СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме «Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок познакомит с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом.

Воспитывает чувства патриотизма и любви к родине, интереса к истории Отечества.

"Это крылатые люди, не знающие смерти, бьётся один с тысячей, а два с тьмою." "Повесть о разорении Рязани Батыем".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме «Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»»

Урок литературы в 9 классе по теме «Русская воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Цели: 1. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы в целом и "Повестью о разорении Рязани Батыем", в частности; выяснить, какие черты определяют характер Евпатия Коловрата;

2. Показать отличие образа героя от фольклорных;

3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к родине, интереса к истории Отечества.

Оборудование урока:

  • Текст повести «Повесть о разорении Рязани

  • Видеоролик с песней

Это крылатые люди, не знающие смерти, бьётся один с тысячей, а два с тьмою.
"Повесть о разорении Рязани Батыем".

1. Вступительное слово учителя.

Четвертый период — вторая половина XIII—XV вв.— литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.

В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями — монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления ратных и нравственных подвигов русских людей, их деяний. Литература и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть «рознь века сего» — главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями.

Возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу

Сегодня мы поведем с вами разговор об одном из самых трагичных произведений древнерусской литературы "Повести о разорении Рязани Батыем»

«Повесть о разорении Рязани Батыем»  дошла до нас в составе летописного свода об иконе Николы Заразского. Она была написана предположительно в 14 веке в церкви Николы. Автор ее неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли.

1237 году на Русь напали монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем. В 1237 году 75-тысячное войско хана Батыя вторглось в русские пределы. Полчища монголо-татар, прекрасно вооруженная армия ханской империи, крупнейшей в средневековой истории, пришли завоевать Русь: стереть с лица земли непокорные русские города и села, обложить население данью и установить на всем пространстве русской земли власть своих наместников – баскаков.

Нападение монголо-татар на Русь было внезапным, но не только это определило успех вторжения. По ряду объективных причин сила была на стороне завоевателей, участь Руси была предрешена, как и успех нашествия монголо-татар.

Русь к началу 13 века – это страна, разорванная на мелкие княжества, без единого правителя и армии. За монголо-татарами, напротив, стояла сильная и единая держава, подходившая к пику своего могущества. Лишь полтора столетия спустя, в 1380 году, в иных политических и экономических условиях, Русь смогла выставить против Золотой Орды сильное войско во главе с единым полководцем – великим князем Московским Дмитрием Ивановичем и перейти от позорной и безуспешной обороны к активным военным действиям и добиться разгромной победы на Куликовом поле.

Ни о каком единстве русской земли в 1237-1240 гг. не было и речи, вторжение монголо-татар показало слабость Руси, нашествие врага и установившаяся на два с половиной столетия власть Золотой Орды, золотоордынское иго стали расплатой за междоусобную вражду и попрание общерусских интересов со стороны русских князей, слишком увлекшихся удовлетворением своих политических амбиций.

Нашествие монголо-татар на Русь было стремительным и беспощадным. В декабре 1237 года армия Батыя сожгла Рязань, 1 января 1238 года под натиском врага пала Коломна. В течение января – мая 1238 года монголо-татарское вторжение испепелило Владимирское, Переяславское, Юрьевское, Ростовское, Ярославское, Углицкое и Козельское княжества. В 1239 году был уничтожен Муром, год спустя с бедой нашествия монголо-татар столкнулись жители городов и селений Черниговского княжества, в сентябре – декабре 1240 года был покорен и древний стольный град Руси – Киев.

3."И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани:". (Чтение отрывка из повести до слов ":и увидел безбожный царь Батый:").

 4. Просмотр видеоролика


«…И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался в город Рязань, и увидел город разоренный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю. Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они  же отвечали: «Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им…»



Заканчивается Повесть словесно изукрашенной похвалойпогибшим рязанским князьям: «Бяше родом христолюбивыи, братолюбивыи, лицем красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем легкы, к бояром ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны, на пированье тщывы [щедры], до господарьских потех охочи, ратному делу велми искусны, к братье своей и ко их посолником величавы».

Эта похвала роду рязанских князей, их былому могуществу, их былой славе и доблести с особой силой подчеркивает трагичность происшедшего.

