СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме: «Можно ль против всех». (Анализ 3 действия). А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме: «Можно ль против всех». (Анализ 3 действия). А.С.Грибоедов «Горе от ума».»

Урок литературы в 9 классе по теме: «Можно ли против всех». (Анализ 3 действия). А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Цели урока:

  • Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»

  • Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок

  • Формировать умение определять отношение автора к событиям, героям, на основании развития действия, поступков героев, их речи, ремарок



Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний. Беседа с обучающимися:

- Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?

(узнать причину холодности Софьи)

-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?

(Нет)

- Чего же он добился?

(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз приедет в дом Фамусова)

  1. Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.

- Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.

(Читают заранее подготовленные ученики)

-Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование?

(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)

-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?

Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.

Беседа с учащимися после чтения диалога:

- О ком размышляет Чацкий в начале сцены?

(О Молчалине как возможном муже Софьи)

-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?

-Что скрывается за этими вопросами?

(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)

-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?

(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)

-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)

(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).

-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?

(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)

-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?

(ум бойкий, гений смелый, смирение)

-Каких достоинств он не находит в Молчалине?

(Страсть, чувство, пылкость)

-За что же тогда Софья любит Молчалина?

(«Он «чудеснейшего свойства……»)

-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном - в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.

-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?

-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека

-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:

«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».

-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).

-Что, кто изображается в 4-14 явл?

(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)

-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.

-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.

-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?

(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).

-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,

  1. Индивидуальные сообщения

-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?

(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:

«Ах, этот человек всегда….).Она получила реальный шанс отомстить Чацкому.

  1. Анализ явл. 15-21

-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).

-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?

-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?

-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.

-А вторая причина?

(Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость – вот причина)

-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.

- Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?

(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)

-О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?

(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).

-В чем комизм создавшейся ситуации?

(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).

- Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?

(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).

-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.

(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)

  1. Обобщение материала.

  • Какую роль играет 3 действие в комедии?

(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).

  • Каково отношение автора, зрителя, читателя к Чацкому?

(Сострадание).

  • Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?

  • (Негодование)

  • Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?

  • (Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).

  1. Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!