СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе на тему "Е.Базаров и П.П.Кирсанов: спор о принципах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку 2 и 3 уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети", где даётся социально-психологическая характеристика главных героев произведения, анализируется 10 глава (спор о принципах).

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе на тему "Е.Базаров и П.П.Кирсанов: спор о принципах"»


У р о к и № 3 – 4


Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)


Произведение: роман «Отцы и дети»


Вид урока: урок анализа художественного текста


Тип урока: урок с использованием активных форм работы

(организация групповой деятельности)


Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе (социально-психологи-

ческая характеристика дворян Кирсановых и

разночинца Базарова). Их спор о принципах.



Цели урока:


1. Обучающие: - дать социально-психологическую характеристику дворян

Кирсановых и разночинца Базарова;

- выяснить суть их разногласий в споре о принципах;

- познакомить с новым понятием – нигилизм.

2. Развивающие: - развитие умения анализировать прочитанное, сравнивать и

обобщать, отбирать главное и делать выводы;

- развитие умения обосновывать своё мнение о героях,

опираясь на текст художественного произведения;

- совершенствование умения составлять характеристику

литературного героя.

3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи

при работе в группе;

- воспитание толерантности по отношению к существованию

разных точек зрения на один и тот же факт;

- воспитание культуры ведения дискуссии на примере героев

изучаемого произведения.


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Этап проверки домашнего задания.

а) Проверка усвоения теоретического материала, изученного на предыдущем уроке

(работа в парах с взаимооценкой)

Вопросы:



I вариант

  1. Раскройте широкий обобщающий смысл названия романа И.С.Тургенева.

  2. Перечислите средства «внешнего обнаружения психологии», которые использует автор в романе.

II вариант

  1. Расскажите об особенностях композиции романа «Отцы и дети».

  2. Дайте определение социально-психологического романа и докажите, что произведение Тургенева является таковым.


б) Викторина по содержанию глав I – XI (письменная проверка знания текста).

*при наличии возможностей кабинета - один из уч-ся (по желанию) выполняет викторину на боковой доске – по этим записям будет идти проверка.

  1. Кто из героев романа на всю жизнь остался «хроменьким»?

(Николай Петрович, отец Аркадия)

  1. Чей этот портрет: «…человек высокого роста в длинном балахоне с кистями; лицо длинное и худое, с широким лбом…, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…»? (Евгений Васильевич Базаров)

  2. Кого из героев романа Тургенев называет «изящным и породистым»? У него красивые руки с длинными розовыми ногтями, снежной белизны рукавички, модный низенький галстук и лаковые полусапожки»?

(Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия)

  1. Куда и зачем отправился Базаров на следующее утро после приезда в имение Кирсанова? (на болото за лягушками, чтобы проводить опыты)

  2. Как называлось имение Кирсановых и почему именно так?

(Марьино, имя матери Аркадия)

  1. Кто прежде был «полковым доктором» в дивизии отца Николая Петровича и Павла Петровича? (отец Базарова)

  2. Чей это портрет: «молодая женщина лет 23-х, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками»? (Фенечка)

  3. Кто говорил, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»?

(Базаров)

  1. Чей это портрет: «её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал»; она была удивительно сложена, одевалась изысканно, имела загадочный взгляд? (княгиня Р.)

  2. Как звали сына Фенечки и Николая Петровича? (Митя)

  3. Какое отношение к роману имеет египетский сфинкс? (кольцо княгини Р.)

  4. Чей отец был генералом 1812 г.? (Николая Петровича и Павла Петровича)

  5. Кто из героев романа «любил помечтать», читал Пушкина и играл на виолончели? (Николай Петрович)

  6. Кто из героев романа «не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски – сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…»

(Павел Петрович)

  1. Каким новым иностранным словом называют себя молодые люди, приехавшие в имение Кирсановых? (нигилисты)


Викторина проверяется сразу (проверка по боковой доске или озвучивание «по цепочке»), все получают оценки.


«5» - допускается 1 ошибка или 1 недочёт

«4» - допускается 2 - 3 ошибки критерии заранее

«3» - не более 5 ошибок записаны на доске

«2» - 6 ошибок и более


III. Этап усвоения новых знаний в процессе работы в группе.

(организация групповой формы познавательной деятельности)

  1. Сообщение учителем темы и задач урока.


  1. Организация групповой деятельности.

- класс делится на 4 группы, каждая из которых получает своё задание.

Задание № 1 (общее): составить социально-психологическую характеристику героя.

группа № 1 – Николай Петрович Кирсанов;

группа № 2 – Павел Петрович Кирсанов;

группа № 3 – Евгений Васильевич Базаров;

группа № 4 – Аркадий Кирсанов.

Примерный план характеристики героя (получает каждая группа):

  1. Происхождение героя, родители.

  2. Образование.

  3. Портрет (внешний облик, черты лица, одежда).

  4. Образ жизни.

  5. Вывод: определите основные качества личности героя.


  1. Работа в группах (не более 10 минут).


  1. Озвучивание результатов работы (только выводы!)

* Каждая группа сдаёт учителю листок с результатами своей работы («Рабочий лист группы»).


5. Беседа по вопросам:

- скажите, характеристике каких героев Тургенев уделяет наибольшее внимание?

(Павел Петрович и Базаров)

- какой художественный приём положен в основу их сравнения?

(антитеза, противопоставление)

- Зачем Тургенев так целенаправленно противопоставляет этих героев?

(он подводит читателя к выводу, что это люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен в конце концов произой-ти конфликт, автор готовит читателей к этому конфликту)

- И столкновение действительно происходит. Первый раз – в главе VI, а затем в главе Х, где мы становимся свидетелями уже открытого идеологического конфликта между Базаровым и братьями Кирсановыми.

Чтобы лучше разобраться в их споре, снова предлагаю поработать в группах.


    1. Организация групповой работы по анализу Х главы

(учащиеся уже разделены на 4 группы).

Задание № 2 (общее): проанализируйте один из вопросов спора, выясните отношение к нему каждой из сторон и сделайте вывод: кто, по вашему мнению, выходит победителем в споре?

группа № 1 – вопрос об отношении к дворянству, аристократии и её принципам;

группа № 2 – вопрос о принципе деятельности нигилистов;

группа № 3 – вопрос об отношении к народу;

группа № 4 – вопрос об отношении к науке, природе и искусству (+ материал гл. VI)


7. Работа в группах (5 – 7 минут).


8. Озвучивание результатов работы (выводы и их обоснование).


IV. Этап подведения итогов урока.

- Кто же выходит победителем по основным вопросам идеологического спора

между «отцами» и «детьми»?

- Есть ли слабые стороны в позиции Базарова?


V. Этап оценивания своей работы на уроке.

(заполняется «Оценочная карта урока»)


V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1) Письменно ответить на вопрос: «В чём сила и слабость базаровского

нигилизма?»

2) Читать роман до конца.

3) готовиться к семинару на тему: «Евгений Базаров в системе действующих лиц

романа».


    • Классу предлагается перечень тем, которые будут рассматриваться на семинаре. Каждый учащийся (индивидуально) получает или выбирает по желанию для подготовки одну тему, работает по ней, привлекая любые источники информации. Результаты работы должны быть оформлены в письменном виде (доклад, сообщение, реферат). После семинара все работы сдаются учителю.

    • Перечень тем и вопросы к ним см. в Приложении к урокам № 3-4.

Оценочная карта урока

Фамилия, имя учащегося_______________________________________________________


Вид работы

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

1. Работа в парах





2.Викторина





3. Работа в группах по теме «Характеристика героя»





4. Работа в группах по теме «Спор о принципах»





5. Активность и заинтересованность в течение всего урока






* Оценочные карты сдаются учителю, итоговая оценка выставляется в журнал.




















Приложение к урокам № 3 - 4


Группа № 1

Тема: «Евгений Базаров в начале романа».

Цель: обобщить материал глав I – V и составить развёрнутую характеристику героя:

а) черты личности Базарова, которые привлекают;

б) нигилизм Базарова: что отрицает и почему?

в) заблуждения Базарова: отношение к искусству, природе, любви.


Группа № 2

Тема: «Евгений Базаров и его ученики – сторонники».

Цели: - составить развёрнутую характеристику сторонников Базарова:

Аркадия Кирсанова, Ситникова, Кукшиной;

- обратить внимание на отношение Базарова к каждому из них;

- определить роль этих персонажей в романе, отношение к ним автора.


