СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе на тему "М.В. Шукшин. Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в творчестве Шушина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок будет полезен  для преподавания литературы в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе на тему "М.В. Шукшин. Рассказ "Критики". Образ "странного" героя в творчестве Шушина"»

17.03.2017 Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему:

В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». Образ «старанного героя в творчестве Шукшина».

Цель урока: рассказать о жизни и творчестве В.М.Шукшина; дать понятие о шукшинском герое - "чудике"; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи; подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку. .

Задачи:

  • образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению и анализу художественного текста с учетом его смысла и чувств.

  • Развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

  • Воспитательная – воспитать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: комбинированный.




Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


I.Мотивация познавательной деятельности.


Оргмомент.

Приветствие. Поверка отсутствующих.




Учащиеся приготовились к уроку, проверили принадлежности.




Постановка цели и задач урока

Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, что значит "странный" герой ?

- Как вы понимаете слово "Критик"?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка)

 Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.





























Записывают слова, отвечают на вопросы устно в беседе с учителем








П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение

II. Организация познавательной деятельности


Работа над темой урока

Изучение нового материала.

Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина

Б) Сообщение учащегося и типе "странного" героя в творчестве Шукшина

Слово учителя:

Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

Совместное чтение рассказа «Критики» стр. 127


Аналитическая беседа по рассказу

- Почему рассказ называется "Критики"?

- Что объединяло Петьку и дедушку?

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?



 - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?



 

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?







- Как поступают взрослые? Муж тети?







- Как поступает тетя?





- Как поступает отец Петьки?





- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?





Учащиеся пересказывают домашнее задание





































Учащиеся отвечают





любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра


признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели



Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду



Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность






Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился



Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта



Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве


Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил




Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни







Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа


Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом

П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме




Р: Проговаривание последовательности своих действий





П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Физминутка




Подведение итогов


Рефлексия.

Оценки за урок.



Задание:

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

 - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками?

 - Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?





Выберите и продолжите подходящее для вас выражение

1. Своей работой на уроке я..

2. Урок для меня показался..

3. За урок я..

4. Мое настроение..

5. Материал урока мне был..

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ.












Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;

Домашнее задание.


Стр.137, 1-7 отвечать письменно

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!