УРОКИ ХЛЕБА
Мы золотые зёрнышки, Живём лучистым светом. Мы дружим, неразлучные. Мы чистые, струистые, Мы зёрна золотистые. Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны. Отдельно каждый – зёрнышко, Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко Страны своей огромной. (Р. Валеева)
ХЛЕБ – МЕРИЛО ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СВЯТО ОТНОСИТЬСЯ К ХЛЕБУ, К НЕЛЁГКОМУ ТРУДУ ХЛЕБОПАШЦА
БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ ПЕСНЯ!
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ!
ЗЕМЛЯ КОРМИТ ЛЮДЕЙ, КАК МАТЬ ДЕТЕЙ.
С ХЛЕБОМ И СИЛА ПРИХОДИТ
КТО ЗЕМЛЮ ЛЕЛЕЕТ, ТОГО ЗЕМЛЯ ЖАЛЕЕТ
ХЛЕБ – ЭТО САМЫ ДОРОГОЙ ПЛОД НАШЕЙ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ И РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. ХЛЕБ – ЭТО ДЕРЖАВНОЕ НАШЕ БОГАТСТВО
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
ХЛЕБ – ЭТО НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПИЩА. ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДНИКОМ В ДРУЖБЕ И ЕДИНЕНИИ ЛЮДЕЙ. ХЛЕБОМ-СОЛЬЮ НАРОД ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ДРУЗЕЙ .
МОЖНО ДУМАТЬ О ХЛЕБЕ, КАК О ПОНЯТИИ НРАВСТВЕННОМ, ВЕДЬ «ОН ВМЕСТИЛ ВСЁ – И ЛЮБОВЬ, И ОТЧАЯНИЕ, И ГОРЕ, И СЧАСТЬЕ».
КУСОК ХЛЕБА На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди… Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил. - Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле. Мальчишка оглянулся …
Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинист ый, продубленный солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины . И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся , кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону: - Пусть хоть птички поклюют! Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда… Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! (А. Нуйкин)
Хлебные карточки — разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита хлеба . Нормирует гарантированное дневное потребление хлебного минимума. Введение карточек на хлеб , как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита. Самым известным является введение хлебных карточек во время блокады Ленинграда . Карточки были введены ещё до начала блокады, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам — по 600 граммов, служащим — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов. Всего имело место пять снижений норм, последняя — рабочим 250 граммов, всем остальным — 125 — выдавалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода — за декабрь 1941 года умерло около 50 тысяч человек. Вследствие этого нормы были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города. Советский Союз отменил карточную систему первым в Европе — в декабре 1947 года.
ХЛЕБ! ЭТО – БУДНИ И ПРАЗДНИК! ХЛЕБ – ЭТО СКАЗКА И ЯВЬ. ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНИ ОСНОВА, ЭТО ОСНОВА ЗЕМЛИ! ХЛЕБ – ЭТО ПЕСНЯ И СИЛА, ХЛЕБ – ЭТО СОВЕСТЬ МОЯ! (Арви Сийг)