Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1. Самоопределе ние к деятельности, мотивация | - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение, поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное, поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня. | Здороваются, приветствуют друг друга | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки». (Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах) Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Андерсен научил меня светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злым… К. Паустовский - Сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос! Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? А как мы будем на него отвечать? Что будем делать? Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать. | Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез. |
3.Актуализация знаний | -Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании? - Читаем в словаре С.И. Ожегова. Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. - А кто в сказке является носителем зла? (Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева) - А кто противостоит этим злым силам? (Герда и её помощники, встретившиеся в пути). | Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание; Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном. |
4. Обобщение и систематизация знаний Исследовательская работа | - Давайте сравним их. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия? Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Сядьте по группам. Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды. Вопросы для 1 группы: Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста. Как вы думаете, зачем автор рисует ее такой красивой и страшной одновременно? А какая, ребята, на самом деле королева, каков её внутренний мир? Что происходит в природе, когда появляется Снежная королева? Подтвердите свои слова примером из текста. Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит? Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая? Почему она просит его собрать слово «Вечность»? Вопросы для 2 группы: Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте. Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом. Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод. Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте. Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод. -А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Герда | Снежная королева | Добрая | Злая | Смелая | Безжалостная | Любящая | Бессердечная | Отважная | Жестокая | Храбрая | Эгоистичная | Верная | Своенравная | Целеустремленная | Корыстная | Преданная | Бездушная | | Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном, умение структурировать знания. Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание |
Физминутка | -Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Подходите, доставайте и определяйте, кому из героев они принадлежат. Рукавички (Герда) Зеркало (тролль) Сушеная рыба (старуха лапландка) Нож (маленькая разбойница) Снежинки (снежная королева) Северный олень (маленькая разбойница) Свиток (финка) Лошадь (сны в замке принца и принцессы) Соломенная шляпа (старушка) | Выбирают предмет, определяют принадлежность | Регулятивные: контроль и коррекция; Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание |
Вывод | -Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. -Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми? -Почему маленькая разбойница становится доброй? Найдем этому подтверждение в тексте. -Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"? Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них. -В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки. Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда, ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена. | Распределяют слова на группы, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу | Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность; Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания. Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей |
Задания по выбору из рабочей тетради. | Выполняют самостоятельную работу |
5.Рефлексия деятельности | Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитаем его. - А чему вас научил Андерсен? -Помните пожелания великого сказочника: «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды? -Почему же Герда победила Снежную королеву? Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг. - Кого вы считаете истинным другом? - Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания? - Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг? Написать эссе. Рефлексия, оценивание того, как поработали на уроке -Достигли мы своей цели сегодня на уроке? - Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Детям предлагается закончить предложения: Было интересным, делал с удовольствием… Осталось непонятным, показалось скучным… Сегодняшний урок научил меня… Спасибо за работу! | Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |