СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе Сборник повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Повесть «Пропавшая грамота». Реальность и фантастика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка представляет собой технологическую кату урока по творчеству Н.В.Гоголя 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе Сборник повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Повесть «Пропавшая грамота». Реальность и фантастика»

Тема

Сборник повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» Повесть «Пропавшая грамота». Реальность и фантастика

Педагогическая цель

Показать хар-р изображения народной жизни, выявить соотношение реального и фантастического в повести, развивать навыки анализа текста развивать навыки анализа текста, пересказа текста, развивать устную речь.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности.

Планируемые образовательные результаты (предметные)

умеют определять типы речи, объясняют значение диалектных и устаревших слов, описывают иллюстрации и соотносят их с текстом.

Личностные результаты

используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Метапредметные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Основное содержание темы, понятия, термины

Повесть, фантастика, юмор, сатира

Образовательные
ресурсы

Текст, презентация, карточки

Дидактические моменты

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля



Осуществляемые действия

Формируемые умения


I. Организационный момент

словесный

Приветствие

Показывают готовность
к уроку

Приветствуют учителя

Контроль рабочего места

Фронтальный

Наблюдение учи­теля

II. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

С биографией какого писателя знакомились на прошлом уроке?

Какое произведение читали дома?

В какой сборник повестей вошло это произведение?

Что легло в основу этих повестей? Перед нами необычная форма построения произведения, как бы

От какого лица ведется повествование?

Вслед за названием: «Вечера на хуторе близ Диканьки» во всех изданиях есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком»

Кроме этого перед каждой частью есть предисловие, которое тоже ведется от лица Панька.

Почему именно пасечнику доверяет автор самый первый разговор с читателем?

Отвечают на вопросы









«рассказ в рассказе»


(Фома Григорьевич – дьячок)



Пасечник – пчеловод, рудый – рыжий.




Ближе к народу, показать народный характер

Актуализируют жизненный опыт, формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу







Осуществляют логические действия

Согласовывают усилия по решению учебной задачи.


строят речевое связное высказывание.

Фронтальный


III. Проблематизация

Сообщение темы.


Прочитайте тему урока

- О чём мы будем говорить на уроке?

Записывают в тетрадь число, тему урока, эпиграф.


Регулятивные УУД (формулировать цели урока)


IV. Построение проекта выхода из затруднения


- Обратите внимание на эпиграф. Что такое эпиграф ?

- Для чего он даётся в начале произведения или в начале главы?



- Из какого произведения он взят?


- Как вы понимаете данный эпиграф?


- Это то, с помощью чего мы можем пояснить замысел нашего урока.

- Прочитав эпиграф, мы сможем понять, о чём будет идти речь далее.

- Повесть Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

- Героя произведения просят рассказать страшную сказку.


Согласовывают усилия по решению учебной задачи.


Фронтальный


V. Изучение

нового материала

Работа по теме урока











Составление плана повести

- Как вы считаете, «Пропавшая грамота» - страховинна казочка ?


Попробуйте в 1 предложении определить тему повести о чём?

- Кого называют нечистой силой?

- Почему нечистая сила?



- Страшной ли вам показалась нечисть в повести? Почему?


- Чем нечисть похожа на людей?

Примерный план:

  1. Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку

  2. Под ликованье морд дед остался дурнеем в 1-й раз

  3. Деда перехитрили

  4. Дед перекрестил карты

  5. Шапка и конь в придачу


Она изображена с юмором.



О том как дед играл в карты с нечистой силой

Чертей, ведьм.


- Она творит зло: искушает людей, мешает им, строит различные козни.

В повести присутствуют комические прозвища, обращения.

*хрычовка, старый бес, два поросёнка

- Едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других

- пытаться принимать иную точку зрения

- быть готовым корректировать свою точку зрения

Фронтальный


VI. Первичное осмысление и закрепление

Слово учителя






- Нечистая сила ведёт себя почти как разгулявшиеся люди. Автор нам показывает человеческие пороки. Показывает, как себя не надо вести.

слушают

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать других

Личностные :формируются нормы поведения


Работа с текстом


- Вспомним эпизод, когда главный герой играет в карты с нечистью.

- Каким голосом должна говорить нечисть? Почему?

- Хитро, льстиво


-Нечисть хочет обмануть героя.

Анализируют, осознанно строят речевые высказывания,

Фронтальный


VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесное рисование

- Каким вы себе его представляете?

-А какой представляете нечистую силу?

- А такими героев представляют художники — мультипликаторы ( показать фрагмент из м/ф по мотивам повести)

Сравнивают своё представление о героях с интерпретацией режиссёров м-ф

Соспоставительный анализ


VIII.Повторение и закрепление ранее изученного материала, решение нестандартных задач

Беседа по тексту



Работа со средствами языковой выразительности

- Вернёт ли герой грамоту?


- Каким образом?

- Какие качества помогут главному герою?


При помощи каких средств выразительности Гоголи показал нам своё отношение к изображаемому?

- Смелость, отвага, хитрость, вера в Бога.


Метафоры

Эпитеты

Сравнения


Анализируют, осознанно строят речевые высказывания,

Фронтальный


IX. Итог урока. Рефлексия


– Виновата ли нечистая сила в пропаже грамоты? Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека. Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя.

– Можно ли сказать, что это "страховинна казочка". (Это поучительная история в форме занимательного рассказа)

– Чему учит повесть "Пропавшая грамота"? Почему она так называется?

Оцените свою активность на уроке , заполнив лист самоконтроля

(В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетьмана царице.





Пропавшая грамота в повести – напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание


Отвечают на вопрос

Оценивают свою деятельность на уроке



X. Домашнее задание


Прочитать биографию Некрасова, составить кроссворд или викторину

Внимательно слушают объяснение учителя, уточняют


Индивид-й



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!