Постановка цели и задач урока | Посмотрите на тему урока, о чем мы сегодня будем говорить? - Как вы думаете, что значит "странный" герой ? - Как вы понимаете слово "Критик"? Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка) Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять. |
Записывают слова, отвечают на вопросы устно в беседе с учителем
| П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов. Р: Проговаривание последовательности своих действий П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение |
Работа над темой урока | Изучение нового материала. Прежде давайте познакомимся с жизнью и творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина А) Сообщение учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина Б) Сообщение учащегося и типе "странного" героя в творчестве Шукшина Слово учителя: Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?
Совместное чтение рассказа «Критики» стр. 127 Аналитическая беседа по рассказу - Почему рассказ называется "Критики"? - Что объединяло Петьку и дедушку? - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали? - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?
- Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?
- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости? - Почему так ведет себя дед?
- Как поступают взрослые? Муж тети?
- Как поступает тетя?
- Как поступает отец Петьки?
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его. - Почему этот текст вызывает у вас улыбку? - Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? |
Учащиеся пересказывают домашнее задание Учащиеся отвечают любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом | П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Р: Проговаривание последовательности своих действий П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации |
Рефлексия. Оценки за урок. | Задание: От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся) - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? - Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?
Выберите и продолжите подходящее для вас выражение 1. Своей работой на уроке я.. 2. Урок для меня показался.. 3. За урок я.. 4. Мое настроение.. 5. Материал урока мне был.. | Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ. Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя. | – Р: контроль, коррекция, оценка; – П: рефлексия способов и условий действия. – П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – Л: самооценка на основе критерия успешности; – К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; – К: использование критериев для обоснования своего суждения; – П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; |