СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе на тему "Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна "Куст сирени"

УМК под редакцией Г.С.Меркина

Урок построен на комментированном чтении в классе с предварительной подготовкой по теории литературы.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна "Куст сирени"»

Тема: Нравственные уроки рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».


Цели:

  1. познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Куст сирени»;

  2. совершенствовать навыки анализа художественного текста путем медленного чтения, развитие коммуникативной компетенции;

  3. формировать нравственные ценности у учащихся, воспитывать чувство взаимовыручки, способность переживать и принимать правильные решения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; портреты А.И.Куприна, репродукция картины П.Кончаловского «Сирень в корзине», романс С.Рахманинова «Сирень».

УМК: Меркин Г.С. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2008

Использованные материалы: Соловьёва Ф.Е. Методические рекомендации к учебнику литературы. 7 класс. «Русское слово – РС», 2010.


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.

- Когда мы на прошлом уроке заговорили об Александре Ивановиче Куприне, мы вспомнили о произведениях писателя, которые были прочитаны нами в 5-6 классах. И отметили, что Куприн был, безусловно, мастером слова. Как сказал писатель Вержбицкий, «русский язык вызывал у Куприна благоговейное чувство». Что это значит? (работая над языком, писатель все время проверял себя; не терпел никакого искажения русского языка)


- Что Куприн считал главной задачей художественного творчества? (изучить жизнь, не отворачиваясь ни от чего, а потом показать голую правду)

- Сам Куприн говорил: «Ты – репортер жизни… Суйся решительно повсюду… влезь в самую гущу жизни». И действительно, он всегда находился в самой гуще жизни. Вы прочитали материал учебника. Можете ли вы ответить на вопрос: а кем по профессии был Александр Иванович? (в учебнике есть упоминание о том, что он был актером) На самом деле он поменял множество профессий: был и рыбаком, и грузчиком в порту, и певцом в хоре, и землемером, и пожарным… Но всегда он оставался писателем. Зачем же тогда он поменял так много профессий?


- Но учился Куприн на военного. Летом 1890 года, успешно окончив Александровское военное училище, Куприн получил чин подпоручика и был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии. С 1892 по 1894 год Куприн прослужил в пограничном местечке – Волочинске, где было больше церквей и кабаков, чем школ. Гадкой, отвратительной, тоскливой была жизнь солдат и офицеров в такой глуши. Подчиненные офицеров были объектом постоянных издевательств и насмешек. Очутившись в далеком захолустье, среди незнакомых людей и непривычной обстановки, впечатлительный новобранец особенно остро переживал свое одиночество. Несмотря на развращающие условия четырехлетней воинской службы, Куприн нашел в себе достаточно сил, чтобы сохранить свое достоинство и уважение к рядовому солдату. Он очень тяготился службой в полку, поэтому поступление в Академию генерального штаба помогло бы вырваться из этого захолустья. Подтолкнула его к этому решению и чисто романтическая история: Куприн влюбился в девушку и хотел было на ней жениться, но ее опекун, капитан пехотного полка, давал согласие на брак только при условии, что подпоручик Куприн сначала поступит в Академию генерального штаба. Невеста Куприна послужила прообразом героини рассказа «Куст сирени», который мы будем читать сегодня на уроке, и Шурочки из повести «Поединок», знакомство с которой ждет нас в 11 классе.


Сообщение ученика об Академии генерального штаба (далее ученику дается задание понаблюдать за образом профессора в рассказе «Куст сирени»).

В конце августа 1893 года Куприн отправился в Петербург держать вступительные экзамены в академию. Накануне последнего экзамена неожиданно поступило распоряжение командующего о немедленном отзыве Куприна в полк. Он был вынужден подчиниться приказу. Таким образом, его мечты о женитьбе, об академии и дальнейшей военной карьере не осуществились. И Куприн ищет удобный случай выйти в отставку.


И в это же время, в 1894 году, он пишет рассказ «Куст сирени».


2. Анализ названия произведения.

- Давайте подумаем, какие ассоциации вызывает у вас слово «сирень». Пропишем ассоциативный ряд. А создать настроение нам поможет романс С.В. Рахманинова «Сирень».


- Действительно, это весна, любовь, цветы, счастье…


- Я напомню вам картину Петра Кончаловского «Сирень в корзине», по которой вы в 5 классе писали сочинение-описание. Такой вы себе представляете сирень? Назовите то, что вы видите, словосочетанием.


- Почему же вы не употребляете слово «куст»?


- То есть уже в названии заложен неоднозначный смысл. Не зря же мы начали разговор сегодня с того, что назвали Куприна настоящим мастером художественного слова. А слова, вынесенные в заглавие, как мы знаем, являются ключевыми для понимания текста. Попытаемся разгадать эту загадку: какую роль играет куст сирени в произведении.


3. Комментирование чтение рассказа с записью в карточку основных моментов.

Чтение учителем начала рассказа. До слов «А сам бросился в кресло…»


- Что произошло с героем?


- Мы привыкли, что произведение начинается с экспозиции, а здесь с самого начала, без вступления – несчастье… Видимо, что-то очень серьезное, да? Посмотрим, какое же несчастье произошло…


Чтение вслух учащимися текста со слов «Алмазов, молодой небогатый офицер…» до слов «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».


