СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь вещей в рассказе М. Осоргина «Часы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю разработка урока литературы в 11 классе по творчеству писателей русского зарубежья. М.Осоргин обладает особым взглядом на жизнь окружающих людей вещей.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по теме «Жизнь вещей в рассказе М. Осоргина «Часы»»

Урок литературы в 11 классе по теме

«Жизнь вещей в рассказе М. Осоргина «Часы»

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с литературой русского зарубежья.

  2. Вызвать интерес к творчеству М.А. Осоргина.

  3. Раскрыть обучающимся особенность восприятия писателем мира вещей.

1.Слово об авторе.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции оказывались и убежденные противники большевизма, и растерявшиеся, и попавшие на чужбину волею случая. И всё-таки культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные поэты, писатели, ученые, художники, музыканты, актёры: Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, композитор С. Рахманинов, певец Ф.Шаляпин, актёр М.Чехов, художники И.Репин, Н.Рерих и многие, многие другие.

Знаменитой фигурой в русской прозе стал Михаил Осоргин (настоящая фамилия Ильин), до эмиграции он был известным журналистом в России.

Б.Зайцев в своих воспоминаниях («Русская мысль » 1964) писал: «Он (М.Осоргин) оказался писателем-эмигрантом, сугубо эмигрантом: ничто из беллетристики его не проскочило за железный занавес, а тянуло его на Родину, может быть, больше, чем кого-либо из наших писателей. Но его там совсем не знают.» Немудрено, что писатель до последних дней своей жизни надеялся на публикацию своих произведений на Родине. «К изданию моих книг здесь я совершенно равнодушен.… Хотел бы печататься только в России».

У него был вид типичного интеллигента и натура бунтаря. В детстве он вызвал на дуэль наказавшего его учителя гимназии. В 900-е годы бунтовал против деспотии самодержавия. После Ок­тября 17-го года — против большевиков. В 40-е — против немецких фашистов, оккупировавших Францию. Трижды (в 1905, 1919 и 1921 годы) он чудом избежал смертного приговора. Четвертый раз, в 1942-м, его спасла от фашистского концлагеря смерть.

И тем не менее, он до конца своих дней был убежден, что «сво­бодный человеческий дух не мирится ни с постоянными, ни с вре­менными узами, ни с вредным, ни с «полезным» насилием ... В идее святости, то есть независимости, достоинства, неприкосновенности человеческой личности, никаких оговорок быть не должно». И даже если человек понимает, что ему не победить зло, он должен остаться умирать на баррикаде «свободы без оговорок», «права личности без ограничений», уважения к человеку не в будущем, а в настоящем». Свобода, по Осоргину, «в триллион раз ценнее жизни».

2. Анализ рассказа.

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Осоргин – внимательный наблюдатель и бытописатель.
     Часы как своеобразный дух дома, изображены и в рассказе «Часы» (1929): «И еще были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса и каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно бы доносился издалека. Как это было устроено — знал только мастер, которого, конечно, давно не было на свете, потому что часам было больше ста лет. И все сто лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти. 
     Двадцать лет назад с часами случилось вот что: стали они отбивать ровно на три часа меньше, чем полагается. Вместо пяти — два, вместо двух — одиннадцать, вместо одиннадцати — восемь и так далее. Однако половины и четверти по-прежнему правильно. Так, бьют они три с четвертью — значит, четверть седьмого, нужно только прибавить три. 
     И вот тогда, двадцать лет назад, часы были отданы в починку — единственный в их жизни раз. Из починки часы вернулись с правильным боем: бьют полдень — значит, полдень и есть. Неделю шли и били правильно, а через неделю вдруг сразу сбились и в пять часов пробили только раза два. Так пошло и дальше, и больше бабушка их в починку не отдавала».
     Структура рассказа подчинена принципу музыкальной полифонии, многоголосия, переплетения разных тем и голосов персонажей. 

Дом – хранитель вечных ценностей: гуманности, духовности, мира, любви, природы.

- Перескажите сюжет.

- Какова тема?

