¡Каков ритмический рисунок стихотворения А.А.Фета
¡«Шёпот, робкое дыханье…»?
¡Главный признак стихотворной речи - ритм. В основу ритма стихотворной речи положено равномерное чередование строк с одинаковым количеством слогов и равномерное чередование слогов, ударных и неударных, в каждой строчке.
¡Посмотрим, как чередуются слоги , каким размером написано стихотворение, какой рифме Фет отдает предпочтение, случайно ли это .
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе.«Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета.Отчёт 6 группы. Презентация.»
Урок литературы в 10 классе
Тема урока:
«Свои особенные ноты…» в художественном мире А.А. Фета
«Шепот, робкое дыханье…»
Анализ стихотворения поэта
Урок подготовила учитель литературы
ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Аимбетова Татьяна Александровна
Уровень стихосложения
Выполнил
ученик 10 класса
ГБОУ РО « Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Иванов Вадим
- Каков ритмический рисунок стихотворения А.А.Фета
- «Шёпот, робкое дыханье…»?
- Главный признак стихотворной речи - ритм. В основу ритма стихотворной речи положено равномерное чередование строк с одинаковым количеством слогов и равномерное чередование слогов, ударных и неударных, в каждой строчке.
- Посмотрим , как чередуются слоги , каким размером написано стихотворение, какой рифме Фет отдает предпочтение, случайно ли это .
Размер: хорей
Рифма: женская и мужская
жен
Трели соловья ,
муж
Серебро и колыханье
жен
Сонного ручья .
муж
- Возникающее у читателя настроение усиливаются чередованием мужской и женской рифмы.
- 4-хстопный хорей и 2,5-хстопный замедляет чтение стихотворения, а пиррихий в нечетных и четных строках ломает плавный ритм, создавая впечатление прорывающегося волнения.
- Термин
- Пиррихий
- Пиррихий – вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее: «Я к вам пишу…» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова.
- Афанасий Фет вводит в свое стихотворение одну совершенно новую черту – это нарушение стихотворной строки, а именно чередование 4-хстопного хорея с 2,5- стопным, что приводит к смешению двух образов ( мужчины и женщины).
Женский образ.
Для женского образа характерны более длинные строки, наполненные нежным чувством. В начале девушка скромна и неуверенна (шепот, робкое дыханье). Она чиста, как серебро сонного ручья, и как он тиха и сдержана в своих чувствах. Во второй строфе чувства все же берут верх, и девушка раскрывается, исчезает тревога.
Перед расставанием она не сдерживает слез радости, стараясь насладиться каждой каплей оставшегося времени.
Мужской образ.
Образ мужчины в стихотворении Фета передается через короткие строки. Кажется, будто он продолжает сказанные его возлюбленной фразы. Мужчина не робеет перед дамой сердца, но все же ведет себя довольно сдержанно, раскрывается на протяжении стиха. И если в строках, ассоциируемых с женщиной, больше слышны звуки, то в строках, связанных с мужским образом, больше видны картины(отблеск янтаря, тени, заря). Лирический герой Фета – романтик, способный восхищаться природой, ее неповторимостью.
Ещё следует заметить, что третья строфа начинается с резкой перемены ритмического рисунка : « …В дымных тучках пурпур розы…»
Эта строка в стихотворении выделяется отчётливым ритмом (хорей), яркими красками. Метафоры “пурпур розы”, “отблеск янтаря” передают смену времени, приближение рассвета.
- Проанализировав все уровни стихотворения, мы убедились в том, что в художественном тексте нет ничего случайного, что образность художественного текста создается за счет взаимодействия языков единиц разных уровней.
- Чтобы понять художественное произведение, требуется осмысление каждой единицы текста, каждого его слова. Тогда открываются тема и идея стихотворения.
Вывод
- Тема: а) тема волнующей картины летней ночи, тема природы;
- б)тема любви, для которой природа-храм и фон,
- роскошная декорация идейного содержания стихотворения.
- Идея: а)гимн красоте летней ночи, переходящей в
- летнее утро;
- б)гимн красоте человеческих чувств, «вечному событию», которое случается между влюблёнными .
- Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
- Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002