СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Маска и Душа" - "мастер класс" по декорированию маски

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен жизни и творчеству Ф.И.Шаляпина и разработан ко дню рождения великого артиста и певца. На уроке идет беседа о Ф.И.Шаляпине, прослушивание его песен, просмотр презентации и изготовление маски, как неотъемлимой атрибутики театра. Когда актер на сцене играет, он всегда становится кем-то. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Ф.И Шаляпин был мастером перевоплощений, он был настолько творческим человсекопм, что даже грим наносил себе самостоятельно. На этом уроке ребята окунутся в мир театра и создадут свой образ 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Маска и Душа" - "мастер класс" по декорированию маски»

Урок ИЗО (мастер класс, в рамках Шаляпинской недели):

«Маска и душа»



Цель урока

Познакомить учащихся творчеством выдающегося певца Ф. Шаляпиным;

с понятием маска

Задачи

  • Воспитание патриотических чувств и гордости за свой народ, его неисчерпаемый талант.

  • Дать учащимся представление о театральной маске,

  • познакомить с творчеством Шаляпина

  • Развивать потребность детей в творчестве.

  • Развивать эмоционально-целостное отношение к искусству.

  • Создать условия для творческого самовыражения в росписи и украшении маски.

  • Осуществлять межпредметные связи (изо, технология, музыка).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;

  • овладеют умением вести диалог, работать коллективно;

  • сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;

  • сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

  • сформируют уважительное отношение к истории родной школы, культуре и искусству великого русского певца;

  • продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Предметные:

  • познакомятся с театральными масками, как способом перевоплощения;

  • познакомятся с терминологией зрелищных искусств.

Оснащение урока:

  • различные варианты масок;

  • слайды, фотографии масок;

  • работы учащихся;

  • музыкальный ряд: песни Федора Ивановича Шаляпина «Вдоль по Питерской», «Дубинушка», «Очи черные», «Эй, ухнем», «Борис Годунов»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы будем с вами украшать театральные маски. Проверьте готовность на своих местах – заготовки масок, украшения, клей, ножницы, фломастеры, карандаши.

  1. Самоопределение к деятельности



Я загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь какая тема нашего урока.

Наденешь её - и тебя не узнать, 

Ты - рыцарь, бродяга, ковбой... 

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. 

А снимешь - вновь станешь собой. 


ТЕМА нашего урока: «Маска и Душа!»


  1. Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке я хочу вас познакомить с творчеством великого русского певца и актера Ф.И. Шаляпиным.  Он Получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Ф.И. Шаляпина называли «Мастером перевоплощений и художественного слова». Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене.

Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса».

С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др.

«Одним великим художником стало больше», — писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Ф.И. Шаляпин в 1916 году написал книгу "Маска и душа" —это книга-исповедь и одновременно книга-завещание. В ней Шаляпин размышляет об оперном искусстве и исполнительском мастерстве актера-певца. Книга воссоздает картины театральной жизни в России в конце XIX — начале ХХ века, знакомит нас с творчеством знаменитых мастеров оперного искусства — композиторов, режиссеров, художников-декораторов, артистов.

Когда актер на сцене играет, он всегда становится кем-то. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.

Здесь вы видите примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами. 

Маска выражает характер персонажа. 


Обратите внимание, как меняется выразительность маски от того, какие нарисованы или приклеены глаза, рот, брови или нос.  Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.)

- Сравним (смайлики на доске).

Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)

-
В театре артисты, стремясь изменить свое лицо, часто наклеивают бороду или усы.






- На сегодняшнем уроке мы с вами должны украсить заготовку вашей и превратить ее в сценический образ. Можно расписать маску различными узорами, украсить стразами и перьями, которые у вас лежат на столе.

Для причесок используйте цветную бумагу.

Звучат песни в исполнении Ф.И. Шаляпина : «Вдоль по Питерской», «Дубинушка», «Очи черные», «Эй, ухнем», «Борис Годунов».

4.Физминутка

А сейчас прозвучит музыка, мы закроем глаза и представим картину: падает снежок, легкий морозец на улице, новогодние каникулы.

Ой, немного мы замерзли. Давайте погреемся!

Мы погреемся немножко,         

Мы похлопаем в ладошки,       

Ножками потопаем                        

И себя похлопаем



5. Работа по теме урока.

А сейчас вы должны закончить сценические образы ваших масок

Ребята расписывают и украшают заготовки масок. Учитель ходит по классу и, если надо, помогает.

Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску применяя, имеющиеся у вас, материалы по следующему плану:

1. Придумать образ (название маски).

2. Склеить маску по схеме

3. Выполнить роспись маски.

4. Украсить маски имеющимся декором.

5. Оформление. 

6. Выставка всех работ. 

6. Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником - артистом.)

  • Сегодня на уроке я узнал:(какие бывают маски, роль творчества Шаляпина в культуре и искусстве нашей Родины, а так же какую роль сыграл великий певец в истории нашей школы

  • С помощью каких приемов достигается выразительность в изображении маски

  • Что вызвало у вас трудности?

  • Ребята, вы довольны результатом своего труда? 

  • Что получилось лучше всего?

7. Конкурс масок. Во время выхода включаю песни: Ф.И. Шаляпина «Маскарад»



  • Ребята, давайте все оденем маски, которые у нас получились и сделаем общую фотографию (По окончании урока проводится выставка готовых работ учащихся)



- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!