СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. Тема: М. М. Пришвин «Времена года»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Времена года»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. Тема: М. М. Пришвин «Времена года»»

Урок литературы в 5 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Времена года»


Цель: научить детей внимательно читать; наблюдать за тем, что окружает нас; слушать и понимать еле уловимые изменения в природе; видеть красоту в явлениях природы; закрепить умение находить в тексте эпитеты, метафоры

Оборудование: компьютер,интерактивная доска, портреты и фотографии М. М. Пришвина, иллюстрации к его произведениям, книжки писателя для детей, рисунки учащихся к рассказам Пришвина, музыка П. И. Чайковского «Времена года».

I. Организационный момент. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».

II. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя с показом слайдов на ИАД.

III. Чтение воспоминаний сына М. Пришвина Петра Михайловича об отце.

IV. Первый отрывок «Весна». Дети читают и находят сравнения «как зеркало», « как пудра». Затем читаются отрывки «Рождение звука», «Березовый сок», «Неведомому другу». После чтения проводится словарная работа. Выписываются слова прогалина, полынок, лунь. Прогалина – лужайка, поляна; лунь – хищная птица; полынок – трава (полынь) .

• В чем проявилась мудрость природы в рассказе «Березовый сок»?

Дети находят и читают цитату: «…теперь нам все стало понятно: и береза, и муравьи знали, что еще будет сильный мороз, и знали они это по ледяной земле. Теперь же земля таяла, и береза дала сок»

V. Цикл «Лето». Рассказ «Молодые листики».

• Ребята, что вы представляете себе, прочитав этот рассказ?

• Героя увидели?

• Как он выглядит?

На интерактивной доске отображены сканированные рисунки-иллюстрации детей к этому рассказу.

Учитель проводит беседу по ним. Каждый автор рисунка получает оценку.

VI. Рассказ «Серебряное утро».

После чтения проводится словарная работа.

Лог – широкий овраг

Медовые соты – ячейки из воска с медом

Черныш – птица

Барвинки – вечнозеленые травянистые растения

Беседа по иллюстрациям к рассказу «Розовый куст»:

• Найдите и прочитайте, какие звуки и действия происходят вокруг розового куста (бабочки порхают, пчелы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели - на кусте был большой праздник).

VII. Выразительное чтение рассказа «Иван-да-Марья»

• Ребята, прочитав этот рассказ, можно ли утверждать, что М. Пришвин умел слушать, понимать еле уловимые изменения в окружающем мире, ощущать дыхание и движения листика, травинки, цветочка?

• Докажите (Дети читают отрывки из рассказа)

VIII. Заключение. Слово учителя

• Ребята, о красоте природы писали и пишут не только поэты и писатели, но и художники и композиторы

• Давайте рассмотрим репродукции картин Н. М. Ромадина в учебнике

• Как одно и то же состояние природы удалось так тонко и точно передать в литературном и живописном произведениях?

• Какие средства используют писатель и живописец?

• Теперь послушаем отрывок из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года»

• Угадайте, о каком времени года идет речь

(Звучит отрывок. «Март. Песня жаворонка»)

• Беседа по прослушанному музыкальному отрывку.

IX. Итоги урока.






Скачать

© 2017, 3732 48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя