СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-мастерская "Строение текста типа повествование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – мастерская  по русскому языку в 5 классе

     Разработала:

Методическая база:

     Тема: «Строение текста типа повествование»

     Цель: формирование умения правильно строить повествовательные тексты художественного стиля.  

     Задачи урока:

     предметные – учиться в тексте повествования выделять данное и новое, используя приём фотографирования различать повествование и похожее на него писание с глаголами состояния

     личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

     метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов,  редактирование текстов  и создание повествовательной зарисовки (этюда) по картине.

     Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран; учебники, карточки с текстами и заданиями;

Просмотр содержимого документа
«Урок-мастерская "Строение текста типа повествование"»



Урок – мастерская по русскому языку в 5 классе

Разработала:

Методическая база:

Тема: «Строение текста типа повествование»

Цель: формирование умения правильно строить повествовательные тексты художественного стиля.

Задачи урока:

предметные – учиться в тексте повествования выделять данное и новое, используя приём фотографирования различать повествование и похожее на него писание с глаголами состояния

личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, редактирование текстов и создание повествовательной зарисовки (этюда) по картине.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран; учебники, карточки с текстами и заданиями;

Этапы урока

в рамках образовательной технологии «Педагогическая мастерская»:

1. «Индуктор» актуализирует личный опыт учащегося, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности; ассоциации включают воображение и способствуют развёртыванию творческого процесса деятельности участников мастерской.

Задача: создать эмоциональный настрой, личное отношение к предмету, пробудить желание включиться в учебный процесс. Индуктором явилась песенка радионяни, позволяющая выйти на определение типа речи повествования.

2. Работа с материалом – это процесс создания творческого продукта:

2.1. «Деконструкция» осознание учениками неполноты, неточности своего прежнего знания.

2.2. «Реконструкция» поиск и создание новых знаний (индивидуальное («самоконструкция») выполнение задания или в группе («социоконструкция») и представление («социализация») всем участникам мастерской промежуточного или окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).

Социализация – это соотношение своей деятельности с деятельностью других участников, она позволяет понять направление, способы их деятельности, возможности реализации.

«Разрыв» (возможен на любом этапе) – кульминация творческого процесса, психологическое состояние человека в мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение и новое осознание предмета, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

3. «Афиширование» – это наглядное представление результатов деятельности учеников (текстов, рисунков, схем).

4. «Рефлексия» – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания в процессе и в результате мастерской.

Вышеперечисленные этапы технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивают решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самореализации ребенка в процессе индивидуальной и групповой работы, для формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.









Сценарий занятия (структура и содержание):

Этап

Время

Содержание

  1. Оргмомент








Слайд 1 , 2

  1. мин.


Учитель: Как вы считаете, в жизни нам необходимо уметь выражать свои мысли? На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова! Но сегодня вы пришли не на урок, а в творческую мастерскую.

Беседа Что такое мастерская?

Кто главный в мастерской? ( Мастер)

Значит, у нас нет учителя и учеников, сегодня в нашей мастерской каждый участник – творец, поэтому одновременно вы равны и мнение каждого уникально.

Чтобы наша совместная работа была успешной, нам необходимо усвоить обязательные правила работы в творческой мастерской

На слайде :

Смело высказывай свою точку зрения, не перебивая и не критикуя, внимательно выслушивай других.

2. Индуктор





  1. мин.


Учитель: Ребята, послушайте песенку (Звучит запись песенки радио няни «Из дома вышел человек») http://www.staroeradio.ru/program

Представьте, что у вас в руках фотоаппарат. Сколько снимков вы сделаете?

С какой целью мы используем данный приём?

Что он позволяет нам безошибочно определить?

3. Деконструкция


Слайд 3, 4


  1. мин.


Учитель, Выскажите предположение, о чем пойдет речь в нашей творческой мастерской?

Ответы учащихся (формулирование темы урока).

Тема работы мастерской « Строение текста типа повествование»

Записываем в тетради тему урока

Какова цель работы мастерской? (Высказываем версии, формулируем цель)

Правильно строить или создавать повествовательные тексты.

Ребята, что является материалом в мастерской художника?

А скульптора?

А что будет предметом работы в нашей мастерской?

Чтобы к окончанию работы мастерской, мы представили наш совместный продукт

что нам необходимо вспомнить и чему научиться?