- Как вам показалось, Алмазов на самом деле сильный человек? Давайте посмотрим, как ведут себя герои в критической ситуации (Николай Евграфович ищет виноватого в своем несчастье, готов обвинить Веру, у него все валится из рук).


- Дома вы должны были ещё раз вспомнить определение «художественной детали». Что это такое?


- С помощью каких деталей автор передает то, что его герой злится? (он роняет из рук портфель, а затем пинает его; ломает спички)


- То есть он ведет себя как капризный ребенок, обидчивый, теряющийся в жизненных обстоятельства – запишем это в карточку на столе.


- А как ведет себя его жена?


- Она утешительница. Сделаем запись. А ещё кто? (стр. 105: переписчица, чертежница, чтица, репетиторша и памятная книжка)


- Как вы думаете, раз она утешает своего мужа, значит, она страдает меньше? (она приучилась переносить каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом)


- Действительно ли несчастье постигло Алмазова? (да, учеба в Академии генерального штаба была мечтой молодых супругов, Алмазов два года добивался поступления в академию, Верочка постоянно поддерживала его) Запишем в карточку, почему герои мечтают о поступлении Николая Евграфовича в Академию.


- Вспомним с вами прием говорящих имен. Как вы думаете, имя Вера появилось у героини случайно?


- Так сильный ли человек Алмазов?


- Конечно, это звучит иронично. А где ещё мы видим авторскую иронию по отношению к герою? (он два года подряд торжественно проваливается на экзаменах в Академию)


- На что же могут теперь надеяться читатели?


Чтение учащимися текста рассказа со слов «Муж и жена долго сидели…» до слов «Этой суммы было более чем достаточно».


- Как ведут себя герои в этой сцене? (Алмазов морщится, не верит в успех, Верочка ведет себя решительно)


- Рассмотрим иллюстрацию художника Траугота на с. 109. Как проявляются характеры героев на этой иллюстрации?


Выразительное чтение учителем рассказа со слов «Когда Алмазовы приехали к садовнику…» и до конца.

4. Работа над композицией рассказа.

- Почему герои в конце рассказа идут домой, беспрестанно смеясь? Они испытывают счастье.


Композиция рассказа: рассказ можно разделить на три части – три совершенно разных состояния, которые испытывали герои.


1 часть – несчастье


2 часть – надежда


3 часть – счастье


5. Беседа по проблемным вопросам.

- Им много пришлось пережить за эти два дня. Но они вместе, они поддерживают друг друга. А как автор относится к своим героям? (Верочка – любимая героиня, об этом говорит и то, что автор называет её уменьшительно-ласкательным именем, к Николаю Евграфовичу он тоже относится с симпатией, но иронизирует над ним)


- На что указывает фамилия Алмазовы? (на чистоту их отношений) Но все ли здесь так просто?


Давайте ещё раз обратимся к последнему диалогу героев. Чему они так радуются? (тому, что так ловко обманули профессора)


- А вывод какой можно сделать? Супруги не очень чистоплотны в достижении своей цели. От этого становится немного грустно… А как вы думаете, близки ли духовно Николай и Вера Алмазовы? На это тоже нельзя дать однозначный ответ: жена давно переросла своего мужа, она более решительна в своих действиях, больше понимает, чего хочет от жизни. Будет ли счастлива эта семья?


- Вернемся к вопросу, которым мы задались в начале урока: почему рассказ называется «Куст сирени»?


- А почему именно сирень Куприн сделал помощницей героев? Посмотрим, какое символическое значение есть у этого цветка.


Сообщение ученика о символическом значении сирени (не забыть о пяти лепестках, которые приносят счастье!)


6. Работа с термином «Анекдот».

- И ещё к одному термину мы сегодня обратимся. Это термин «анекдот». Прочитаем его определение на с.111.


- Можем ли мы говорить о том, что в основе рассказа Куприна лежит литературный анекдот? Что является здесь объектом сатиры?


Недалекий офицер, пытающийся всеми правдами и неправдами сделать себе карьеру, «лучший» профессор, который не может отличить сирень от березы, сама убогая жизнь русского офицерства.


7. Итог урока.

- Но несмотря на то, что в основе этого рассказа лежит анекдот, какие нравственные уроки дает нам этот рассказ? Подумайте над этим вопросом и запишите его в карточку (нельзя опускать руки, нужно добиваться своих целей во что бы то ни стало, всегда нужна взаимная поддержка между близкими людьми, но своих целей нужно добиваться честными способами)


8. Домашнее задание.

Написать письмо от лица Верочки или Алмазова подруге/другу с описанием событий.

Инд.: сообщение о рассказах Куприна о цирке.























Карточка для индивидуальной работы

по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»



Николай Евграфович Алмазов

Вера Алмазова

Цель поступления в Академию






Поведение во время рассказа о постигшем их несчастье






Поведение героев после решения посадить кусты






Отношение автора к героям







Композиция рассказа


1 часть - ______________________________


2 часть - ______________________________


3 часть - ______________________________



ВЫВОД. Какие нравственные уроки дает нам рассказ «Куст сирени»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!