3
Урок литературы в 6 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
«Даже веками раскаяния
нельзя возместить упущенную
на земле возможность
сотворить доброе дело»
Чарльз Диккенс
С протянутой рукою по улицам брожу,
Ни милости, ни жалости, ни денег не прошу….
Прошу, в глаза вам глядя, ну будьте же людьми,
Подайте Христа ради хоть капельку любви!
А.Дементьев.
Цель урока: продолжить работу по анализу прозаического произведения, подчеркнуть высокий нравственный смысл жизни и поступков.
Задачи урока:
обучающие – развивать умение наблюдать за художественным словом, делать свои выводы;
развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;
воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе.
технология: развитие критического мышления через чтение и письмо
стратегия: «Чтение с остановками»
приемы: верные-неверные утверждения, прогнозирование по ключевым словам,
Оборудование: презентация, верные – неверные утверждения, дерево Добра и листочки,
«Вызов»
— Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф. М. Достоевского, одного из самых «трудных» писателей, целиком читаем его, пусть и небольшой, рассказ.
- Но сначала вспомним, что вы дома узнали о нем. (Верные-неверные утверждения) - слайд
— Сегодня мы обратимся к рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Своеобразным ключиком к этому произведению служит эпиграф – слова Чарльза Диккенса - слайд
— Как вы понимаете эпиграф нашего урока? (устно комментируют)
— Что значит быть добрым? — Составьте список добрых дел - слайд
(индивидуально-пара-группа: письменно, потом комментируют,
запись выносится на доску: оформляется Дерево Добра).
2. «Осмысление»
1.Подготовка к восприятию (находят рассказ в учебнике).
Название рассказа «Мальчик у Христа на елке»
- Прокомментируйте название рассказа. Какую информацию из него получаем?(на какие вопросы получаем ответ?)
А) кто? Б) где? – тут же вопрос «кто такой Христос?» в) когда? - уточняем: когда мы ставим елку (праздник?), как вы относитесь к этим праздникам, почему? Как обычно встречают люди эти праздники?(семьей)
- Что отражает название рассказа: тему или идею?
2. Прогнозирование.
- Попробуйте предугадать, каким по настроению будет этот рассказ? Почему вы так считаете?
- Обратите внимание, рассказ разбит на две части. Первая называется «Мальчик с ручкой». О чем пойдет речь в этой части, почему она так называется? (Что за ручка?)
3. Восприятие текста: чтение с остановками.
1 глава читается целиком.
(халатники – торговцы-старьевщики)
- Было ли что-нибудь неожиданным для вас?
- Почему глава называется «Мальчик с ручкой», что на самом деле это означает?
- Назовите чувства, которые вызвало у вас чтение этой части – слайд «словарь чувств и настроений»
2 глава. Попробуем предугадать по ключевым словам содержание рассказа (цепочку ключевых слов составила заранее пара учащихся) – слайд/ доска
Учащиеся делают предположения, далее читаем.
2 глава - до слов «Господи, какой город...» (стр. 66)
(ревматизм – болезнь суставов; блюститель – охранник, присматривает за чем-либо; нары – помост, настил для сна)
- Первая часть была озаглавлена. А как можно озаглавить этот отрывок?
Знакомство с героем.
- Какие предположения оправдались?
- Что-нибудь удивило?
- Зачитайте из текста портрет героя. Почему он уходит из подвала? (от чего бежит?) – голоден, боится темноты, соседа, старухи, холодно
3 часть – до слов «Присел он и скорчился…»(стр. 67)
- Как мы ее назовем?
Чудеса за стеклом. (Большой город)
- Что сбылось?
- Успокоил ли город ребенка? Почему? Находит ли он, что ищет? (стук, гром, много света, голод, мороз – нет, не находит)
- Почему блюститель порядка отвернулся, чтобы не заметить мальчика?
- Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (страх, одиночество, восторг от того, что видит за окнами)
- От чего бежит мальчик? Только ли от физической боли? (и душевная тоже: ведь он видит счастливых людей за окнами)
4 часть – до слов «Это Христова елка…»( стр. 68)
- Как назовем эту часть?
Христова елка.
- Что – нибудь оказалось неожиданным?
- Кто вместе с мальчиком оказался на этой елке? (дети и мамы) Почему мамы плакали?
- Изменилось ли настроение ребенка? Как? Почему? (счастлив, рад)
5 часть – до конца рассказа.
- Озаглавим.
Мальчик замерз.
- Прокомментируйте свои чувства от развязки этой истории.
- Как вы думаете, почему рассказ заканчивается смертью героя?
3. «Рефлексия»
- Понравился ли вам рассказ?
- В чем вы согласны с Достоевским, а в чем – нет?
- На какие вопросы вы не получили пока ответа?
4. Д/З : дочитать рассказ (если не успели); вопросы 1,4,5; дополнить дерево Добра добрыми делами.
Работа по вопросам:
Что сталось бы с мальчиком рассказа, останься он жив? (Учащиеся приходят к выводу, что он тоже стал ходить «с ручкой», как и все мальчики с обездоленной судьбой)
Чего не хватило мальчику в его жизни? Что могло его спасти? (ласка, доброта)