Группа № 3

Тема: «Испытание любовью: Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Цели: - составить развёрнутую характеристику Анны Сергеевны Одинцовой;

- проследить, как развиваются взаимоотношения Одинцовой и Базарова,

обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?

  2. Что привлекает Базарова в Одинцовой? Почему именно на неё он обращает внимание во время бала? Чем она отличается от других, к примеру, от Кукшиной?

  3. Почему Одинцова приглашает Аркадия и Базарова к себе в имение погостить, ведь она едва знакома с этими молодыми людьми?

  4. О чём спорят Базаров и Одинцова?

  5. Какие изменения происходят в Базарове после знакомства с Анной Сергеевной? Как сам герой относится к этим изменениям?

  6. Любил ли Базаров Одинцову по-настоящему? А она его? Могло ли быть будущее у их любви? Обоснуйте своё мнение.

Сделайте вывод: каково значение встречи с Одинцовой в дальнейшей судьбе База-рова? Согласны ли вы с мнением одного из исследователей о том, что это именно она нанесла ему ту смертельную рану, от которой он и умер? В чём смысл испыта-ния героя любовью?


Группа № 4

Тема: «Базаров и его родители». (гл. 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28)

Цели: - понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями, почему;

- составить развёрнутую характеристику Василия Ивановича и Арины

Власьевны;

- обратить внимание на следующие вопросы:

1) Могут ли быть родители Базарова его идейными соратниками? Почему?

2) Как воспитывали родители Базарова? Понимали ли они раньше и понимают ли

сейчас необыкновенность сына? (разговор Аркадия с Василием Ивановичем в

главе 21)

3) Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их?

4) Можно ли говорить о бесчувственности и эгоизме Базарова по отношению к

родителям?

Сделайте вывод: в чём суть трагического конфликта Базарова и беззаветно любящих его родителей? Удалось ли герою «вылечиться» от своей любви к Одинцовой под кровом родительского дома?


Группа № 5

(для сильных учащихся)

Тема: «Роль сцены «Под стогом сена» (21 глава) в понимании глубины

духовного и мировоззренческого кризиса Базарова».

Цели: - проанализировать сцену «Под стогом сена» из 21 главы романа;

- попытаться понять смысл разговора Аркадия и Базарова, выяснить, что

волнует Евгения, над какими вопросами он размышляет и почему?

- проследить, как в высказываниях Базарова проявляется разлад живой души

героя с основными положениями его нигилистической теории;

- сделать вывод о глубине духовного и мировоззренческого кризиса героя, о

сущности его трагического одиночества (ссора с Аркадием).


Группа № 6

Тема: «Второй круг духовных странствий Базарова».

Цель: аргументировано ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман

сценой смерти героя? Проследить путь Базарова к трагическому одиночеству.

Обратить внимание на следующие моменты:

  1. Заезд «приятелей» к Одинцовой в Никольское. Почему свидание с Анной Сергеевной не смягчает, а усиливает внутреннее смятение Базарова?

  2. Чем отличается второй визит Евгения в Марьино от первого? Каково душевное состояние Базарова, особенно после отъезда Аркадия? Почему Евгений уверен, что они прощаются навсегда?

  3. Что привлекло Базарова в Фенечке? Каковы психологические причины влечения героя к этой молодой женщине? Рассчитывал ли он на отказ и «неподдельный, искренний упрёк»?

  4. Какова роль в романе сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Что нового даёт эта сцена для понимания изменений, происходящих в душе и уме Базарова?

  5. С какой целью Базаров приезжает в Никольское последний раз (25 глава)? Проанализируйте сцену свидания Евгения с Анной Сергеевной. Успокоилось ли его «бунтующее» сердце или он по-прежнему любит Одинцову? В чём смысл фразы Базарова: «Нет! Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

  6. Как ведёт себя Базаров во время прощания с Аркадием? Справедливы ли его слова, обращённые к бывшему ученику? Выдаёт ли что-нибудь душевное смятение героя?

  7. Как вы думаете, что чувствовал Базаров, уезжая из Никольского?

  8. Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям? Как ведут себя с ним родители?

  9. В чём проявляется необратимость перемен, происшедших с Базаровым?

  10. Прокомментируйте сцену разговора Базарова с мужиком в 27 главе. Что изменилось во взглядах героя на народ? В какой фразе Тургенев выражает окончательный роковой для демократа Базарова разрыв с народом?

