Урок – мастерская по русскому языку в 5 классе
Разработала:
Методическая база:
Тема: «Строение текста типа повествование»
Цель: формирование умения правильно строить повествовательные тексты художественного стиля.
Задачи урока:
предметные – учиться в тексте повествования выделять данное и новое, используя приём фотографирования различать повествование и похожее на него писание с глаголами состояния
личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, редактирование текстов и создание повествовательной зарисовки (этюда) по картине.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран; учебники, карточки с текстами и заданиями;
Этапы урока
в рамках образовательной технологии «Педагогическая мастерская»:
1. «Индуктор» – актуализирует личный опыт учащегося, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности; ассоциации включают воображение и способствуют развёртыванию творческого процесса деятельности участников мастерской.
Задача: создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в учебный процесс. Индуктором явилась песенка радионяни, позволяющая выйти на определение типа речи повествования.
2. Работа с материалом – это процесс создания творческого продукта:
2.1. «Деконструкция» – осознание учениками неполноты, неточности своего прежнего знания.
2.2. «Реконструкция» – поиск и создание новых знаний (индивидуальное («самоконструкция») выполнение задания или в группе («социоконструкция») и представление («социализация») всем участникам мастерской промежуточного или окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).
Социализация – это соотношение своей деятельности с деятельностью других участников, она позволяет понять направление, способы их деятельности, возможности реализации.
«Разрыв» (возможен на любом этапе) – кульминация творческого процесса, психологическое состояние человека в мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение и новое осознание предмета, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.
3. «Афиширование» – это наглядное представление результатов деятельности учеников (текстов, рисунков, схем).
4. «Рефлексия» – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания в процессе и в результате мастерской.
Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивают решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самореализации ребенка в процессе индивидуальной и групповой работы, для формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.
Сценарий занятия (структура и содержание):
Этап | Время | Содержание |
Оргмомент Слайд 1 , 2 | мин. | Учитель: Как вы считаете, в жизни нам необходимо уметь выражать свои мысли? На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова! Но сегодня вы пришли не на урок, а в творческую мастерскую. Беседа Что такое мастерская? Кто главный в мастерской? ( Мастер) Значит, у нас нет учителя и учеников, сегодня в нашей мастерской каждый участник – творец, поэтому одновременно вы равны и мнение каждого уникально. Чтобы наша совместная работа была успешной, нам необходимо усвоить обязательные правила работы в творческой мастерской На слайде : Смело высказывай свою точку зрения, не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других. |
2. Индуктор | мин. | Учитель: Ребята, послушайте песенку (Звучит запись песенки радио няни «Из дома вышел человек») http://www.staroeradio.ru/program Представьте, что у вас в руках фотоаппарат. Сколько снимков вы сделаете? С какой целью мы используем данный приём? Что он позволяет нам безошибочно определить? |
3. Деконструкция Слайд 3, 4 | мин. | Учитель, Выскажите предположение, о чем пойдет речь в нашей творческой мастерской? Ответы учащихся (формулирование темы урока). Тема работы мастерской « Строение текста типа повествование» Записываем в тетради тему урока Какова цель работы мастерской? (Высказываем версии, формулируем цель) Правильно строить или создавать повествовательные тексты. Ребята, что является материалом в мастерской художника? А скульптора? А что будет предметом работы в нашей мастерской? Чтобы к окончанию работы мастерской, мы представили наш совместный продукт что нам необходимо вспомнить и чему научиться? 1. Иметь представление о строении повествования; 2. Вспомнить, как в тексте повествования выделяется данное и новое; 3.Учиться рассказывать о действиях, выбирая глаголы движения, видовременные формы, слова и выражения, обозначающие последовательность действий; 4. Создавать повествовательные зарисовки (этюды по картине, по предложенной теме) |
4. Реконструкция | | Учитель: Ребята, вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в паре, затем озвучивается для всех присутствующих. Мнение пары представляет один человек. |
5. Социоконструкция | 5 мин. Работа в паре. | Текст № 1 (упражнение № 674). Работа в паре. Задания к тексту № 1. Упражнение 674 Выразительно прочитайте текст. Определите тип речи, воспользовавшись приёмом фотографирования Используя образец на стр.198 докажите, какой тип речи установлен правильно. Обоснуйте своё мнение. Какого вида глаголы употреблены в описании, какого - в повествовании. Соотнесите с информацией в учебнике на стр.240. |
Социализация | мин. | Примерные ответы. Мы считаем, что первый текст является описанием, так как здесь даны признаки (детали одной картины) как пудель Артемон носился, а четверо портных шили костюм. Содержание высказывания можно передать на одном снимке Второй текст является повествованием, в нём говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим ( сначала Буратино ощупал себя, потом пополз, а уже после этого освободил Мальвину и Пьеро) Все эти действия нельзя передать на одной фотографии. Это последовательные действия. В описании используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании- совершенного. |
| 1 мин. | |
Физкультминутка. Материалом в нашей мастерской являются слова. С помощью слов мы высказываем мысли. Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Посмотрите на СЛАЙД 7 ФОТО КОНЬКОБЕЖЦА С движением, какого спортсмена учёные сравнивают нашу речь? Слайд 7 Покажите, как это происходит? Выскажите предположение, как связать движения конькобежца на льду с работой нашей мастерской? Для работы в нашей творческой мастерской необходимо помнить, как связываются предложения в тексте? |
4.2. Социоконструкция фронтально | 3 мин. | Что мы знаем о Данном и Новом? На стр.240 познакомимся с особенностями употребления нового в текстах повествования понаблюдайте на материале упр.675 , сделайте вывод |
Социализация | 1 мин. | Примерные ответы. «Новое» содержит основное сообщение «Данное» служит для связи предложений в тексте. В повествовании сообщение о сменяющихся действиях является « новым», то есть главной информацией, ради которой строится текст |
Реконструкция Слайд 8 | | Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Задание вытягивают сами |
4. Социоконструкция | 4 мин. | Группа 1, 2,3,4 Текст № 3. Возьмите на заметку Задания к тексту № 3. Карточка с текстом о Винни-Пухе Восстановите текст. Докажите к какому типу речи он относится, используя материал рубрики «Возьмите на заметку» стр. 242 Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие - один за другим. Вставьте на месте прочерков слова, указывающие на время: потом, вскоре, однажды, пока, когда ______________ когда Кристофер Робин, Винни- Пух и и Пятачок сидели и мирно беседовали. Кристофер Робин сказал, как будто между прочим: - Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама. _______________ они заговорили о чем- то другом, и _____________ пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе. ____________ они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали: но ______________ они дошли до речки и стали помогать друг другу перебираться по камушкам, а___________ бок о бок пошли по узкой тропке между кустов, у них завязался Очень Умный Разговор Проверка на слайде. Группа 2,3,4, 5 работают с текстами упражнения 690, 688 по заданию. Делают выводы и представляют по схеме ответа |
Социализация Слайд 9 | 3 мин. | Примерные ответы. Выводы от группы представляет 1 ученик |
4.4. Самоконструкция | 5 мин | Мы подошли к самому ответственному этапу работы в нашей творческой мастерской. Созданию своих текстов. Упр.689 « Пробуждение от спячки» « Пора приниматься за дело» |
5. Афиширование | 3 мин. | Чтение созданных текстов |
6. Рефлексия | 1 мин. | Что получилось у нас с вами в результате творческого процесса. Трудно или интересно работать в группе? Почему? Довольны ли вы своей работой на уроке? Что вам удалось лучше всего? Возвращаемся к слайду с задачами Ответы учащихся. |
7.Домашнее задание | | Упр. 691 |