Вплетая в художественную ткань повествования многочисленные детали и подробности, призванные передать не столько сам предмет, сколько те впечатления и ощущения, которые он вызывает, писатель создает не просто картину бытия, а его «многоцветное выражение» (В. Абашев). Свои воспоминания он отождествляет с самыми разными предметами и явлениями.

Приметы ушедшей эпохи: кружевной чепчик, скатерть, чашки завода Попова (завод А. Попова занимает одно из ведущих мест среди частных фарфоровых предприятий России первой половины XIX века), старинный серебряный чайник, фамильная чайная ложка, рабочий столик, старинные часы, чистый белый платочек, фотография «Сидит этакий бутуз верхом на игрушечной лошади и прямо смотрит большими глазами».

В своем рассказе Михаил Осоргин одушевляет простые вещи из домашнего обихода. Но и здесь они из предметов превращаются в главных персонажей повествования, разве что только не говорят. Приведите примеры из текста: «рабочий столик стал совсем маленьким и от обиды раздул бока», «рабочий столик, сначала возревновав, после стоял смирненько», «стоят часы на прежнем месте, точно и не уходили», «и рабочий ее столик тоже осунулся и стоял теперь понуро», «Не их, конечно, вина, что два дня провели они у чужого человека, который что-то там винтил или пробовал. Никакой с их стороны не было измены», «Тикали часы тихонько-тихонько и, как живые, нашептывали: «Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!»

Как описывается бой часов, какое слово повторяется? «Звук колокольчика был чист, нежен и словно бы доносился издалека», «кажется, будто не здесь, а далеко», «привыкла, что бьют в старушечьей ночи далекие звонкие колокольчики», «а когда приходит им время звенеть далекими колокольчиками, бабушка вздыхает и как-то неохотно слушает».

Почему пропала радость от боя часов? Какое чувство в это время испытывает бабушка? (беспокойство)

Обратим внимание, как показано движение времени в финале рассказа:

«Заторопилась, хитро заулыбалась, поскорее легла в постель, укрылась,-- а сна нет, хочется еще услыхать, как будут часы бить половину.

Долго тянулось время, словно бы нарочно кто его затягивал. Тикали часы тихонько-тихонько и, как живые, нашептывали: "Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!" А как подошло время к половине шестого -- звоном колокольчиков, ясным и уверенным, пробили бабушкины верные часы опять ровно два, другим колокольчиком отзвонив и половину.

И тут бабушка заснула, вся утонув в улыбке и спокойствии. Сон ее был легок, а новый день ее был светел и полон неутомительной суеты.»

Жизнь бабушки начинает двигаться стремительно: она «заторопилась», «поскорее легла в постель», «новый день… был полон неутомительной суеты», в то время как «долго тянулось время, словно бы нарочно кто его затягивал. Тикали часы тихонько-тихонько…»

Часы и бабушка являются как бы заговорщиками: она «хитро заулыбалась», они «нашептывали: "Теперь уж будьте покойны, все будет по-старому!"», «звоном колокольчиков, ясным и уверенным, пробили бабушкины верные часы опять ровно два».

- Рассказ называется «Часы». Каков смысл названия (память, движение человеческой жизни, движение времени) Часы олицетворяют милый сердцу писателя уют дома. Дом как хранитель вечных ценностей — гуманности, духовности, мира, любви, культуры, – противостоит жестокости и бессмысленности многих исторических событий эпохи.

Вещи в их предметности, осязаемости и интимном родстве с хозяином. Родство человека с его вещами, сопричастность вещей его душе, их одухотворенность его памятью для Осоргина настолько явственно, что после его смерти умирают и они.  Мир аллегории и земная реальность переплетены. Старые часы превращаются в иносказательной образ и становятся механизмом, меняющим течение времени. 


В осоргинском тексте сочетаются два семантических плана. Первый из них — предметный, укорененный в повседневности. Это любимые книги профессора, которые в годы пореволюционного голода он вынужден продавать букинистам, или старые часы. Они олицетворяют мир дома и семьи. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!