СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "ЗАГАДКА «ГОРЯ ОТ УМА». ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок в системе уроков по комедии Грибоедова "Горе от ума".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "ЗАГАДКА «ГОРЯ ОТ УМА». ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ".»

Урок 2

ЗАГАДКА «ГОРЯ ОТ УМА».

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


Будущее достойно оценит сию комедию и

поставит ее в число первых творений народных

А.А.Бестужев


Знания на уроке: замысел комедии, история ее создания, особенности драматического произведения, художественное пространство и время, идея произведения, конфликт, сюжет, композиция, система персонажей, способы раскрытия характера в драматическом произведении.

Словарная работа: замысел, «нет пророка в своем отечестве», личный конфликт, общественный конфликт, атмосфера эпохи, комментированное чтение, казенное место.



ХОД УРОКА
  1. Проверка домашнего задания:

- Чтение мини-сочинений «Каким мне запомнился Грибоедов».


  1. История создания комедии «Горе от ума».

  1. Слово учителя.

Сегодня мы начинаем разговор о комедии «Горе от ума». Ее судьба не менее загадочна и трагична, чем судьба самого автора. Споры о комедии начались задолго до того, как она была напечатана или поставлена на сцене, не утихают они и до сих пор. Современник Грибоедова, А.Бестужев, был убежден, что «будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». Эти слова оказались пророческими: почти двести лет прошло со времени создания комедии «Горе от ума», но она неизменно присутствует в репертуаре российских театров. Комедия Грибоедова поистине бессмертна. О ее загадочной и трагической судьбе – наш сегодняшний разговор.

2. Сообщение ученика (карточка № 1) – «История замысла комедии»


КАРТОЧКА № 1


ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА КОМЕДИИ1

История создания комедии даже для современников оставалась загадкой. Нет точной даты, связанной с появлением ее замысла. По свидетельству С.Н.Бегичева, близкого друга Грибоедова, замысел комедии возник еще в 1816 году, но работать над ней драматург начал только в 1820 году. Перед нами снова загадка - таинственный, символический сон Грибоедова.

В 1820 году в далеком звездном Тавризе, в Персии, Грибоедову приснился Петербург, дом князя А. А. Ша­ховского, друга, драматурга и театрального деятеля. В этом доме каждый вечер собирались любимые гости князя — Грибоедов, Пушкин, Катенин. В каждом письме в Петербург Грибоедов всегда передавал покло­ны милейшему князю Шаховскому, прислушивался к его мнению и дорожил им.




1 С.В.Карпушин, Е.С.Ковалева, Л.Г.Рудь. «Декабристы. Грибоедов». Минск, «Высшая школа», 1997. С. 156 .

Во сне Грибоедов видит себя рядом с князем, слышит его голос. Шаховской допытывается, написал ли Грибоедов что-нибудь новенькое. В ответ на признание, что давно уже нет охоты к письму, начинает досадовать, а потом переходит в наступление:

— Дайте мне обещание, что напишете.

— Что же вам угодно?

— Сами знаете.

— Когда же должно быть готово?

— Через год непременно.

— Обязываюсь.

— Через год, клятву дайте...


Пробудившись, Грибоедов поклянется: «Во сне да­но, наяву исполнится...»

И он сдержал слово, правда, с некоторым опозда­нием: не через год, а через четыре. В 1924 году он привез в Петербург «Горе от ума».


3. Чтение учителем фрагмента из книги А.Тимрота «Бунт сердца и ума»1.


