СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».»



МАСТЕР - КЛАСС

урок литературы в 5 классе по теме

«М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

1 – 5 слайды

- Звучит песня «Генералам 12 года…» в исполнении Цветковой Ксении.

Учитель: Сейчас вы прослушали отрывок песни и просмотрели иллюстрации. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

6 слайд

Учитель: В этом году наша страна отмечает знаменательную дату в истории России – 200-летие со дня Бородинского сражения. И песня «Генералам 12 года» на стихи М.Цветаевой прозвучала как эпиграф к нашему уроку. Бородино – одна из величайших в истории битв, в которой решалась судьба народов России. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского общества. Вот такой обширный и глубокий смысл в заглавие своего стихотворения вложил М.Ю.Лермонтов. Вы, конечно, догадались, о каком стихотворении сейчас пойдет речь?

7 слайд

«Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые знают и помнят и взрослые, и дети. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И сегодня мы с вами попробуем вспомнить известное всем нам с детства стихотворение «Бородино».

Я попрошу подняться на сцену 10 человек желающих и разделиться на 2 команды.

8 слайд

На наших уроках не всегда хватает наглядности, и иногда приходится прибегать к таким методам, где учащиеся сами создают образы героев и рисуют картины событий. И вашим первым заданием будет – восстановить текст и по нему при помощи подручных средств создать образ героев и разыграть эту сцену.







9 слайд

Задание для 1 команды: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?... Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!

Задание для 2 команды: Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!»

10 слайд

Учитель: Наша родина всегда была крепостью, надежной защитой от врага. Русские люди – настоящие патриоты своего Отечества, способные в любой момент встать на его защиту. И пока наши команды готовятся, давайте разгадаем тайны старой крепости и найдем спрятанные в ней патриотические слова, а также поможем нашим командам заработать баллы. Правая половина зала будет помогать команде справа от меня, а левая половина зала поддержит команду слева от меня.

Учитель: Молодцы! Мы нашли все спрятанные в крепости слова и тем самым помогли нашим командам заработать баллы. Давайте вернемся к нашим командам и посмотрим, как им удалось поработать с текстом.

11-12 слайды

Учитель: Наши команды постарались на славу и давайте оценим их выступление аплодисментами и выясним, какой команде удалось более ярко создать картину событий.

Учитель: Иногда на уроках литературы нам приходится работать над словом, чтобы четко представить самого героя или обстановку, в которой происходит действие. И поэтому сейчас мы поработаем над словом, над его значением. Перед вами тест, состоящий из 5 вопросов. Та команда, которая правильно укажет значение слова, зарабатывает 1 балл.

13 – 22 слайды

Тест.

1.Зимние квартиры…

А) казармы

В) утепленные блиндажи

С) благоустроенные квартиры

2.Редут…

А) яма

В) военное полевое укрепление разнообразных очертаний

С) пушка

3.Сеча…

А) плеть

В) меч

С) сражение

4. Бивак…

А) палатка

В) лагерь, привал войск

С) бомбоубежище

5.Бусурманы…

А) враги, иноземцы В) татары С) французы

23 слайд

Учитель: Посмотрите. На нашем экране зажглась улыбка (фрагмент из фильма «Барон Мюнхгаузен»).

Улыбайтесь, господа! Ведь улыбки несут свет, добро и любовь в наш мир. Наши команды я хочу наградить орденами улыбки. Команда – победитель нашей игры награждается золотыми орденами улыбки. А команда, набравшая чуть меньше баллов, награждается серебряными орденами улыбки.

24 слайд

Учитель: Война 1812 года показала образцы патриотизма и военной доблести. И сейчас мы гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю.Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Да, действительно, помнить. Помнить и знать должны об этом не только наши дети, но и мы взрослые (неважно историки мы или математики). Потому что это наша родина, наша земля, наша память. А без памяти – нет настоящего и будущего.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!