СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по рассказу И. Бунина "Лапти". ЗА СМЕРТЬЮ НЕОСТАНОВИМО ИДЕТ ЖИЗНЬ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы, подготовленные по вопросам учеников.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по рассказу И. Бунина "Лапти". ЗА СМЕРТЬЮ НЕОСТАНОВИМО ИДЕТ ЖИЗНЬ.»

Урок литературы в 6 В классе

ЗА СМЕРТЬЮ НЕОСТАНОВИМО ИДЕТ ЖИЗНЬ

по рассказу И.А. Бунина «Лапти»


Урок по рассказу талантливейшего русского писателя, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина «Лапти».

Урок полностью построен по вашим вопросам, которые вы задали себе после прочтения произведения. Я тоже подготовилась к уроку, ответила на все вопросы. Если вам будет интересно, я тоже поделюсь своими мыслями.

Вопросы учеников (написаны на доске):

  1. Почему рассказ построен на горе и страхе?

  2. Почему мать не остановила Нефеда?

  3. Почему больной мальчик просил именно красные лапти?

  4. Почему Нефед обратил внимание на неясную просьбу умирающего ребенка?

  5. Почему Нефед решил для себя, что должен достать лапти?

  6. Выздоровеет ли ребенок?

  7. Почему автор не проявил милосердие и убил главного героя?

Музыка, слайд, текст читает учитель

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

   Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха. Так ужасен вид возмущения зимней природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв. Бушевал буран всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми.

Так написал о буране С.Т. Аксаков.


Как вы думаете, ребята, почему я зачитала вам отрывок из произведения Аксакова? Мы ведь прочитали рассказ Бунина. Думаем 30 секунд.

Чтобы мы сами поняли, ощутили, как страшно оказаться в поле во время такой непогоды. Как легко обезуметь от страха и погибнуть во время бурана.


А что написал о буране Бунин?

Найдите в тексте описание бурана. Есть ли подробное описание? Почему нет? Какие у вас появились мысли, ассоциации?

Бунин всего несколько слов сказал о буране. (Ужас, страсть, пятый день непроглядная вьюга). Но этих слов достаточно, чтобы понять весь ужас, который нагоняет на человека буран.

Что происходит в эту пору в доме барыни?

Почему рассказ построен на горе и страхе?

Жизнь состоит не только из хороших, радостных моментов. Бывают страшные, даже трагические моменты. Их надо уметь пережить. В такие моменты и проявляются истинные качества людей: их мужество, человечность, душевная щедрость, милосердие.

Как вы думаете, почему ребенок просит именно красные лапти? (Что-то для него необычное, красное – красивое).


Кто, по-вашему, главный герой рассказа «Лапти»?

Что о нем сказано автором? Почему Бунин не дал нам портрета героя? (Важен не внешний вид, а поступок героя, его душа. Все люди в его положении должны так поступить, считает автор.)


Каким вы его себе представляете? Расскажите о главном герое от первого лица. Думаем 1 минуту.


Почему Нефед обратил внимание на неясную просьбу умирающего мальчика? (Другой человек мог не придать значения словам бредящего мальчика. Но только не Неыед. Он внимателен к людям, глубоко понимает чужую боль, переживает душой. Если исполнить заветное желание (душа желает) больного, то он выздоровеет)


Прочитаем диалог Нефеда и барыни? (Ну что, барыня, не полегчало? – Нет, пойду. Ничего, пойду..)

Там, где паузы, мы можем себе вообразить внутренние монологи героев. Что они думают в этот момент? Участники А записывают мысли Нефеда. Участники Б – переживания барыни.

Мы знаем, что сказали герои, а теперь послушаем, что они при этом думали, о чем переживали.


Вспомним, что означает имя Нефед – не Федор (Бог) – не Бог – человек.

Почему Бунин дал герою именно это имя? (Человеку в трудных ситуациях может помочь только человек. Человечный. Можно полагаться на Бога, успокоиться в молитве, но рядом с нами живые люди, и часто от них зависит и наша жизнь)

Как называется то качество души, которым обладал Нефед? Милосердие, сострадание, бескорыстная помощь.

ДЖОТ ТОТС*

ТИК-ТЭК-ТОУ*

Предложение составить: Почему Нефед решил для себя, что он должен идти за лаптями и фуксином семь верст по бурану?


Один из самых тяжелых для меня вопросов: Почему мать не остановила Нефеда? (Мой ответ: в самые тяжелые минуты жизни, когда женщина сама не может справиться с горем, она ждет помощи от мужчины. Долг мужчин – защищать слабых. Это Нефед знает. Как настоящий мужчина)


Как вы думаете, о чем рассказ? Как бы вы сформулировали тему рассказа?


Физкультминутка (под музыку): изобразим движениями тела природную стихию – буран, бушующую вьюгу. Время идет. Все страшное, плохое проходит. Вьюга тоже проходит. Мать качает ребенка. И ребенок… (выздоравливает)


Нефед умер. Финал трагический. Ощущается ли это в конце рассказа? Тяжелый ли финал у Бунина? Почему?

Выздоровел ли ребенок? Что заставило вас так подумать? (Помогли лапти, кризис прошел, буран кончился, смог приехать доктор)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Почему автор не проявил милосердие и убил главного героя? На этот вопрос вы попробуете ответить дома. Представьте себе, что Нефед вернулся живой. С лаптями. Как бы вы закончили рассказ? Напишите свой финал рассказа. Возможно, тогда вам станет понятно, почему Бунин так не сделал.


АЙСБЕРГ.

Ваши ассоциации с рассказом, героем?

Рассказ очень маленький, но для внимательного, вдумчивого читателя очень много поводов для размышления. Искусство читателя – увидеть подводную часть айсберга, то, о чем думал писатель, создавая произведение. Так и с человеком. Ты видишь только его внешние проявления, то есть только то, что на поверхности. Но каждый человек – это целая вселенная.

Чему учит нас рассказ?


СИНКВЕЙН

Если осталось время:

Примеры проявления милосердия в нашей жизни (родители, бабушки, учителя, врачи)

Литературные примеры.


* ДЖОТ ТОТС, ТИК-ТЭК-ТОУ – очень эффективные структуры для работы в группах (Сингапурская система)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!