Урок литературы в 9 классе по теме: «Можно ли против всех». (Анализ 3 действия). А.С.Грибоедов «Горе от ума».
Цели урока:
Продолжить формирование понятий «конфликт», «композиция драматического произведения»
Развивать умение характеризовать героя на основании его речи, поступков, отношения к окружающим, авторских ремарок
Формировать умение определять отношение автора к событиям, героям, на основании развития действия, поступков героев, их речи, ремарок
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация знаний. Беседа с обучающимися:
- Вспомните содержание 2 действия комедии. Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова второй раз за день?
(узнать причину холодности Софьи)
-Узнал ли он, почему она его так холодно встретила?
(Нет)
- Чего же он добился?
(Он понял, что Софья его не любит. Но кого? В этом он разобраться не смог. Поэтому он ещё раз приедет в дом Фамусова)
Восприятие нового материала и усиление первоначального впечатления.
- Сейчас прочитаем по ролям 1-2 явл.3 д-я, проследим за поведением героев.
(Читают заранее подготовленные ученики)
-Правдиво ли изображен Чацкий в этой сцене? Как можно объяснить его поведение? Какие чувства он у нас вызывает: сожаление, горечь, негодование?
(Чацкий изображен правдиво. Ведет себя естественно, натурально. Он очень влюблен. Влюбленные слышат только себя. Воистину «ум с сердцем не в ладу». Нам его очень жалко.)
-Почему Чацкого не убедило признанье Софьи в любви к Молчалину?
Читаем явл. 3 диалог Чацкого и Молчалина. Герои даны в оценке друг друга. В этой сцене наиболее определенно выражена авторская позиция по отношению к Чацкому и Молчалину.
Беседа с учащимися после чтения диалога:
- О ком размышляет Чацкий в начале сцены?
(О Молчалине как возможном муже Софьи)
-Зачитайте, какими вопросами атакует Чацкий Молчалина?
-Что скрывается за этими вопросами?
(Разоблачение ненавистного Чацкому Молчалина)
-Как отвечает Молчалин? Как он ведет себя?
(Смиренно и даже прибавляет почти к каждому слову частичку «с»)
-Когда наступает в диалоге перелом? Замечает ли его Чацкий)
(Перелом наступает в середине. Чацкий его не замечает. Молчалин ни в грош не ставит Чацкого. Он отбрасывает частичку «с». Куда девалась его смиренность?1 Молчалин перешел в атаку: ставит вопросы, советует).
-Оказывается, что Молчалин имеет свои взгляды, убеждения, свои «таланты». Какие?
(Это позиция человека, успешно делающего карьеру. Знаменитый талант: умеренность и аккуратность. Молчалин – защитник рутины, чинопочитания, подхалимства, но защитник тихий, обходительный, неглупый. В нем не сразу распознаешь эти отвратительные качества. Молчалины – рыцари лжи и всего, что приводит к личному, эгоистическому благополучию. Его идеал жизни, в которой можно «и награжденья брать» недвусмысленен: заискивание перед сильными, власть имущими, рабское самоуничижение, расчетливое отрицание своего права на самостоятельное суждение. Он реальный претендент на руку Софьи, реальный противник Чацкого.)
-Чацкий перечисляет свойства Молчалина. Какие?
(ум бойкий, гений смелый, смирение)
-Каких достоинств он не находит в Молчалине?
(Страсть, чувство, пылкость)
-За что же тогда Софья любит Молчалина?
(«Он «чудеснейшего свойства……»)
-Все достоинства Молчалина словно фокусируются в одном - в его особой «тихости». Недаром ему и фамилия дана такая бессловесная.
-Как вы считаете, может быть, эти свойства – достоинства?
-Софья говорит искренне. Она действительно видит достоинства в своем Молчалине. Да иначе и быть не может. Она ведь создала в своем воображении достойного своей любви человека
-То, что для Софьи достоинства, то для Чацкого – это недостатки: за такие качества не любят:
«она его не уважает»; «она не ставит в грош его»; «шалит – она его не любит».
-Чацкий снова остается со своей загадкой, но он успокоился: Софья, как ему кажется, никого не любит).
-Что, кто изображается в 4-14 явл?
(Гости, съезжающиеся на вечер к Фамусову; возникновение сплетни о сумасшествии Чацкого)
-Да, съезжающиеся гости даются в восприятии Чацкого, он противопоставлен им.
-Случайна ли последовательность появления гостей на балу? Конечно же, нет. Давно замечено, что в 3 действии каждое явление с теми или иными гостями представляет собой как бы отдельную интермедию (самостоятельная сцена, чаще всего комедийного характера, вставленная в основное действие комедии). Хозяева и близкие им люди даны в одном потоке с гостями. Это – один мир.
-Для чего же нужны гости в «Горе от ума»?
(Чтобы подхватить клевету о Чацком, чтобы ославить его безумным, чтобы зрителю и читателю в полном объеме и в полный рост была видна вся армия клеветников и противников Чацкого).
-В то же время каждое такое явление 3 д-я имеет и самостоятельную идейно-художественную ценность, представляя нам по очереди всю эту, как говорит о ней Чацкий,
Индивидуальные сообщения
-Как рождается сплетня о сумасшествии Чацкого? Кто автор этой сплетни?
(Софья. Она сделала это нарочно. Она обижена и наносит Чацкому самый сильный удар:
«Ах, этот человек всегда….).Она получила реальный шанс отомстить Чацкому.
Анализ явл. 15-21
-Выдумка о сумасшествии Чацкого растет «как ком снега»; никто не верит, но все повторяют. Сцена эта представляет собой сплошной многоголосый хор, говорят все; сплетня переходит из уст в уста. Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и общественный конфликты).
-Какие приметы Чацкого как сумасшедшего называют гости?
-Какова 1 причина сумасшествия Чацкого, по мнению гостей?
-Как мы видим, эта причина доводится до абсурда.
-А вторая причина?
(Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость – вот причина)
-Таким образом, главная примета Чацкого как сумасшедшего, в понимании Фамусова и его гостей,- это его свободомыслие.
- Что делал Чацкий, где он находился, пока росла сплетня о его сумасшествии?
(В соседней комнате с французиком из Бордо и княжнами, Чтение явл.22)
-О чем монолог Чацкого «В той комнате незначущая встреча»?
(О рабском подражании русского дворянства всему иностранному).
-В чем комизм создавшейся ситуации?
(Все кружатся в вальсе, никто не слушает Чацкого. Нет у Чацкого слушателей, способных понять его).
- Можно ли психологически оправдать поведение Чацкого?
(Да, во-первых, он произносит монолог потому, что отвечает на вопрос Софьи; во-вторых, в той комнате он не все сказал французику и княжнам и здесь, в гостиной, пытается договорить то, что он не успел).
-Смешно ли нам? Это самая комическая ситуация.
(Нет. Раньше, если Чацкий оказывался в комической ситуации, мы ему сочувствовали, то теперь мы сострадаем ему. Его положение в данной ситуации воспринимаем как трагическое.)
Обобщение материала.
(Это кульминация в развитии любовного и общественного конфликтов).
(Сострадание).
Каково отношение автора, зрителя, читателя к Софье?
(Негодование)
Каково отношение автора, зрителя, читателя к фамусовскому миру?
(Негодование, так как этот мир выставил против Чацкого всё, что имел: сплетню, клевету. Этот мир игнорирует Чацкого как личность – умному человеку отказал в уме).
Домашнее задание. Читать 4 действие. С помощью учебника ответить на вопрос: «Какую роль играет 4 действие в развитии любовного и общественного конфликтов?»