Урок математики в 1классе по теме «Перестановка слагаемых»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; развивать внимание, наблюдательность, решать задачи изученных видов.
Личностные : Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, правильное поведение. Умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные: Способность принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных успехов на уроке;отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные: Воспитывать интерес к учению, принимать базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формировать тему и цель урока, подводить итог.
Коммуникативные: Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и группе, умение правильно оформлять свою устную речь, слушать, понимать и контролировать речь других.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок , начинается урок!
2.Калиграфическая минутка
Ребята на доске записан числовой ряд и некоторые числа потерялись, давайте вставим пропущенные числа, не забывайте, что мы стараемся все числа написать красиво, у нас минутка каллиграфии.
Молодцы!
3.Устный счет
Решите задачу устно, назовите решение и ответ.
1. Семь голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всего их прилетело (7+2=9)
2. Семь косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые болшие другу подарил.
Сосчитате поскорей: сколько у
Шарика осталось костей? (7-2=5)
3.Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два под березой,
Один- у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Вспомним состав числа. Вспомним следующее и предшествующее число.
4. Работа над новым материалом.
Ребята посмотрите , а вот птички . Они сидят на веточках. Давайте посчитаем, сколько птичек, составим задачу и решим ее.
НА ОДНОЙ ВЕТКЕ 1ПТИЧКА, А НА ДРУГОЙ 3. СКОЛЬКО ВСЕГО ПТИЧЕК? 1+3=4(П) запишем на доске.
И вдруг мы увидели, что птички пересели, давайте теперь составим задачу.
НА ОДНОЙ ВЕТКЕ 3ПТИЧКИ, А НА ДРУГОЙ 1. СКОЛЬКО ВСЕГО ПТИЧЕК? 3+1=4(П)
Сравним примеры: чем похожи и чем отличаются?
Слагаемые поменялись местами, а сумма 4 не изменилась.
Давайте подумаем о чем мы сегодня будем говорить на уроке? О слагаемых и их перестановке.
Да тема нашего урока ПЕРЕСТАНОВКА СЛАГАЕМЫХ.
2. Сейчас мы с вами будем решать такие примеры (работа с индивидуальными пособиями)
- Положите 3 зеленых квадрата слева и два красных квадрата справа.
- Сколько квадратов стало?
-Давайте запишем равенство (Запись на доске)3+2=5
- А теперь поменяем квадраты местами.
- Сколько квадратов стало ?
-Запишем равенство (на доске) 2+3=5
Прочитаем оба решения по разному.
К 3 прибавить 2 получится 5. 3 да 2 получится 5. Сумма 3 и 5 равна 5. Первое слагаемое 3 второе слагаемое 2, сумма 5.
К 2 прибавить 3 получится 5. 2 да 3 получится 5. Сумма 2 и 3 равна 5. Первое слагаемое 2 второе слагаемое 3, сумма 5.
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике
Нам необходимо узнать можно ли переставлять слагаемые местами. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование.
Согласны?
5. Открытие детьми новых знаний.
-Какая возникла проблема? (мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами)
-Что надо сделать, чтобы решить эту проблему? (Понаблюдать , что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы)
-Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (нет, не достаточно)
Проведем исследования.
Ежик шел по лесу и нашел 1грибочек, а потом еще 2. Сколько всего грибочков нашел ежик?
Ежик шел по лесу и нашел 2 грибочка, а потом еще один. Сколько грибочков нашел ежик?
Запишем решение данных задач (Запись на доске 1+2=3 2+1=3)
Сделаем вывод.
Значит мы сделали правильный вывод (если поменять местами слагаемые сумма не изменится)
Физкультминутка
Раз- поднятся ,потянуться.
Два- согнуться, разогнуться
Три- в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять руками помохать
Шесть- за парту тихо сесть.
6. Первичное закреплене.
1) Работа по учебнику
-А сейчас выполним задание, где нам пригодится правило о перестановке слагаемых.
Объясните что нарисовано на стр 14. О чем напоминает мальчик?
Рассмотрите рисунок и примеры №1. Объясните, почему к каждой фишке домино можно записать по два примера? Прочитайте правило в рамке. А теперь хором его повторим.
2) В следующем испытании нам надо решить две задачи.
-А пока давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (Условие задачи, вопрос задачи, решение и ответ)
- Послушайте задачу (с учебника)
Вчера Дима прочитал 4страницы. А сегодня –на 1 страницу меньше.
-Мы може сказать что эта задача? (нет)
-Почему ?( нет вопроса)
-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. (Сколько страниц он прочитал сегодня?)
-Теперь мы можем это назвать задачей?
-Давайте устно составим решение и ответ к задаче
-Используя ответ к первой задаче, восстановим текст второй задачи.
Вчера Дима прочитал 4страницы книги, а сегодня ? (3) страницы Сколько всего страниц прочитал Дима за эти дни?
-Каким действием будем решать задачу? (сложением)
-Что мы узнали? Сколько страниц прочитал Дима за эти дни.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
1) –А теперь откройте свои тетради на стр 8 и мы выполним упр №1
-Прочитайте задание, что мы будем делать в этом упражнении?
-На первом рисунке сколько синих кеглей слева?
-Сколько красных кеглей справа?
-Какое равенство мы можем составить? 3+2=5
-А теперь справа направо составим равенство.
-Сколько красных кеглей?
-Сколько синих кеглей?
-Сколько кеглей всего?
-Какое равенство запишем?
(Аналогичная работа проводится со следующими рисунками)
2) Найдите №2 в тетради.
-Я прочитаю вам эту задачу, вы следите внимательно глазками.
-Сколко значков Петя подарил одному другу? (5)
-А другому другу? (4)
-Что у нас спрашивает задача?
-Как нам ответить на вопрос задачи?
Каким действием будем решать задачу?
-Решите устно задачу. Какое выражение у нас получится?
-Какая схема подходит к нашей задаче?
-Запишите слева, под первой схемой решение задачи.
-Запишите ответ.
-Молодцы!
8. Рефлексия
-Какое открытие мы сегодня с вами сделали?
-С каким правилом познакомились? Что произойдет если поменять местами слагаемые? Мы большие молодцы, справились со всеми заданиями.
Если вам все понятно и вы запомнили о чем мы говорили на уроке, то покажите смайлик у которого улыбка, если вам не все понятно и еще надо поработать с этой темой, поднимите смайлик который не улыбается.
Мы еще несколько уроков будем применять это правило на практике. И у вас обязательно все получится.
Наш урок окончен, все сегодня хорошо потрудились. Спасибо!