Похвала рязанским князьям, завершающая Повесть, — наиболее яркий образец словесного мастерства ее автора. Автор Повести использовал в своем произведении устные эпические предания о нашествии Батыя на Рязань. Особенно заметно ощущается эпическая основа эпизода, повествующего о Евпатии Коловрате.

Некоторые исследователи вообще считают эпизод о Евпатии песенной вставкой в Повесть. Но и рассказ о Евпатии, и рассказ о судьбе князя Федора, его жены и сына в составе Повести являются органичными частями цельного повествования.

И все эти части крепко связаны единой идеей — идеей беззаветной, мужественной защиты родины от нашествия врага, единой мыслью, проходящей через все эпизоды: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти». Этот основной смысл Повести делал ее не рассказом о гибели Рязани, а повествованием о героизме и величии человеческого духа.

В Повести объединены похвала-слава и плач. Такое сочетание в едином повествовании фольклорных по своей природе жанров присуще только литературным памятникам и характерно для ряда наиболее замечательных произведений древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве», похвалы Роману Мстиславичу Галицкому, «Слова о погибели Русской земли».



5. Беседа по вопросам.

  1. Как встретили вы новые страницы повести?

  2. Что потрясло в ней больше всего? Почему она так потрясает?

  3. Как вы думаете, почему автор совершенно неожиданно делает резкий поворот и от трагических картин переходит к рассказу о Евпатии Коловрату и его дружине?

  4. Умысел ли это автора или добросовестное следование фактам: так, мол, было, и писатель вправе умолчать о подвиге Евпатия Коловрата?

  5. Каким вы представляете себе автора повести? Был ли он участником событий? Какие чувства он испытывает? (Докажите текстом).

Повесть стала гордостью нашей отечественной словесности и письменности, одним из лучших произведений древнерусской литературы, а ее герои - Евпатий Коловрат, Федор, Евпраксия и рязанское воинство - остаются нашими современниками, благодаря эмоциональному заряду и живому дыханию столетий. "Повесть о разорении Рязани Батыем" издается не только в России, но и в США и Англии, Японии и Италии, ФРГ и Дании.

Из воинской "Повести о разорении Рязани Батыем" черпали свое вдохновение и мотивы многие русские поэты и писатели: Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, С.А. Есенин. Послушайте отрывок из "Песни о Евпатии Коловрате" С.А. Есенина :

От Ольшан до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.
Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешнёвые упорины
Двумя пальцами вытягивал:
Не заря течет за Коломною,
Не пожар стоит за путиною -
Бьются соколы-дружинники,
Налетая на татаровье.
Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ли встали мертвые
На побоище кроволитное?
Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.
На березки-белоличушки
Из-под гоноби порублены -
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.
Возговорит лютый ханище:
"Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря,
Что ль на чашу на сивушную."
Уж он пьет не пьет, курвяжится,
Оглянется да понюхает -
"А всего ты, сила русская,
На тыновье зародилася".



. 6. Викторина.

(Соревнование по рядам, выбор лучшего отвечающего в каждом ряду)

  1. В каком году произошло событие, описанное в повести? (1237 год).

  2. Назовите имя великого князя Рязанского, стоявшего во главе города. (Юрий Ингваревич Рязанский).

  3. Сколько дней длилась осада Рязани? (5).

  4. Сколько человек было в дружине Евпатия Колдоврата? (1700 человек).

  5. Где он был во время разорения Рязани? (В Чернигове).

  6. Кого послал Батый сразиться с Евпатием Коловратом? (Шурича Хостоврула).

  7. Как автор называет Евпатия, подчеркивая его силу? (Исполин).

  8. Кто такой Исполин?

  9. Как погиб Евпатий? (Был забит из камнеметов).

  10. Вспомните похвалу Батыя Евпатию. ("Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего").

В описании доблести и отваги Евпатия на поле боя мы ощущаем гордость и восхищение автора воинскими подвигами. Автор находит необыкновенно яркие определения для характеристики русских воинов ("удальцы и резвецы", "крылатые люди", "не боящиеся смерти"), и хотя он вкладывает эти похвалы в уста приближенных Батыя, мы воспринимаем их как выражение патриотических чувств человека, написавшего о героической борьбе и гибели Евпатия.



7.Оценки за работу на уроке.

8. Домашнее задание. Работа над планом эпизода




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!