) Базаров и Анна Одинцова

б) Базаров и родители.

3. Духовный и мировоззренческий кризис героя.

а) Анализ сцены «Под стогом сена» (глава 21).

б) Второй круг духовных странствий героя как путь к его трагическому

одиночеству.

4. Болезнь и смерть Базарова.

3) Этап создания проблемной ситуации.

- Ребята, поднимите руки те, кто считает Базарова отрицательным героем?

Объясните, аргументируйте свою точку зрения.

- А кто считает Базарова героем положительным? Почему?

- Прочитайте эпиграфы к уроку. В чем их смысл?

(Даже сам автор не мог однозначно охарактеризовать своего героя. Да ему и

нельзя дать какую-либо однозначную оценку, потому что, по мысли

Тургенева, Базаров – это «лицо трагическое»).

- Объясните, пожалуйста, смысл выражения «лицо трагическое».

(«трагический» - потрясающий, тяжелый, полный страдания).

- Как же относиться к герою: любить или ненавидеть? Презирать или

сострадать? Прежде всего, конечно, необходимо понять эту сложную и,

безусловно, неординарную личность. В этом нам и помогут ваши

сегодняшние выступления.


  1. Организация хода общей дискуссии.

- в соответствии с планом начинается прослушивание докладов и выступле-

ний учащихся (время выступления – не более 3-5 минут);

- остальные могут задавать вопросы по теме доклада выступающему, что-то

добавлять (по желанию);

- оценивание докладов происходит по следующим параметрам:

1) содержание (глубина и полнота раскрытия темы);

2) композиция (стройность, логичность, доказательность);

3) речевые навыки (правильность, выразительность речи).

- оцениваются также умения учащихся в обсуждении докладов, устных

ответов своих товарищей по следующим критериям:

1) умение выделить главную мысль выступления, доклада;

2) умение доказывать собственную точку зрения;

3) четкая аргументация своего ответа;

4) корректность поведения.


IV. Этап подведения итогов урока.

1. Сочинение – миниатюра «Моё отношение к Евгению Базарову».

2. Заключительное слово учителя

Задачи: - поддержать достижения участников семинара,

- дать оценку работы всех учащихся.

3. Рефлексия: помог ли сегодняшний семинар лучше понять личность главного

героя?

4. Оцените свою работу сегодня (заполнение «Оценочной карты урока»).


Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Индивидуальное сообщение





2.Работа в группе





3. Активность и заинтересованность в течение всего урока






* Оценочные карты сдаются учителю, итоговая оценка выставляется в журнал.





V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.


  1. Индивидуальное сообщение по теме «Роль эпилога в романе». Остальные учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.

Группа № 1. Тема: «Отношение И.С.Тургенева к своему герою».

Задание: познакомиться с высказываниями И.С.Тургенева о

Базарове (см. Приложение к уроку), проанализировать

уже изученный материал и ответить на вопрос: «Как

Тургенев относится к своему герою?».

Группа № 2. Статья Д.И.Писарева «Базаров».

Группа № 3. Статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени».

Группа № 4. Отрывки из книги Д.Н.Овсянико-Куликовского «И.С.Тургенев».


Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием статей, составить их план и подумать над тем, можно ли согласиться с их авторами. Свою точку зрения аргументировать.

  • при подготовке домашнего задания использовать книгу

«Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов».

/сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев. М.:Просвещение, 1993.



















Приложение к урокам № 5 - 6


И. С. Тургенев о Базарове


«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

Из письма Тургенева А. Фету


«Базаров всё-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. А вы не находите в нём хороших сторон. «Материя и сила» он рекомендует именно как популярную, т. е. пустую книгу; дуэль с П. П. именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером… То, что сказано об Аркадии, о реабилитации отцов и т. д., показывает только – виноват! – что меня не поняли. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей, чтобы вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.

… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего…».

Из письма к Случевскому от 14 апреля 1862 г.


«… при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влечение, род недуга», так что Катков на первых порах ужаснулся и увидел в нём апофеозу «Современника» и вследствие этого уговорил меня выбросить немало смягчающих черт, в чём я раскаиваюсь. Ещё бы он не подавил собою «человека с душистыми усами» и других! Это торжество демократизма над аристократией…».

Из письма А. И. Герцену от 28 апреля 1862 г.


«…Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий всё художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (!!!), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами. «Это жизнь так складывалась», - опять говорил мне опыт – может быть ошибочный, но, повторяю, добросовестный, мне нечего было мудрить, и я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…».

Из статьи «По поводу «Отцов и детей».


«… Базаров лишь переходный тип, который стоит накануне великого дела и только готовит для него почву».


«Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не достиг своей цели».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!