СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Сила любви и дружбы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Сила любви и дружбы»»



Урок литературы в 5 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Сила любви и дружбы»

Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Задачи урока:

Образовательные: 

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.

Развивающие: 

Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные: 

Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах.

Оборудование: компьютер, кластеры, словарь С.И. Ожегова.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Формы обучения: коллективная, работа в группах, индивидуальная. 

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- потребность в самовыражении через слово;

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.


- знание содержания прочитанного произведения;

- овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).


Регулятивные:

-планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

Познавательные:

- умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;

- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;

-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Самоопределе

ние к деятельности, мотивация

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение, поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное, поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

Здороваются, приветствуют друг друга

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах)


Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора?


Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

над злым…

К. Паустовский

- Сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева».

Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы?

А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?

Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать.


Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.

3.Актуализация знаний

-Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

- Читаем в словаре С.И. Ожегова.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду.

- А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

- А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).


Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом

Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;
Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.

4. Обобщение и систематизация знаний

Исследовательская работа

- Давайте сравним их. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Сядьте по группам.

Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды.

Вопросы для 1 группы:

Опишите внешность королевы. Она красивая? Найдите и прочитайте фрагменты из текста.

Как вы думаете, зачем автор рисует ее такой красивой и страшной одновременно?

А какая, ребята, на самом деле королева, каков её внутренний мир? Что происходит в природе, когда появляется Снежная королева? Подтвердите свои слова примером из текста.

Любит ли кого-нибудь Снежная королева? Применимо ли к ней слово любовь? Что нёс с собой поцелуй Снежной королевы? Какой эпизод в тексте нам об этом говорит?

Для чего, на ваш взгляд, Снежная королева берёт в свои владения Кая? Почему она просит его собрать слово «Вечность»?

Вопросы для 2 группы:

Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.

Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.

Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.

Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.

Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.

-А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер.

Герда

Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная




Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:

умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном,

умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание

Физминутка

-Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Подходите, доставайте и определяйте, кому из героев они принадлежат.

Рукавички (Герда)

Зеркало (тролль)

Сушеная рыба (старуха лапландка)

Нож (маленькая разбойница)

Снежинки (снежная королева)

Северный олень (маленькая разбойница)

Свиток (финка)

Лошадь (сны в замке принца и принцессы)

Соломенная шляпа (старушка)

Выбирают предмет, определяют принадлежность

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание

Вывод

-Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ.

-Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми?

-Почему маленькая разбойница становится доброй?

Найдем этому подтверждение в тексте.


-Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?

Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.

-В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки.   Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако   грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда,  ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.

Распределяют слова на группы, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу

Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность;

Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания.

Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей


Задания по выбору из рабочей тетради.

Выполняют самостоятельную работу

5.Рефлексия деятельности

Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитаем его.

- А чему вас научил Андерсен?

-Помните пожелания великого сказочника: «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

-Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?

-Почему же Герда победила Снежную королеву?

Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кого вы считаете истинным другом?
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?
- Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

Написать эссе.

Рефлексия, оценивание того, как поработали на уроке

-Достигли мы своей цели сегодня на уроке?

- Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке?

Детям предлагается закончить предложения:
Было интересным, делал с удовольствием…

Осталось непонятным, показалось скучным…

Сегодняшний урок научил меня…

Спасибо за работу!


Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


13






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!