СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе. Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе Москвиной в формате ФГОС по произведению, имеющему глубокий нравственный смысл.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 6 классе. Достоевский "Мальчик у Христа на елке"»

3


Урок литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

«Даже веками раскаяния
нельзя возместить упущенную
на земле возможность
сотворить доброе дело»
Чарльз Диккенс

С протянутой рукою по улицам брожу,

Ни милости, ни жалости, ни денег не прошу….

Прошу, в глаза вам глядя, ну будьте же людьми,

Подайте Христа ради хоть капельку любви!

А.Дементьев.


Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков.

Задачи урока:

  • обучающие развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;

  • развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;

  • воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе.


технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

стратегия: «Чтение с остановками»

приемы: верные-неверные утверждения, прогнозирование по ключевым словам,

Оборудование: презентация, верные – неверные утверждения, дерево Добра и листочки,

  1. «Вызов»

— Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф. М. Достоевского, одного из самых «трудных» писателей, целиком читаем его, пусть и небольшой, рассказ.

- Но сначала вспомним, что вы дома узнали о нем. (Верные-неверные утверждения) - слайд

— Сегодня мы обратимся к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Своеобразным ключиком к этому произведению служит эпиграф – слова Чарльза Диккенса - слайд

— Как вы понимаете эпиграф нашего урока? (устно комментируют)


— Что значит быть добрым? — Составьте список добрых дел - слайд

(индивидуально-пара-группа: письменно, потом комментируют,
запись выносится на доску: оформляется Дерево Добра).


2. «Осмысление»

1.Подготовка к восприятию (находят рассказ в учебнике).

Название рассказа «Мальчик у Христа на елке»

- Прокомментируйте название рассказа. Какую информацию из него получаем?(на какие вопросы получаем ответ?)

А) кто? Б) где? – тут же вопрос «кто такой Христос?» в) когда? - уточняем: когда мы ставим елку (праздник?), как вы относитесь к этим праздникам, почему? Как обычно встречают люди эти праздники?(семьей)

- Что отражает название рассказа: тему или идею?

2. Прогнозирование.

- Попробуйте предугадать, каким по настроению будет этот рассказ? Почему вы так считаете?

- Обратите внимание, рассказ разбит на две части. Первая называется «Мальчик с ручкой». О чем пойдет речь в этой части, почему она так называется? (Что за ручка?)

3. Восприятие текста: чтение с остановками.

1 глава читается целиком.

(халатники – торговцы-старьевщики)

- Было ли что-нибудь неожиданным для вас?

- Почему глава называется «Мальчик с ручкой», что на самом деле это означает?

- Назовите чувства, которые вызвало у вас чтение этой части – слайд «словарь чувств и настроений»

2 глава. Попробуем предугадать по ключевым словам содержание рассказа (цепочку ключевых слов составила заранее пара учащихся) – слайд/ доска

Учащиеся делают предположения, далее читаем.

2 глава - до слов «Господи, какой город...» (стр. 66)

(ревматизм – болезнь суставов; блюститель – охранник, присматривает за чем-либо; нары – помост, настил для сна)

- Первая часть была озаглавлена. А как можно озаглавить этот отрывок?

Знакомство с героем.

- Какие предположения оправдались?

- Что-нибудь удивило?

- Зачитайте из текста портрет героя. Почему он уходит из подвала? (от чего бежит?) – голоден, боится темноты, соседа, старухи, холодно

3 часть – до слов «Присел он и скорчился…»(стр. 67)

- Как мы ее назовем?

Чудеса за стеклом. (Большой город)

- Что сбылось?

- Успокоил ли город ребенка? Почему? Находит ли он, что ищет? (стук, гром, много света, голод, мороз – нет, не находит)

- Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика?

- Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (страх, одиночество, восторг от того, что видит за окнами)

- От чего бежит мальчик? Только ли от физической боли? (и душевная тоже: ведь он видит счастливых людей за окнами)

4 часть – до слов «Это Христова елка…»( стр. 68)

- Как назовем эту часть?

Христова елка.

- Что – нибудь оказалось неожиданным?

- Кто вместе с мальчиком оказался на этой елке? (дети и мамы) Почему мамы плакали?

- Изменилось ли настроение ребенка? Как? Почему? (счастлив, рад)

5 часть – до конца рассказа.

- Озаглавим.

Мальчик замерз.

- Прокомментируйте свои чувства от развязки этой истории.

- Как вы думаете, почему рассказ заканчивается смертью героя?

3. «Рефлексия»

- Понравился ли вам рассказ?

- В чем вы согласны с Достоевским, а в чем – нет?

- На какие вопросы вы не получили пока ответа?

4. Д/З : дочитать рассказ (если не успели); вопросы 1,4,5; дополнить дерево Добра добрыми делами.

Работа по вопросам:

  • Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив? (Учащиеся приходят к выводу, что он тоже стал ходить «с ручкой», как и все мальчики с обездоленной судьбой)

  • Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? (ласка, доброта)

  • Какие добрые дела мы можем добавить в наш список (добавляются записи)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!