1. Иметь представление о строении повествования;

2. Вспомнить, как в тексте повествования выделяется данное и новое;

3.Учиться рассказывать о действиях, выбирая глаголы движения, видовременные формы, слова и выражения, обозначающие последовательность действий;

4. Создавать повествовательные зарисовки (этюды по картине, по предложенной теме)

4. Реконструкция



Учитель: Ребята, вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в паре, затем озвучивается для всех присутствующих. Мнение пары представляет один человек.

5. Социоконструкция





5 мин.

Работа в паре.


Текст 1 (упражнение № 674). Работа в паре.

Задания к тексту № 1. Упражнение 674

  1. Выразительно прочитайте текст.

  2. Определите тип речи, воспользовавшись приёмом фотографирования

  3. Используя образец на стр.198 докажите, какой тип речи установлен правильно. Обоснуйте своё мнение.

  4. Какого вида глаголы употреблены в описании, какого - в повествовании.

Соотнесите с информацией в учебнике на стр.240.

Социализация

  1. мин.


Примерные ответы.

Мы считаем, что первый текст является описанием, так как здесь даны признаки (детали одной картины) как пудель Артемон носился, а четверо портных шили костюм. Содержание высказывания можно передать на одном снимке

Второй текст является повествованием, в нём говорится о нескольких действиях одного лица, которые происходят одно за другим ( сначала Буратино ощупал себя, потом пополз, а уже после этого освободил Мальвину и Пьеро) Все эти действия нельзя передать на одной фотографии. Это последовательные действия. В описании используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании- совершенного.




1 мин.



Физкультминутка. Материалом в нашей мастерской являются слова. С помощью слов мы высказываем мысли. Мысль, высказанная в предложении, развивается в тексте. Посмотрите на СЛАЙД 7 ФОТО КОНЬКОБЕЖЦА

С движением, какого спортсмена учёные сравнивают нашу речь? Слайд 7

Покажите, как это происходит? Выскажите предположение, как связать движения конькобежца на льду с работой нашей мастерской?

Для работы в нашей творческой мастерской необходимо помнить, как связываются предложения в тексте?

4.2. Социоконструкция

фронтально

3 мин.


Что мы знаем о Данном и Новом? На стр.240 познакомимся с особенностями употребления нового в текстах повествования

понаблюдайте на материале упр.675 , сделайте вывод

Социализация

1 мин.


Примерные ответы.

«Новое» содержит основное сообщение

«Данное» служит для связи предложений в тексте. В повествовании сообщение о сменяющихся действиях является « новым», то есть главной информацией, ради которой строится текст

Реконструкция


Слайд 8


Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Задание вытягивают сами

4. Социоконструкция












4 мин.

Группа 1, 2,3,4 Текст № 3.

Возьмите на заметку

Задания к тексту № 3. Карточка с текстом о Винни-Пухе

  1. Восстановите текст. Докажите к какому типу речи он относится, используя материал рубрики «Возьмите на заметку» стр. 242

Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие - один за другим.

Вставьте на месте прочерков слова, указывающие на время:

потом, вскоре, однажды, пока, когда


______________ когда Кристофер Робин, Винни- Пух и и Пятачок сидели и мирно беседовали. Кристофер Робин сказал, как будто между прочим:

- Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

_______________ они заговорили о чем- то другом, и _____________ пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе. ____________ они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали: но ______________ они дошли до речки и стали помогать друг другу перебираться по камушкам, а___________ бок о бок пошли по узкой тропке между кустов, у них завязался Очень Умный Разговор

Проверка на слайде.

Группа 2,3,4, 5 работают с текстами упражнения 690, 688 по заданию. Делают выводы и представляют по схеме ответа

Социализация

Слайд 9

3 мин.


Примерные ответы.

Выводы от группы представляет 1 ученик

4.4. Самоконструкция


5 мин


Мы подошли к самому ответственному этапу работы в нашей творческой мастерской. Созданию своих текстов. Упр.689 « Пробуждение от спячки»

« Пора приниматься за дело»


5. Афиширование

3 мин.

Чтение созданных текстов

6. Рефлексия





1 мин.

Что получилось у нас с вами в результате творческого процесса.

  • Трудно или интересно работать в группе? Почему?

  • Довольны ли вы своей работой на уроке? Что вам удалось лучше всего?

  • Возвращаемся к слайду с задачами

Ответы учащихся.

7.Домашнее задание


Упр. 691













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!