У р о к и № 5 – 6
Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
Произведение: роман «Отцы и дети»
Вид урока: урок анализа художественного текста
Тип урока: урок – семинар
Тема урока: «Евгений Базаров в системе действующих лиц
романа. Духовные искания героя»
Эпиграфы к уроку:
…Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу.
Из письма И. С. Тургенева А.А.Фету
Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или - зачем он так хорош?
И. С. Тургенев
Цели урока:
1. Обучающие: - показать путь духовных исканий героя и смысл его
испытания любовью.
2. Развивающие: - развитие исследовательских и аналитических умений и
навыков учащихся;
- совершенствование навыков устного публичного
выступления;
- развитие умения отбирать необходимый для выступления
материал, вести дискуссию.
3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры при работе в
группах, при устном публичном выступлении, при ведении
дискуссии, при анализе выступлений одноклассников;
- воспитание умения адекватно реагировать на критику;
- воспитание самокритичности;
- воспитание умения понимать и сострадать на примере
главного героя романа Тургенева «Отцы и дети», не
спешить однозначно судить о человеке, стараться увидеть
его лучшие качества, проявлять терпимость к недостаткам
других.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационное начало урока:
Сообщение учителем целей и задач семинара;
Ознакомление с планом работы, который заранее записывается на доске (план – круг тем и вопросов, которые будут обсуждаться в ходе урока).
План работы
1. Базаров – нигилист.
а) Евгений Базаров в начале романа.
б) «Ученики» Базарова и его к ним отношение.
2. Испытание любовью.
а) Базаров и Анна Одинцова
б) Базаров и родители.
3. Духовный и мировоззренческий кризис героя.
а) Анализ сцены «Под стогом сена» (глава 21).
б) Второй круг духовных странствий героя как путь к его трагическому
одиночеству.
4. Болезнь и смерть Базарова.
3) Этап создания проблемной ситуации.
- Ребята, поднимите руки те, кто считает Базарова отрицательным героем?
Объясните, аргументируйте свою точку зрения.
- А кто считает Базарова героем положительным? Почему?
- Прочитайте эпиграфы к уроку. В чем их смысл?
(Даже сам автор не мог однозначно охарактеризовать своего героя. Да ему и
нельзя дать какую-либо однозначную оценку, потому что, по мысли
Тургенева, Базаров – это «лицо трагическое»).
- Объясните, пожалуйста, смысл выражения «лицо трагическое».
(«трагический» - потрясающий, тяжелый, полный страдания).
- Как же относиться к герою: любить или ненавидеть? Презирать или
сострадать? Прежде всего, конечно, необходимо понять эту сложную и,
безусловно, неординарную личность. В этом нам и помогут ваши
сегодняшние выступления.
Организация хода общей дискуссии.
- в соответствии с планом начинается прослушивание докладов и выступле-
ний учащихся (время выступления – не более 3-5 минут);
- остальные могут задавать вопросы по теме доклада выступающему, что-то
добавлять (по желанию);
- оценивание докладов происходит по следующим параметрам:
1) содержание (глубина и полнота раскрытия темы);
2) композиция (стройность, логичность, доказательность);
3) речевые навыки (правильность, выразительность речи).
- оцениваются также умения учащихся в обсуждении докладов, устных
ответов своих товарищей по следующим критериям:
1) умение выделить главную мысль выступления, доклада;
2) умение доказывать собственную точку зрения;
3) четкая аргументация своего ответа;
4) корректность поведения.
IV. Этап подведения итогов урока.
1. Сочинение – миниатюра «Моё отношение к Евгению Базарову».
2. Заключительное слово учителя
Задачи: - поддержать достижения участников семинара,
- дать оценку работы всех учащихся.
3. Рефлексия: помог ли сегодняшний семинар лучше понять личность главного
героя?
4. Оцените свою работу сегодня (заполнение «Оценочной карты урока»).
Оценочная карта урока
Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________
Вид работы | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
1. Индивидуальное сообщение | | | | |
2.Работа в группе | | | | |
3. Активность и заинтересованность в течение всего урока | | | | |
* Оценочные карты сдаются учителю, итоговая оценка выставляется в журнал.
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Индивидуальное сообщение по теме «Роль эпилога в романе». Остальные учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.
Группа № 1. Тема: «Отношение И.С.Тургенева к своему герою».
Задание: познакомиться с высказываниями И.С.Тургенева о
Базарове (см. Приложение к уроку), проанализировать
уже изученный материал и ответить на вопрос: «Как
Тургенев относится к своему герою?».
Группа № 2. Статья Д.И.Писарева «Базаров».
Группа № 3. Статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени».
Группа № 4. Отрывки из книги Д.Н.Овсянико-Куликовского «И.С.Тургенев».
Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием статей, составить их план и подумать над тем, можно ли согласиться с их авторами. Свою точку зрения аргументировать.
«Русская литература. Хрестоматия историко-литературных материалов».
/сост. И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев. М.:Просвещение, 1993.
Приложение к урокам № 5 - 6
И. С. Тургенев о Базарове
«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».
Из письма Тургенева А. Фету
«Базаров всё-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. А вы не находите в нём хороших сторон. «Материя и сила» он рекомендует именно как популярную, т. е. пустую книгу; дуэль с П. П. именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически; и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером… То, что сказано об Аркадии, о реабилитации отцов и т. д., показывает только – виноват! – что меня не поняли. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей, чтобы вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.
… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего…».
Из письма к Случевскому от 14 апреля 1862 г.
«… при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влечение, род недуга», так что Катков на первых порах ужаснулся и увидел в нём апофеозу «Современника» и вследствие этого уговорил меня выбросить немало смягчающих черт, в чём я раскаиваюсь. Ещё бы он не подавил собою «человека с душистыми усами» и других! Это торжество демократизма над аристократией…».
Из письма А. И. Герцену от 28 апреля 1862 г.
«…Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий всё художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (!!!), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами. «Это жизнь так складывалась», - опять говорил мне опыт – может быть ошибочный, но, повторяю, добросовестный, мне нечего было мудрить, и я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…».
Из статьи «По поводу «Отцов и детей».
«… Базаров лишь переходный тип, который стоит накануне великого дела и только готовит для него почву».
«Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не достиг своей цели».