«С внешней стороны жизнь Грибоедова идет по-прежнему. Никто из домашних не обращает внимания на разбросанные в полном пре­небрежении листы комедии. Сам автор, кажется, забыл о пьесе. От­пуск его давно истек. Он должен выхлопотать у Ермолова еще и еще продление. Между тем проходит его последняя московская зима. Тре­щат морозы. Над Новинской площадью висит полная луна, точь-в-точь такая, какою грезилась она в Персии. Освещенные окна барских до­мов кажутся желтыми. В грибоедовском доме собрались поэты и му­зыканты: Петр Вяземский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одо­евский, Александр Алябьев, граф Юрий Виельгорский, молодой ком­позитор Верстовский и еще много других друзей Грибоедовых. Играют все. Алябьев исполняет сцены из опер. Грибоедов импровизирует валь­сы. Затем мистер Джон Фильд вдохновенно играет Бетховена и Гайд­на. Расходятся за полночь. Граф Виельгорский в рассеянности берет разбросанные на фортепьяно рукописи. Разбирает их с трудом. Остав­ляет. Берет другие. Среди них попадаются четко переписанные сце­ны. Виельгорский, читая, машинально садится и, уже не отрываясь, дочитывает подряд три страницы. В комнату входит Мария Сергеев­на. Виельгорский смотрит на нее отсутствующим взглядом. Затем вскакивает с места:

— Простите... Я случайно... Что это за листы у вас?

— Это упражнения Александра, — спокойно поясняет сестра.

— Как? Постойте! Позвольте, Мария Сергеевна. Разрешите мне продолжить чтение...

— Брат отправился проводить Вяземского... Возьмите с собою лис­ты и доставьте их завтра.

Проходит еще одна ночь в жизни Грибоедова — надворного совет­ника, чиновника по дипломатической части при генерале Ермолове, литератора, известного узкому кругу любителей театра. Последняя ночь безвестности. Утром в дом Грибоедовых ворвался граф Юрий Виельгорский. Он кинулся на еще сонного поэта. Осыпал его похва­лами. Вскочил в сани и помчался разносить невероятную новость: «Грибоедов сочинил пьесу, каковой еще не знала наша словесность!»

В этот вечер поэт читает в кругу близких друзей свое новое сочинение. Шуму, восторгу, похвалам нет конца. После долгих-долгих лет непризнания, мучений уязвленной гордости Александр Грибоедов заснул, как путник, добравшийся до назначенного места. Начиналась новая жизнь: он первый писатель для театра в России. Все, что раньше признавалось за ним только кругом близких друзей — его необычайный ум, образованность, чудесный дар поэта, — вдруг замечено всеми».


1 А.Д.Тимрот. «Бунт сердца и ума. Московские годы жизни А.С.Грибоедова». М., 1965, с.200-202.

4. Работа со статьей учебника «От замысла к воплощению. Тайны творчества» (с.71-75).


  • Можно ли связать впечатления Грибоедова от Москвы, от того, как встретили его близкие (письмо С.Н.Бегичеву от 18 сентября 1818 года), с сюжетом будущей комедии? Эта связь ощущается достаточно зримо. «В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-либо хорошему…» - такое настроение Грибоедова сродни настроению Чацкого, когда он появляется в доме Фамусова после трех лет странствий.

Комментарий учителя: Возможно, это в какой-то мере проясняет и слова Грибоедова, вынесенные в эпиграф предыдущего урока: «…смешно бы было мне дорожить мнением людей, когда всемерно от них удаляюсь». Здесь речь идет о его отчужденности, «удалении» от людей, которые его не ценят, не уважают, не воспринимают так, как ему хотелось бы. Вот, вероятно, почему в этом письме автор с горечью цитирует Евангелие: «Нет пророка в своем отечестве». С этими словами обычно связывают возникновение замысла комедии. Что же означают эти библейские слова?

«Нет пророка в своем отечестве» – этот оборот характеризует ситуацию, когда чьи-либо идеи, предложения отвергаются и не признаются только потому, что окружающие, в силу своей близости к человеку, не могут осознать масштаб его личности; человек, известный «в своем отечестве», там, где родился и рос, был участником повседневной жизни, не воспринимается как носитель идей высокого уровня.1

Может быть, эти слова помогут нам осмыслить духовный мир грибоедовского героя и понять авторскую точку зрения.


5. Беседа с классом о личных впечатлениях учащихся о прочитанной комедии: что показалось им близким, а что нет, как поняли героев, как объяснили для себя столкновение Чацкого с обществом, отношение к Софье.


