СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М. Достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М. Достоевского.

"Петербург Достоевского"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и МХК на тему»

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание") с использованием компьютера

Цель урока:

закрепить знания учащихся о русском барокко и классицизме;

помочь увидеть Петербург Достоевского,

проникнуться сочувствием к «униженным и оскорблённым»,

подвести к осмыслению конфликта между Раскольниковым и обществом.


Ход урока:


1.Вступительное слово учителя:


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

( А.С. Пушкин «Медный всадник»)


2. Экскурсия по современному Санкт-Петербургу.


Давайте отправимся на экскурсию по современному Санкт- Петербургу:


Учащиеся просматривают слайды с изображением Петербурга (на компьютере), которые сопровождаются словами учителя.


В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург.


Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты , площади( Дворцовая площадь), набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих..Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире ( Дворцовый мост). В городе много театров ( Театр комедии). Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость (Петропавловская крепость), Храм Воскресения Христова ( «Спас на Крови»), Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города ( Адмиралтейство).


Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.


3. Петербург XIX века.


Роман « Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Архитектура Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм.


Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью.


В 1760-е барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом.


Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами.


В каком стиле построены следующие здания Петербурга?


На компьютерах: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор.

Зимний дворец ( барокко). Архитектор В. В. Растрелли. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим, позолотой, необычайно нарядны.

Казанский собор ( классицизм). Грандиозная колоннада Казанского собора – наиболее оригинальное и значительное произведение архитектора А. Н. Воронихина.

Смольный собор ( барокко). Расположен на небольшом возвышении в излучине Невы, поэтому его золотые купола далеко видны в ясные дни.

Никольский Морской собор ( барокко).Великолепна не только композиция четырёхъярусной колокольни и собора, увенчанного 5 куполами. Особый эффект создаёт красочное сочетание золота куполов, синевы фасадов, на фоне которых выделяются белоснежные колонны и наличники.

Исаакиевский собор ( классицизм). Массивное здание высотой 101,52 м., завершённое куполом.


4. Петербург Достоевского.


Но был и другой Петербург.


В 1907 году Достоевский на полях «Преступления и наказания» раскрыл многие сокращения, используемые в романе. Выяснилось, что С-й переулок это Столярный, где жил Достоевский, К-н мост – Кокушкин мост через Екатерининский канал, Т-в мост = Тучков мост и т. д.


Достоевский так писал о Петербурге: « Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайной. Ещё с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всё боялся его… « Люблю тебя, Петра творенье…» Нет, не люблю, окна, дырья и монумент».


Давайте попробуем объяснить эти слова Достоевского.


Работа учащихся с текстом романа Достоевского « Преступление и наказание»:


Анализ эпизодов:


1) Образ «жёлтого Петербурга».

Преобладающим цветом в романе является жёлтый, символизирующий болезнь, раздражение, увядание. Всё это накаляет « безвыходную» атмосферу романа.


2) Жизнь петербургской бедноты.

петербургские распивочные

семейство Мармеладовых

пьяная девочка на бульваре, которую преследует « жирный франт»

нищета студента Раскольникова

полунищенское положение матери и сестры Раскольникова


3) Старуха ростовщица как символ страшного мира.


4) Идея Раскольникова как протест против этого мира. Герой не принимает « лик мира сего», такая жизнь вызывает в нём чувство омерзения и злобногопрезрения к столпам общества.


Вывод: Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург- главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.


5. Домашнее задание: написать сочинение «Петербург Достоевского».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!