  11. Как вы думаете, почему Базаров так одинок? Оправдана ли смерть героя в конце романа?


Группа № 7

Тема: «Болезнь и смерть Базарова».

Цели: - проанализировать 27 главу романа;

- определить её роль и значение в понимании образа Базарова;

- подтвердить или опровергнуть мнение Д.И.Писарева о том, что «умереть

так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг».

- сопоставить оценки критиков, по-разному интерпретирующих смерть

Базарова (цитаты приведены по практикуму «Русская литература ХIХ

века»/Под ред Ю.И.Лыссого. М.Просвещение, 1997). Чья точка зрения

представляется вам наиболее правомерной? Аргументировать свой ответ.


1) «Смерть – такова последняя проба жизни, последняя случайность, которой не ожидал Базаров. Он умирает, но и до последнего мгновенья остаётся чуждым этой жизни, с которой так странно столкнулся, которая встревожила его такими пустяками, заставила его наделать таких глупостей и, наконец, погубила его вследствие такой ничтожной причины.

Базаров умирает совершенным героем. И его смерть производит потрясающее впечатле-ние. До самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе ни единым сло-вом, ни единым признаком малодушия. Он сломлен, но не побеждён».

Н. Н. Страхов

2) «Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг.

… Оттого, что Базаров умер твёрдо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегче-ния, ни пользы, но такой человек, который умеет умирать спокойно и твёрдо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Базаров не изменяет себе; приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринуждённее, чем он был в полном здоровье».

Д. И. Писарев

3) «Базаров умер вследствие случайности… Эта случайность могла быть преднамеренно придумана правдивым автором, который сознавал невозможность описывать мощного общественного деятеля в то время… Это та естественная случайность, вследствие которой умерло у нас столько молодых и замечательных людей… Не будь этой случайности - эти лю-ди всё равно умерли бы рано, но довершив дела, умерли бы печально и трагически. Передо-вые бойцы, бросающиеся на твердыню, почти всегда гибнут: она сдаётся только упорным последователям».

М. В. Авдеев

4) «Всё у того же стога Базаров уклонился от разговоров с отцом о «земле» и «небе». Он тогда ещё украдкой верил, что смысл пребывания человека в этом мире – в счастье. Но из Никольского под родительский кров возвратился он ни с чем. Скоро «…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страшная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно-смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общество…» Вероятно, ещё и не признаваясь себе в этом, Базаров стал готовиться к последнему прощанию…

«Случайность», - сказал Базаров отцу. И за ним едва не все пишущие о Тургеневе и об этом его герое повторяют: случайная смерть, Базаров умер случайно. И все вместе в Василием Ивановичем единодушно осуждают уездного лекаря, якобы не имевшего при себе адского камня: «Врач – и не имеет такой необходимой вещи!»

Но сам-то Базаров разве не врач? Разве он не знал, зачем отправлялся в соседнюю деревню? И почему это он на протяжении четырёх с лишним часов не удосужился прижечь ранку? Не потому ли, что хорошо знал, что этого времени вполне достаточно, чтобы зараже-ние стало неизлечимым и смерть неотвратимой?

Последние слова Базарова: «Теперь… темнота…» Едва ли можно сомневаться, что Тургенев вполне обдуманно расставил их так, чтобы напомнить неторопливым читателям последние слова Гамлета: «Дальнейшее – молчание». Ведь он тоже чуть не стал самоубийцей. Его удерживала

неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался…


И ещё он знал, что от этого дьявольского соблазна может отвести молитва. А Базаров перед своим решением уйти из жизни на этот счёт не заблуждался; ему было хорошо известно, что «лопух расти будет».

Однако и в этом его поступке обнаружилась двойственность: роковое решение возникло от предельного помрачения души, но в ней ещё мерцали отсветы детской любви к отцу с ма-терью. Жалеючи их, он и придумал такую смерть; обычное, так сказать, открытое самоубий-ство было бы для них ударом слишком жестоким и даже, может быть, непереносимым…».

М. Еремин



Вопросы для анализа


  1. Что стало причиной трагического происшествия с Базаровым?

  2. Каким вам представляется герой перед лицом смерти? Что необычного в его поведении? Остался ли он прежним или изменился?

  3. О чём думает Евгений в последние минуты жизни?

  4. Как вы думаете, нужны ли Базаровы России? Аргументируйте свой ответ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!