Урок литературы в 7 классе "Увидеть красоту..." (по рассказу В.Шукшина "Мастер"

Категория: Литература

На уроке анализируется рассказ В.Шукшина. Цель - показать, насколько хрупка память о прошлом, как легко, одним движением, можно разрушить великую красоту, сотворенную человеческими руками много лет назад.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "Увидеть красоту..." (по рассказу В.Шукшина "Мастер"»

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина "Мастер» на тему: "Увидеть красоту..."



Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.


- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Целый мир от красоты…» Запишите, пожалуйста, число и тему. (Читаю эпиграф)

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

А. Фет

Сегодняшний урок должен стать, как мне кажется, уроком-размышлением, уроком-раздумьем и, может быть, уроком-открытием. Все свои силы мы направим на то, чтобы, анализируя рассказ Шукшина «Мастер», ответить на вопросы: А что такое красота? Зачем она? Как научиться видеть и понимать ее?

Начать мне хотелось бы со словарной работы. Вот перед вами слово НРАВСТВЕННОСТЬ (на доске). Ожегов в своем «Толковом словаре» определяет это слово как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами, например, человек безупречной нравственности».

А как вы видите это слово? Что такое нравственность для вас?

божество доброта красота

справедливость





человечность

порядочность духовность



- Сколько прекрасных слов вы назвали! Все они, так или иначе, относятся к человеку, к его внутреннему миру. И этот самый внутренний мир, «историю души» русского человека изучал в своем творчестве самый русский из всех современных писателей Василий Макарович Шукшин (вот он на портрете).


Итак, рассказ «Мастер».


  1. Анализ рассказа.

«Жил-был в селе Чебровка некто Семка Рысь…» Скажите, вам ничего не напоминает начало рассказа? (Напоминает начало сказки словосочетание «жил-был»)


Как вы думаете, почему Шукшин именно так начинает рассказ? Наверно не случайно? (Сказка несет в себе что-то доброе, там добро всегда побеждает зло)


А какой герой действует в сказке? (Умный, смекалистый, сильный – богатырь).


Давайте посмотрим, какого героя показывает нам автор в рассказе.






Создание опорного конспекта.


АНТИТЕЗА

Семка Рысь


забулдыга непревзойденный столяр

длинный руки

худой ровные, словно литые

носатый (ни трещинки, ни царапинки) ЭПИТЕТЫ

совсем не богатырь красивые

не знают усталости

сила и мощь



Какие ассоциации возникают при слове «Семка»? (Пренебрежительное отношение, может быть, дурачок, недалекий человек)


Давайте посмотрим, как у Шукшина? (Забулдыга)


А с чем ассоциируется у вас слово «Рысь»? (Стремительность, красота, ловкость, грация)


А у Шукшина? (Непревзойденный столяр)


Скажите мне, какой прием выразительности использует автор, когда говорит о герое? (Антитезу, контекстные антонимы)


Прочитайте, как выглядит Семка Рысь? («Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь») Что это за прием выразительности? (эпитеты) Как эти эпитеты характеризуют внешность Семки? (Некрасивый, непривлекательный) Где мы должны поместить эти эпитеты в нашей опорной схеме? (В левую колонку)


Но есть в Семке что-то такое, что привлекает к нему взгляд. Что же это? (Руки). Прочитайте, как автор говорит о его руках. Давайте отразим это в нашей схеме.


А теперь внимательно посмотрите на схему. На ней – характеристика одного человека. Но если присмотреться, можно увидеть здесь двух совершенно разных людей. Обрисуйте облик первого (читаем первую колонку). Какой он? (Достаточно неприятный, непривлекательный, пьющий, никудышный). А второй? (Трудолюбивый, мастер своего дела, любящий свое дело, красивый, сильный, уверенный в себе)


В одном человеке соединилось два разных характера. Почему это происходит? (Нет смысла жизни). Прочитайте. («Зачем же, Семка?...)