  1. Работа над заданием учебника № 6 (с.75)

- Как сам Грибоедов объяснял план своей комедии, когда она уже была написана (в письме П.А.Катенину от 14 февраля 1825 г.)? Что в этом плане он считает главным, наиболее существенным? Как в нем выражается замысел, основная идея произведения? - В письме Катенину Грибоедов по сути изложил сюжет своей комедии, в основе которого лежит конфликт между Чацким и Софьей, с одной стороны (так называемый личный конфликт), и между Чацким и обществом, с другой (конфликт общественный). В этом письме автор раскрывает основную идею комедии: драма героя, человека умного, противостоящего обществу, его окружающему, которое его не понимает и не хочет простить за то, что он выше прочих; «25 глупцов на одного здравомыслящего…».


Комментарий учителя: Эти слова Грибоедова, безусловно, важны для нас. Но нет ли здесь снова загадочных противоречий? Можно ли назвать Фамусова, Софью «глупцами»? Действительно ли фамусовское общество «не понимает» Чацкого? Тогда отчего оно так единодушно в своей ненависти к нему? Почему «умный» человек отвергнут любимой девушкой, которая «предпочитает дурака умному»? Разве Молчалин такой уж «дурак»? Почему драма героя показана автором в комедии?.. И еще много вопросов возникает при чтении произведения Грибоедова. Постараемся в них разобраться в ходе комментированного чтения. Но прежде вспомним особенности драматического произведения, присущие этому роду литературы способы раскрытия характера героя и авторской позиции.


1 Н.Николаюк. «Библейское слово в нашей речи» /Словарь-справочник/. Спб., «Светлячок», 1998, с. 290

  1. Особенности драматического произведения.

Сообщение ученика (карточка № 2). В ходе рассказа учащиеся составляют тезисный план.


КАРТОЧКА № 2

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ1


Драма как один из родов художественной литературы сущест­венно отличается от эпоса и лирики уже тем, что предназначена прежде всего для исполнения на сцене. Содержание ее состав­ляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (раз­говора двух или нескольких персонажей) и монолога (речи, рассказа, раскрытия мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими ука­заниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и по­ведении героев, их мимике и жестах.

Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова до­полняется искусством актерской игры: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших гла­зах жизни персонажей драмы.

Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бута­фория), музыка дополняют, усиливают впечатление от спектакля.

Греческое слово драма (drama) означает «действие». В дра­матическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны (вспомним, в комедии Фонвизина «Недоросль»: примерка кафтана, сшитого портным Тришкой, урок Митрофанушки и т. д.), но каждое слово, каждое действие раскрывают характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, его место в жизни и социальной борьбе.

Основные виды драматических произведений — трагедия, дра­ма (в узком смысле слова, как вид, жанр, а не род художествен­ной литературы) и комедия.

В комедии осмеиваются отдельные стороны общественной жиз­ни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

Замечательные образцы комедии дала русская классическая драматургия: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Чехов создали произведения высокого идейного содержа­ния, где ставились и решались с передовых позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.

Комментарий учителя: Таким образом, основными способами раскрытия характера персонажа в драматическом произведении являются его речь и поступки, которые могут сопровождаться авторскими ремарками.

Вспомним, что комедия «Горе от ума» писалась в то время, когда на сцене господствовали традиции классицизма.


- Назовите характерные черты классицистической комедии.

- Соблюдение принципа трех единств (места, времени, действия); 5 действий (в крайнем случае - 3),; в основе сюжета – или личный конфликт («любовный треугольник»: добродетельный любовник, любовник-злодей и героиня, которая могла назвать своим избранником лишь добродетельного героя), или общественный (герой-обличитель и косное общество); комедия ситуаций или комедия характеров; принцип «говорящих фамилий» (имена героев раскрывают их характеры) и др.



1 И.А.Фогельсон. «Литература учит. 9 класс». М, «Просвещение», 1990, с. 53-54.

  1. Начало комментированного чтения комедии.


  1. Заглавие комедии.

Первоначально произведение имело другое название - «Горе уму». Позже мы поговорим о том, почему автор изменил заглавие. Бесспорно другое: проблема ума – одна из главных в комедии, поэтому для нас будет важно, как она соотносится с каждым из героев.


  1. Работа с афишей произведения.


- Какая информация содержится в афише? (Обратить внимание учащихся на фамилии, имена, отчества персонажей, титулы, звания).1 - Читатель получает представление о системе персонажей комедии, свойствах характеров некоторых из них (принцип «говорящих» фамилий), их роли в пьесе (порядок размещения в списке, социальный статус и т.д.), месте действия (дом Фамусова в Москве).



МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ1

Социальный состав дей­ствующих лиц комедии «Горе от ума» и порядок их представления в списке имеет важное значение: первым указан Па­вел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте (казенное место — присутственное место, одно из государствен­ных учреждений); затем София Павловна, его дочь; Лизанька, служанка; Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фаму­сова, живущий у него в доме. Это те, кто живет в доме Фамусо­ва. Далее указан Александр Андреевич Чацкий; потом обозна­чен полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Эти герои прихо­дят к Фамусову в дом. Теперь следует список гостей Фамусова, приглашенных на вечер: Наталья Дмитриевна, молодая дама, и Платон Михайлович, муж ее (Горичи); князь Тугоуховский и княгиня, жена его, с шестью дочерьми; графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины; Антон Антонович Загорецкий; старуха Хлестова, свояченица (сестра жены) Фамусова; Г. N.; Г. D.; Репетилов. Гости представлены в порядке появления их у Фамусова. Последними указаны Петрушка и несколько гово­рящих (произносящих реплики) слуг; множество гостей всяко­го рода и их лакеев при разъезде; официанты Фамусова.

Анализ афиши уже дает возможность представить группи­ровку действующих лиц по степени участия в развитии дей­ствия. Ведущие персонажи принадлежат к дво­рянскому сословию, их титулы, звания указаны, не опреде­ляются социально лишь Чацкий и Репетилов. Почему? Этот факт подводит к мысли о том, что для автора в данном случае важнее личностные, индивидуальные качества героев.

Интересно, что в обозначении семей Фамусовых, Тугоуховских, Хрюминых на первом месте «глава семейства», а в представлении семьи Горичей сначала указывается Ната­лья Дмитриевна.

Главные герои обозначены в афише по име­ни и отчеству — автор соблюдает русский обычай.

Однако не все персонажи комедии обозначены в афише: есть еще внесценические (они не появляются на сцене, но о них говорят прочие действующие лица: Максим Петрович, Марья Алексеевна, Прасковья Федо­ровна, Анна Алексеевна, мадам Розье, Татьяна Юрьевна, князь Федор, «французик» из Бордо и др.)



1 Л.И.Петриева, Г.В.Пранцова. «А.С.Грибоедов. Изучение в школе». М., «Флинта»\ «Наука», 2001, с.42-43


  • Проблемное долгосрочное задание:

Можно ли согласиться с трактовкой И.Н.Медведевой, известным литературоведом, которая в 70-х годах XX века писала о комедии1:

«Действующие лица строго связаны с узким кругом темы комедии и имеют, согласно классической рус­ской традиции, имена-характеристики: Чацкий (в пер­вой редакции — Чадский) - тот, кто в чаду; Молчалин — бессловесный; Фамусов — всем знакомый, пресловуто известный (от французского — fameux); Скалозуб — че­ловек с оскалом; Репетилов — повторяющий чужие слова (от французского — repeter); Тугоуховский — имя, определяющее всю роль, — тугой на ухо; Хлестова (от старинного — хлёстка, то есть хлещущая, резкая); Хрюмины — связано с раздражающим хрю­каньем, хрумканьем (старин.). Даже имя София (муд­рость) дано героине неспроста, иронически, как деви­це, делающей глупости, хотя и неглупой». - Многие ха­рактеры, созданные Грибоедовым в комедии, далеко не так однозначны (Фамусов, София, Скалозуб, Хлестова, Горич).


  • С какой целью автор использует «говорящие» фамилии? Дань господствующему на русской сцене классицизму, жанровая особенность комедии.

Комментарий учителя: «Говорящие имена» – внешняя, формальная ориентация на классицистическую традицию, но они не исчерпывают характеры героев, а составляют единое смысловое целое, и афиша комедии уже становится своеобразным литературным паспортом «Горя от ума»: в ней обозначены основные темы и сюжетные линии:

  • фамилии или имена многих героев соотнесены с понятиями «говорить-слышать» (Фамусов – от лат. fama – «молва», Молчалин, Тугоуховские, Репетилов) – тема молвы;

  • Скалозуб – тема смеха;

  • Софья – тема ума и т.д.

  • Какое время изображено в комедии? - Начало 20-х годов XIX века, зима.

И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам голову сломя.

  • Какова продолжительность действия?Сутки.

  • Где происходит действие? – В доме московского барина Фамусова.


Комментарий учителя: Формально соблюдается классицистический принцип «единства времени и места» - это так называемое сценическое время и пространство, но в произведении мы узнаем и о «золотом веке» Екатерины, и о нравах при дворе Александра I, и о событиях 1812 года; в комедии герои рассказывают не только о Москве, но и о Петербурге, провинции, деревне… Таким образом, временные и пространственные границы комедии расширяются – и это уже выходит за рамки классицизма. Мы говорим о художественном пространстве и времени. Так Грибоедов передает в своем произведении атмосферу эпохи.


Y. Домашнее задание: 1) Повторное чтение действия I.

2) Запись комментированного чтения (по группам):

группа № 1 – наблюдает за развитием действия в комедии;

группа №2 – ведет наблюдения за характерами Фамусова, Софьи;

группа № 3 – наблюдения за характерами Чацкого, Молчалина

группа № 4 – характеристика московского дворянства.

Для выполнения задания № 2 предлагается консультация.



1 И.Медведева «Горе от ума» А.С.Грибоедова». М., «Художественная литература», 1974, с.62

Консультация: 1


О ЗАПИСЯХ ПРИ УГЛУБЛЕННОМ (АНАЛИТИЧЕСКОМ) ЧТЕНИИ


Вы начали читать художественное произведение (комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума») — и сразу же многочислен­ные, пока еще незнакомые персонажи обступают вас...

Как ближе познакомиться с героями художественного произ­ведения? Как понять и оценить их мысли, чувства, поступки? Как не упустить важные, существенные детали, чтобы понять авторскую позицию? Необходимо неспешное, углубленное чтение-размышление. Нужна и запись: комментирование сюжетных положений, дей­ствий, поступков, высказываний персонажей. Перед вами два примера такой записи ком­ментированного чтения комедии «Го­ре от ума»: главная цель первой из них - наблюдение за характерами второстепенных персонажей (в данном случае – Лизы и Скалозуба); цель второй – комментирование по ходу развития действия, по сценам (I действие, явления 1-4).

В дальнейшем такая работа поможет вам в написании сочинений в жанре литературно-критической статьи (сочинение-характеристика литературного героя, сравнительная характеристика героев одного или двух произведений, анализ эпизода и др.)


ЗАПИСЬ КОММЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ № 1


Наблюдения за характером персонажей

Особенности речи персонажей

Лиза. Ранним утром Фамусов застает Лизу около комнаты, где находятся Софья и Молчалин Лиза умело рассеивает подо­зрения Фамусова и ловко избегает его попыток «заигрывать» с ней. О, она отлич­но знает цену барского внимания:

Ах! от господ подалей,

У них беды себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Крепостная служанка в доме Фамусо­ва Лиза наделена природной сметкой, чувством человеческого достоинства, уме­нием не теряться в критическую мину­ту Она не разделяет увлечения своей барышни Молчалиным, но вынуждена охранять их встречи.


Скалозуб. О полковнике Скалозубе, за которого Фамусов хочет выдать дочь («золотой мешок и метит в генералы»), мы узнаем из коротких реплик Лизы и Софьи: это человек, который «слова умного не выговорил сроду».

В живой разговор­ной речи Лизы много слов и выражений народного языка: «нужен глаз да глаз», «и страх их не берет», «сердце не на месте»; «знаю, бу­дет гонка» и др.

Дает меткие характеристики другим героям (Фамусову, Чацкому, Скалозубу).

В ее речи много кратких метких вы­ражений (афориз­мов):

«Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская

любовь»,

«Прошу служить у барышни

влюбленной»,

«Грех не беда, молва не хороша».







1 Использованы книги: И.А.Фогельсон. «Литература учит. 9 класс». М, «Просвещение», 1990, с. 54-58; Л.И.Петриева, Г.В.Пранцова. «А.С.Грибоедов. Изучение в школе». М., «Флинта, 2001, с.44-45

ЗАПИСЬ КОММЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ № 2


Явление 1. Лиза заставляет играть часы в доме, чтобы напугать Софью, засидевшуюся в своей комнате с Молчалиным. Часы - важная художественная деталь. Так с самых первых строк в комедии начинает звучать тема времени, которая найдет отражение в главном конфликте пьесы: столкновении «века нынешнего» и «века минувшего». Лиза переводит стрелки часов, тем самым дается понять, что началось новое время - время Чацкого, время просвещенного разума, а время Фамусовых остановилось, но фамусовское общество продолжает существовать, жить уже по инерции.


Явление 2-4. Неожиданное появление Фамусова (этого-то и боялась Лиза!), привлеченного боем часов, создает комизм ситуации. Он пристает к Лизе, что усиливает страх горничной. Лиза вынуждена кричать, чтобы напугать Фамусова и дать сигнал Софье. Вот, кажется, опасность миновала - Фамусов ушел. Но он возвращается. Положение действующих лиц усложняется, увеличивая комизм ситуации: все герои в страхе. Фамусов испуган не меньше других (об этом свидетельствуют ремарки автора): он боится, что Софья поймет истинную причину, для чего он сюда явился (к Лизе). Именно поэтому его волнует то, что Софья рано подня­лась. Но присутствие Молчалина позволяет Фамусову пойти в атаку, защита его собственного авторитета — в нападении. Всю свою внутреннюю неуверенность Фамусов изливает в гневной тираде против Молчалина и дочери. Теперь Софья делает ход (и в этом она очень похожа на Фамусова). Она обвиняет во всем случившемся отца: «...изволили вбежать вы так проворно...». Фамусов оправдывается. Его хвалебные речи в адрес самого себя прерывает Лиза. И снова комическая сцена - взрыв негодования со стороны Фамусова. Софья же получила передышку, собралась с мыслями и начала новую атаку («...Как давиче вы с Лизой были здесь, перепугал меня ваш голос чрезвычайно...»), придумывая сон. Фамусов почти по­вержен, он «садится» и готов выслу­шивать что угодно. По­чему так легко «придумался» у Софьи сон? Она ведь и не ло­жилась спать. Вероятно, Софья думает о замужестве с Молчалиным, она только ждет случая, чтоб подготовить отца. Ее сон напоминает романтическую балладу, столь популярную в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противо­стояние мира, фантастические чудовища... «Тут все есть, коли нет обмана», — так реагирует Фамусов на рассказ дочери, возможно потому, что ложь для него – явление обыкновенное, он и других судит по себе. Наконец Фамусов обра­щает внимание на Молчалина: «Ну, сударь мой, а ты?». Недо­верие Фамусова ко всей утренней истории растет, поэтому он и уводит Молчалина. Интересна авторская ремарка: «Уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед». По всем правилам приличия Молчалин должен пропустить Фаму­сова. Почему же Фамусов поступает именно так? Это характе­ризует его внутреннее состояние: он еще сам не оправился от испуга.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Данное домашнее задание требует кропотливой индивидуальной предварительной работы учителя с каждой группой учащихся: в слабо подготовленном классе можно предложить наводящие вопросы, раздробить задания. Опыт показывает, что данная работа увлекает учеников и дает впоследствии хорошие результаты. Важно, чтобы предложенный материал «Консультация. О записях при углубленном (аналитическом) чтении» был доступен каждому ученику, поэтому целесообразнее его размножить.

Опыт комментированного чтения содержится в учебнике И.А.Фогельсона «Литература учит. 9 класс», однако в настоящее время это книга, к сожалению, является библиографической редкостью и недоступна широкому кругу читателей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!