СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-мастерская «Что в имени тебе моем?» Тайна имени. Марина Цветаева.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать творческому мышлению учащихся и побуждать их к литературному творчеству через знакомство с личностью Марины Цветаевой

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская «Что в имени тебе моем?» Тайна имени. Марина Цветаева.»

Белоконь И. П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ пос. Борское»


Урок-мастерская

«Что в имени тебе моем?» Тайна имени. Марина Цветаева.


Цель:

Познакомить учеников с работами учёных и поэтов в области ономастики. Исследовать имена поэтов.

Написать слово о поэте, составить коллективный «портрет» имени М. Цветаевой.

Развивать любовь к поэзии, интерес к творчеству поэтессы.

Способствовать творческому мышлению учащихся и побуждать к литературному творчеству.


Оборудование:

портреты поэта,

фотографии разных лет,

выставка книг – Л.Успенский, А.Суслова, П.Флоренский.

Ход урока


  1. Приветствие

  2. Погружение в тему.

Имя человека - тайна, чудо, и до сих пор не раскрытая и не разгаданное, хотя многие ученые и поэты пытаются найти эту разгадку, размышляя о связи имени с характером, судьбой, личностью человека. Над загадкой имени бьются и философы. Павел Флоренский, учёный-философ и священник, в 1923-26 годах создал книгу «Имена», в которой размышлял о связи имен и людей.



Индивидуальное задание. Презентация «П. Флоренский»



1. Учебная ситуация. Анализ высказываний об именах.



П. Мериме: «Необыкновенные истории всегда случаются с людьми, чьи имена произносятся трудно»



П. Флоренский: «Имя – лицо, личность…Человеку его имя не то предвещает, не то приносит его характер, его душевные и телесные черты в его судьбу»

«По имени и житие…Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далёкие последствия в судьбе носящего это имя».



Борис Хигир: «Имя создает костяк человека, на который время года лишь наносит краски. Но власть имен не фатальна. Многое дано человеку для развития».

Презентация имен учащихся (стихи, эссе)

Издавна поэты задумывались о своем предназначении, судьбе, имени, связи этих понятий.



  1. Учебная ситуация.

Толкование стихотворения А. Пушкина «Что в имени тебе моём?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

  • Выразительное чтение стихотворения «Что в имени тебе моём?».

  • Назовите образы, которые возникают у поэта в связи с его именем. Какие это образы? (звуковые и зрительные)

  • Каким видит автор своё имя?

(негромким, печальным, навевающим грусть, тоску, загадочным.

  • А.М.Цветаева в стихотворении «Психея» 1920 года совсем иначе пишет о нем: «Пунш и Пушкин». Каким она видит его имя? (Сверкающим, пьянящим, ярким, горящим, крепким.

  • В медальоне, посвященном Пушкину, И.Северянин писал:

«Есть имена как солнце! Имена:

Как музыка! Как яблоня в расцвете!..

Могу ли запах передать сирени?

Могу ль рукою яблочко поймать?»

Какой образ ближе вам?

  1. Учебная ситуация.

Коллективный анализ стихотворения «Кто создан из камня…»


Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!


- Кто герои этого стихотворения?


Строфа

Обыкновенные люди

Марина

1

«камень, глина»

«серебрюсь, сверкаю, измена. Бренная пена»

2

«камень, плоть, надгробные плиты»

«крещена. Полет, непрестанно разбита»

3

«сердце, сети, земная соль»

«кудри беспутные, своеволие»

4

«гранитные колена»

«дробясь, воскресая»


статичность

несвобода

смерть

движение

многообразие

свобода

жизнь


- Какова она, Марина в этом стихотворении? В чем ее особенность?

Изменчива, свободна, жизненна, многообразна.

- Любовь – главное в жизни Марины Цветаевой. Три древних мифа о любви звучит в стихотворении:

«Кто создан из камня» - миф о Галатее;
«Кто создан из глины» - миф об Адаме и Еве;

«Бренная пена» - миф о Венере.


  1. Учебная ситуация.

Чтение и обсуждение строк М. Цветаевой о себе.

«Душа и имя»

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!


  1. Учебная ситуация

Создание слова о поэте.

Постараемся написать слово о М.Цветаевой – образное слово, «портрет», «эмблему» имени. Постарайтесь создать связный, законченный текст.

Используйте метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, неологизмы.

Постарайтесь создать свой неповторимый образ.

а) На доске написано имя МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Составьте как можно больше слов из этого имени. (10 мин.)

(Рана, ветер, царевна, марево, риск, мать, море, мир, нерв, ритм и др.).

б) Обмен словами.

в) Выделите опорное слово. Например, ветер. Подчеркните его.

г) Подберите к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации.

Запишите в три колонки. (5 мин.)

синонимы: ураган, вихрь, полет;

антонимы: покой, тишь, зефир;

ассоциации: тоска, свобода, порыв, трагизм, открытость, резкость, страсть.

д) Напишите слово о поэте, используя любые слова, вами найденные, подобранные.

Написание сенквейна.

6. Создание коллективного слова о поэте. (Работа в группах – 3 группы) (10-15 мин.). Чтение и обсуждение работ.

(Что она выделяет в себе? Непохожесть, ранимость, свободу, движение, жизнь, трагизм.)

Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно, похоже на псевдоним.

Цветочное имя. Поэту дано краткое время цветения – жизни.

Царское имя. Морская царевна. Могущественная, всесильная, властная.

Летящее имя. Ветер, стихия, свобода, полет, ритм, страсть.

Трагическое имя. Рана. Ее жизнь – ринг, борьба со всеми за право быть и созидать.

Загадочное имя. Тайна. Вето. Мечта.

Вечно юное имя. Поэт, чье отчество не принято упоминать. Вечная молодость, энергия, огонь.

Звучит песня «Как тревожен этот путь»

  1. Рефлексия.

Что сегодня на уроке показалось интересным?

Что получилось?

А что вызвало затруднения?

8. Домашнее задание. Исследовать имя любимого поэта, написать слово о поэте.




В октябре Ириной нарекли:

Имя бабушки Арины всем понравилось.

И цветные осени дожди

улыбались мне и радовали.

Имя с греческого означает «мир».

Вот уж точно!

Не люблю я споры,

Не люблю конфликты и войну,

А люблю покой и тишину,

Добрые, простые разговоры,

Встречи теплые, сердечные,

Вечера, наполненные вечностью,

Чтобы рядом были люди дорогие,

Самые близкие и самые родные.












Марина Цветаева


Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!


«Душа и имя»


Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!













А. С. Пушкин



Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!