Обращаю ваше внимание на слово «некто». Почему Шукшин говорит не просто Семка Рысь, а «некто Семка Рысь»? (Некто – это кто-то неопределенный, неопределившийся в жизни, т.е. никто не знает, хороший это человек ли плохой)


Что же явилось переломным моментом в жизни Семки? (У одного писателя в городе он сделал отделку в квартире под старинную избу). Прочитайте отрывок, как жил Семка у писателя. («Между прочим, когда жил Семка у писателя…) Какая у Семки появилась мечта?


Итак, у Семки появилась мечта, появился смысл жизни – отреставрировать старую церковку. Обращаю ваше внимание на это слово «церковка». Какие чувства у вас возникают? (Что-то светлое, радостное, легкое, невесомое, родное, ласковое, нежное)


В рассказе есть описание двух церквей, талицкой и чебровской. Группа ребят получила задание исследовать экстерьер и интерьер этих двух зданий. Послушаем, какие выводы сделали наши ученики.





  1. Выступление 1 группы учеников.


Во-первых, что обозначают слова «экстерьер и интерьер»? Это слова иностранного происхождения. Экстерьер – это внешний вид, а интерьер – это внутренняя обстановка здания.

Сравнивая две церкви, мы пришли к выводу, что они очень разные. (Читают отрывок: «В то же лето, как побывал Семка в городе…»)


Анализируя этот отрывок, мы постарались свои соображения изобразить в опорной таблице. (Выступают два ученика)


Талица Чебровка

Церковка (уменьшит.-лакс. суф. –к- имеет знач. Церковь (общеупотребительное слово, не имеет

«что-то родное, дорогое, нежное») никакой эмоциональной окраски)


небольшая (человеку уютнее находиться там) большая (давит на человека своими размерами)


под косогором (скромная, не выпячивает красоту) на возвышении

(строители хотели, чтобы

открывается вся, сразу, внезапно видна издалека их творение оценили все)




человеку, специально идущему к ней видна всем


спрятана от праздного взора


общее: обе церкви закрыты

Но реставрировать Семка захотел маленькую церковку,

потому что «к ней душа лежит…»



3 ученик. Я хочу прочитать раздумья героя о талицкой церковке: «Как-то в выходной день…» Мне кажется, что это лирическое отступление, потому что оно обращено к душе, волнует, раскрывает внутренний мир героя.


Учитель: В лирике всегда есть какой-то мотив, это же как песня или мелодия. А здесь какой мотив можно услышать? Какие опорные слова можно выделить?


Ученики: Опорные слова: тишина и покой

тихо

в зелени белая красавица

каменная сказка

песня



  1. Выступление 2 группы учеников.


Шукшин – непревзойденный мастер передачи живой, народной русской речи. 2 группа ребят получила задание исследовать язык и стиль рассказа «Мастер». Давайте послушаем их сообщение.


1 ученик: Тема нашего исследования – особенности языка, стиля и языковая ценность рассказа. Автор часто использует просторечные слова, которые характерны именно для простого человека. Например, о Семке он говорит «забулдыга» (Мы посмотрели в словаре Ожегова: это «Спившийся, беспутный человек»). Скорее всего в этом слове выражается нехорошее отношение односельчан к главному герою. Но мне кажется, что они просто не смогли увидеть красивую и высокую душу этого человека.

Другой пример: «Склизко» (вместо скользко). Это слово говорит Семка. В нем он выражает свое пренебрежительное отношение к богатой и безбедной жизни (читает отрывок: « - У тебя же золотые руки…»).

Следующий пример: слово «дроболызнет». Так Семка выражает свое отношение к тому, кто может разрушить церковь («Дроболызнет, и все дела…») /какой прием выразительности?/


Таким образом, можно сделать вывод, что использованные в тексте эмоционально-окрашенные слова позволяют нам почувствовать отношение героя к происходящим событиям или явлениям. Они передают неповторимость, точность и меткость русского языка.


