СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Наташа Ростова - идеал русской женщины" по роману Л.Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы спланирован по технологии РКМЧП, что помогает учителю вовлечь в обсуждение темы почти весь класс, т.к. задания рассчитаны на выполнение их в группе...

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Наташа Ростова - идеал русской женщины" по роману Л.Толстого "Война и мир"»

Урок литературы в 10а классе по теме «Наташа Ростова – идеал русской женщины» ( по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Учитель Бархатова И.А.

Цель урока: Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Использование современных технологий: технология развития критического мышления.

Стадия вызова. Методы: слово учителя, составление кластера.

Стадия осмысления. Методы: эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся, работа в парах).

Стадия рефлексии. Метод «Трибуна собственного мнения»:

  • Какой я увидел героиню Толстого?

  • Есть ли сейчас Наташи Ростовы?

  • Составление синквейна о героине.































Задачи:

Обучающая:

  • Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

  • Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

  • Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

  • Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

  • Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, составление кластера, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся, работа в парах).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. Бетховена.

Эпиграф: Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

    1. Стадия вызова.

Исходя из домашнего задания, вы можете без труда сформулировать тему нашего урока. (Образ Наташи Ростовой).

И к чему мы должны прийти в конце урока? ( … )

Нужно тему конкретизировать и направить наш разговор в нужное русло.

Я вам помогу: на прошлых уроках мы познакомились с главными мужскими образами, прошли дорогой чести Андрея Болконского, проанализировали взлеты и падения Пьера Безухова, т.е. говорили о духовных исканиях этих героев. С какой же целью мы будем анализировать образ Наташи Ростовой?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В.В.Вересаев.

- Как можно интерпретировать эти слова? (Любимая героиня)

- Как можно по-другому назвать любимого человека, певца, актера, политика? (Идеал)

- Таким образом, мы сформулировали тему урока: «Наташа Ростова – женский идеал Л.Н.Толстого».

- Осталось определить задачи урока.

- Итак, чем будем заниматься на уроке? (доказывать, что Наташа – идеал, анализировать сцены с участием Наташи)

- А что включает в себя понятие «идеал»? Давайте обратимся к словарям.

Слайд 1. Толковый словарь Ожегова: «Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.»

Философский словарь: «Идеал – высший образец нравственной личности».



Итак, если мы будем говорить о нравственной личности, какие качества мы должны в ней отметить? (Доброту, отзывчивость, самопожертвование, женственность и т.д.)

Таким образом, мы в течение урока должны результаты своей работы представить в виде кластера:



Женский идеал









женственность



самопожертвование



любовь

















    1. Стадия осмысления.

 Почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя? Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; красавицу Элен; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Вернемся к кластеру, он и задаст нам направление нашей деятельности.

К сегодняшнему уроку вы читали эпизоды из романа, героиней которых была Наташа Ростова. Сейчас мы вслед за автором пройдем по страницам романа и познакомимся с нашей героиней в различных ситуациях.



Работа в парах.

Вспомнить свой эпизод, проанализировать, какое качество проявляется у Наташи в данной ситуации (до 5 минут). Кратко пересказать эпизод классу, привести цитату из текста, записать ключевое слово или словосочетание на листочке и поместить на доске, расширяя кластер.



Слайд 2. Наташа – подросток. (т.1, ч.1, гл.8)


Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения семьи Ростовых. Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками…” Учащиеся анализируют эпизоды, описывающие Наташу-девочку и Наташу-подростка (первое появление, отношение к родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, доброты и бескорыстия, от любви ко всем людям, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю.

 Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты, открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было. Именно поэтому Денисов называет её волшебницей. (внутренняя красота)



Слайд 3. «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)
Какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи?  Поэтичность героини, её любовь к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира. (любовь к природе)



Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её внутреннего мира.

Слайд 4. «Первый бал Наташи Ростовой» (т.2, ч.3, гл. 15-16)
- Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и светящаяся изнутри душевная красота, притягательность и прелесть, что каждый чувствующий это, замечал и тянулся к ней. То же произошло с князем Андреем Болконским.

- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова.

И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”). (естественность)

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них— близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у дядюшки.

Слайд 5. «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7) Опыт проблемного анализа эпизодов.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония духовного и телесного, естественного и нравственного, природного и человеческого. Народное в Наташе превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские….» Толстой пишет, что его героиня-дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком русском человеке» (Любовь к народным традициям)



Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев Толстого. Не является исключением и Наташа.

Слайд 6. Наташа в дни событий войны 1812 года.  Эпизод с ранеными. (т.3, ч.3, гл.14-16)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). В эти трагические дни в облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

(любовь к людям)



Слайд 7. Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником. (т.3, ч.3, гл. 32)

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским, с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство героини, её дар к самопожертвованию. (самопожертвование)



Слайд 8. Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) Опыт проблемного анализа.  

(Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности”). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (самопожертвование)



Должен прозвучать вопрос от ребят: а как же быть с тем, что Наташа предала А. Болконского и увлеклась Анатолем Курагиным?

Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем Курагиным?» (Учащиеся выражают свое мнение).



Слайд 9. Автор о своей героине. Писатель-художник старается наиболее полно воплотить образ своей героини, раскрывая её достоинства всеми художественными средствами. “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, чтоб заглушить ее горе, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

    1. Стадия рефлексии.

Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой. Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель. Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

(Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость, доброта, жизнелюбие, целостность, гармоничность внешнего и внутреннего, талант любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию, душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство красоты, поэтичность, любовь к природе, возвышенность, обаяние, скромность, благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.)

 

«Трибуна собственного мнения»: (Ребята, а сейчас после небольшой подготовки вам представится возможность с трибуны высказать свое мнение о Наташе -

  • «Какой я увидел героиню Толстого? (1 ряд)

  • Есть ли сейчас Наташи Ростовы?» (2 ряд)

  • Синквейн о Наташе (3 ряд)

Заключительное слово. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир», охватывает все этапы её духовного развития: от полудетского возраста до полной зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи—это художественное открытие писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство, ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

Подведение итогов. Выставление оценок.

 Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и мир».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!