СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-мастерская по теме "Уроки хлеба"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленый материал предназначен для проведения занятия в формате урока-мастерской на заданную тему, где учащиеся не только знакомятся с теоретическими понятиями, литературными и историческими сведениями по теме, но и учатся рассуждать, используя разные жанры (эссе, эпистола, стихотворение, рассказ по заданному началу и т.д.). Материал используется на уроках развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Кусок хлеба»

КУСОК ХЛЕБА

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся… Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

- Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?

Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!

Просмотр содержимого презентации
«уроки хлеба»

УРОКИ ХЛЕБА

УРОКИ ХЛЕБА

Мы золотые зёрнышки,  Живём лучистым светом.  Мы дружим, неразлучные.  Мы чистые, струистые,  Мы зёрна золотистые.  Мы ветерком провеяны  И солнышком просвечены,  Выносливы, дружны,  Мы людям так нужны.  Отдельно каждый – зёрнышко,  Маленькое, скромное,  А вместе – хлеб, как солнышко  Страны своей огромной.   (Р. Валеева)

Мы золотые зёрнышки, Живём лучистым светом. Мы дружим, неразлучные. Мы чистые, струистые, Мы зёрна золотистые. Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны. Отдельно каждый – зёрнышко, Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко Страны своей огромной. (Р. Валеева)

ХЛЕБ – МЕРИЛО ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ

ХЛЕБ – МЕРИЛО ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СВЯТО ОТНОСИТЬСЯ К ХЛЕБУ, К НЕЛЁГКОМУ ТРУДУ ХЛЕБОПАШЦА

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СВЯТО ОТНОСИТЬСЯ К ХЛЕБУ, К НЕЛЁГКОМУ ТРУДУ ХЛЕБОПАШЦА

БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ ПЕСНЯ!

БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ ПЕСНЯ!

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ!

ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ!

ЗЕМЛЯ КОРМИТ ЛЮДЕЙ, КАК МАТЬ ДЕТЕЙ.

ЗЕМЛЯ КОРМИТ ЛЮДЕЙ, КАК МАТЬ ДЕТЕЙ.

С ХЛЕБОМ И СИЛА ПРИХОДИТ

С ХЛЕБОМ И СИЛА ПРИХОДИТ

КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ

КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ

ХЛЕБ – ЭТО САМЫ ДОРОГОЙ ПЛОД НАШЕЙ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ И РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. ХЛЕБ – ЭТО ДЕРЖАВНОЕ НАШЕ БОГАТСТВО

ХЛЕБ – ЭТО САМЫ ДОРОГОЙ ПЛОД НАШЕЙ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ И РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. ХЛЕБ – ЭТО ДЕРЖАВНОЕ НАШЕ БОГАТСТВО

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

ХЛЕБ – ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПИЩА. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДНИКОМ В ДРУЖБЕ И ЕДИНЕНИИ ЛЮДЕЙ. ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ НАРОД ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ДРУЗЕЙ .

ХЛЕБ – ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПИЩА. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДНИКОМ В ДРУЖБЕ И ЕДИНЕНИИ ЛЮДЕЙ. ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ НАРОД ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ДРУЗЕЙ .

МОЖНО ДУМАТЬ О ХЛЕБЕ, КАК О ПОНЯТИИ НРАВСТВЕННОМ, ВЕДЬ «ОН ВМЕСТИЛ ВСЁ – И ЛЮБОВЬ, И ОТЧАЯНИЕ, И ГОРЕ, И СЧАСТЬЕ».

МОЖНО ДУМАТЬ О ХЛЕБЕ, КАК О ПОНЯТИИ НРАВСТВЕННОМ, ВЕДЬ «ОН ВМЕСТИЛ ВСЁ – И ЛЮБОВЬ, И ОТЧАЯНИЕ, И ГОРЕ, И СЧАСТЬЕ».

КУСОК ХЛЕБА  На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.  Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…  Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.  Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.  - Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.  Мальчишка оглянулся …

КУСОК ХЛЕБА На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди… Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил. - Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле. Мальчишка оглянулся …

Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинист ый, продубленный солнцем и годами.  Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины . И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся , кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:  - Пусть хоть птички поклюют!  Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?  Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…  Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!  (А. Нуйкин)

Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинист ый, продубленный солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины . И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся , кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону: - Пусть хоть птички поклюют! Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда… Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! (А. Нуйкин)

Хлебные карточки — разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита хлеба . Нормирует гарантированное дневное потребление хлебного минимума. Введение карточек на хлеб , как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита.   Самым известным является введение хлебных карточек во время блокады Ленинграда . Карточки были введены ещё до начала блокады, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов.  Всего имело место пять снижений норм, последняя — рабочим 250 граммов, всем остальным — 125 — выдавалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода — за декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек. Вследствие этого нормы были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города. Советский Союз отменил карточную систему первым в Европе — в декабре 1947 года.

Хлебные карточки — разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита хлеба . Нормирует гарантированное дневное потребление хлебного минимума. Введение карточек на хлеб , как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита. Самым известным является введение хлебных карточек во время блокады Ленинграда . Карточки были введены ещё до начала блокады, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов. Всего имело место пять снижений норм, последняя — рабочим 250 граммов, всем остальным — 125 — выдавалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода — за декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек. Вследствие этого нормы были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города. Советский Союз отменил карточную систему первым в Европе — в декабре 1947 года.

ХЛЕБ!  ЭТО – БУДНИ И ПРАЗДНИК!  ХЛЕБ – ЭТО СКАЗКА И ЯВЬ.  ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНИ ОСНОВА,  ЭТО ОСНОВА ЗЕМЛИ!  ХЛЕБ – ЭТО ПЕСНЯ И СИЛА,  ХЛЕБ – ЭТО СОВЕСТЬ МОЯ!  (Арви Сийг)

ХЛЕБ! ЭТО – БУДНИ И ПРАЗДНИК! ХЛЕБ – ЭТО СКАЗКА И ЯВЬ. ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНИ ОСНОВА, ЭТО ОСНОВА ЗЕМЛИ! ХЛЕБ – ЭТО ПЕСНЯ И СИЛА, ХЛЕБ – ЭТО СОВЕСТЬ МОЯ! (Арви Сийг)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!