2 ученик: Что можно сказать о стиле? Это, конечно, художественный стиль. Здесь присутствует описание (описание талицкой и чебровской церквей). Здесь можно найти рассуждение (например, рассуждение Семки о мастере, который создал церковку, и его размышления о том, как эту церковку отреставрировать). Интересно то, что в описании и рассуждении темп речи замедляется (читает отрывок: «Семка сел на приступку алтаря и стал думать… стены, таким образом, отодвинулись»)

Когда же в рассказе начинается повествование, темп заметно убыстряется. Появляется много глаголов.

Например, глаголы, определяющие действия Семки:


Сначала он:

задумчиво говорил

побывал в городе неторопливость движения

пошел к церкви


посмотрел и заметил

заволновался действие убыстряется

обеспокоенный красотой

стал думать

вылез из церкви и пошел домой – глаголы СВ показывают законченность действия, т.е.

у Семки созрел план


Далее все происходит еще быстрее:
поехал в райгородок (к батюшке)

поехал в область (к митрополиту) результата нет

решил сходить к писателю


пошел в облисполком (к властям) власти дали ответ: «Как памятник архитектуры ценности не

представляет»


Если дальше разбирать действия Семки, то они выражены в следующих глаголах:

чувствовал себя обескураженным

оставил себе денег на билет и бутылку красного


И как итог:

про талицкую церковь (обратите внимание: НЕ «церковку») не заикался

никогда не ходил к ней

поворачивался спиной к церкви



Учитель: Я хочу спросить у ребят, какой же второй перелом произошел в жизни Семки? (Его мечта рассыпалась, растаяла, не осуществилась. У него опять не стало смысла в жизни)


Подумайте, а почему Семка «поворачивался спиной к церкви»? (Ему стыдно было поднять глаза на нее, стыдно за себя и за людей. Бумага высших начальников для них имеет большее значение, чем красота)


Мы начали урок с понятия нравственности. Скажите, как поступили люди с этой точки зрения? (Люди поступили безнравственно, непорядочно. Красота должна жить вечно, радовать людей. Церковь разрушится, и никто из потомков не узнает о ней. А мастер, когда ее строил, хотел, чтобы люди радовались, глядя на нее)


Вы употребили слово «мастер». Кого можно назвать мастером в этом рассказе? (Мастер, который строил церковь. Мастер Семка Рысь, но он не проявил себя полностью, можно сказать, отступился, отвернулся от красоты, когда его не поддержали. Поэтому он мастер как бы наполовину. (Это как раз та половина, которая отображена справа на схеме) Мастером можно назвать самого автора, который передал и исчезающую, хрупкую красоту, и чувства главного героя, и сумел показать, что реальная жизнь часто совсем не похожа на сказку и способна разрушить даже самые светлые помыслы)


Вот мы и пришли к идее этого рассказа. Что же хотел сказать читателям Василий Шукшин? (Нужно беречь красоту, создавать ее, не разрушать, потому что красота воспитывает в человеке лучшие качества)


По каким законам нравственности нужно жить человеку? Скажите это словами Шукшина. Найдите самые главные слова в тексте («Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй.… Не умеешь – воюй, командуй или что-нибудь такое делай – можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита – дроболызнет, и все дела. Каждому свое.»)


Мне бы хотелось, ребята, чтобы почаще задумывались о том, какой дорогой пойдете вы, а вам что в этой жизни, в чем ее смысл для вас: беречь, созидать или что-то другое.


Я предлагаю вам выразить свои мысли в небольшой творческой работе в форме синквейна.


  1. Создание синквейна.


Церковка

Маленькая, родная

Стоит, молчит, волнует

Никогда не забуду ее

Родина


Мастер

Далекий, забытый

Создал, сотворил, спел

В жизни необходимо чудо

Волшебник


Руки

Искусные, золотые

Работают, творят, не устают

Человек должен творить добро

Мастер


Красота

Вечная, хрупкая

Радует, веселит, поет

Не дайте красоте погибнуть

Душа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей