Организационный момент.
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени, но не ради забавы: мы закрепим знание таблицы умножения 8 и 9 , ,будем решать задачи, развивать логическое мышление ,расширим свой кругозор , узнаем – какой вклад в развитие математики внесли ученые древности.
- Но сначала мы должны построить машину времени, поэтому станем изобретателями.
- На партах у некоторых из вас лежат таблички на которых написаны слова Эти таблички являются составной частью нашей машины.
УСТАНОВИТЕ логическую связь между словами на табличках.
Множитель слагаемое
Множитель слагаемое
Произведение сумма
- Какая связь между сложением и умножением?
-Что общего между двумя этими действиями? ( оба эти действия увеличивают число)
- Вы ,молодцы, справились с заданием. Машина времени построена. и можно отправляться в путь. На всем пути следования, нас будет сопровождать наш друг компьютер, который будет нам помогать , Вот сейчас он нам подскажет куда мы отправимся вначале .
2. Устный счет.
- Первые государства возникли в Египте и Месопотамии, именно там были написаны книги об арифметике, написанные чернилами на папирусе ( бумага из тростника). Некоторые рукописи дошли до наших дней. Одна из них хранится в Москве – в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – называется Московский папирус.
-Древние Египтяне были замечательными математиками и инженерами. Вы, наверное, слышали о египетских пирамидах – огромных гробницах египетских царей-фараонов. Словно из кубиков, они сложены из громадных – десятки тонн весом – обтесанных каменных глыб.
- А как же считали древние египтяне? Они производили вычисления с помощью специальной счетной доски- АБАКА.
- Я предлагаю вашему вниманию одну из таких дощечек, с «умным шнурком».На парте у вас 3 карточки. Выберете себе ту, которую вам хотелось бы выполнить .
Задание простое: шнурком соединить выражения и их значения. А почему наш шнурок «умный» , вы узнаете позже.
Проверка: переверните вашу дощечку, посмотрите Совпали черные линии на ней с переплетениями вашего шнурка.
Оцените свою работу и покажите с помощью цветных веерочков
Ни одной ошибки
Допущены1-2, ошибки, были недочеты
Надо постараться
Работа в парах. Здоровье сберегающие приемы..
Счет на абаке сменил счет на пальцах. Древние египтяне научили даже умножать однозначные числа.
- Мы с вами знакомы с приемом умножения числа 9.Поработайте в парах. ( 1-2мин).
Оцените работу вашего соседа:
Ни одной ошибки
Допущены1-2, ошибки, были недочеты
Надо постараться
Проблемная ситуация
- Какое задание должны выполнить? ( исправить ошибки)
15х 1= 15
0 х 7 =7 0
23 х 0 = 0
1 х 90 = 1 90
1 х 0 = 1 0
62х 1 = 63 62
- О каких особых случаях умножения мы должны помнить?
а 1 = а а 0 = 0
1 а = а 0 а = 0
- Найдите в классе карточки с числами 62, 90, 0 , и вы узнаете, куда дальше мы отправимся!
ВА – ВИ – ЛОН
-Вавилоняне писали на глиняных дощечках, выдавливая острой палочкой клинья, а затем обжигали ее, и она становилась твердой ,как кирпич. До нас дошли сотни тысяч таких табличек, посвященных математике. Поэтому мы знаем много о вавилонской математике. Ученые установили, что даже в те времена происходили математические съезды ученых. Именно вавилонские ученые изобрели колесо!
- Знания ученых Вавилона были более обширными, чем у египтян. Они открыли многие свойства и закономерности арифметических действий.
А с каким свойством умножения знакомы мы с вами? ( переместительное свойство)
- Воспользуйтесь переместительным свойством умножения, замените сложением и найдите значение выражений.
3 14
2 50
4 15
- Найдите в классе карточки с числами 42,100, 60 , и вы узнаете, куда дальше мы отправимся!
Р И М
Самостоятельная работа
- Незадолго до начала нашего летоисчисления – 2,5 тыс.лет назад – все страны, о которых мы говорили были покорены древними римлянами. Они приносили в завоеванные страны свой язык, порядки и законы.
-Они не только не продвинули математику вперед, но даже не сумели как следует усвоить замечательные достижения ученых других стран.
- В Древнем Риме любой храбрый воин стоял гораздо выше, чем самый талантливый ученый.
- Единственное наследие – это римские цифры.
- Но в современном мире – мире научных технологий и компьютеров нельзя выжить без знаний.
- Поэтому вспомнив и применив, все полученные знания выполним самостоятельную работу: Математика 2, стр.152 №440.
а) Расставьте знаки действий
б) Выпишите выражения в следующем порядке:
1 ряд- а в = ¨ ¨ + ¨
2 ряд - а в = ¨ ¨ - ¨
3 ряд - а в = ¨ ¨ ¨
Проверка: по индивидуальным доскам.
Самооценка.
5. Решение задач.
- Куда мы оправимся далее – подскажет нам компьютер! ( щелчок)
Д Р Е В Н Я Я Г Р Е Ц И Я
- Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому, даже сейчас , тысячи лет спустя.
-А знаете почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому что они умели спорить. Они не просто заучивали правила, а доискивались причины, Каждое правило старались объяснить ,доказать, объяснить
«Математика есть ключ ко всем наукам»
- Мы тоже займемся решением задач. Математика 2, стр.152, №441
- Начнем оформление записи и чертежа с известного.
Кабачок – 2 кг
Тыква - ?кг. в 4 раза больше
( Масса тыквы в 4раза больше: 2кг нужно повторить 4раза. Вопрос о массе тыквы. Данные об арбузе – лишние.)
2х4 = 8 кг
Ответ: масса тыквы 8 кг.
Дополнительные вопросы:
Как изменить условие, чтобы задача решалась сложением? Вычитанием?
Продумайте вопрос задачи, чтобы были задействованы все данные условия.
( Найдите массу арбуза)
Именно в Греции получило развитие такое направление математики, как геометрия.
Д
ревне греческий ученый Платон над дверью дома написал:
«
Не обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь!»
Р= а + b + c + d
Р= а х 2 +b х 2
Р = а 3
Р = а 4
Р= а + b + c
Р= ( а + b ) 2
-Соотнесите формулу нахождения периметра с геометрической фигурой.
6. Итог урока.
- Наше путешествие подходит к концу.
- Какие открытия вы для себя сделали на уроке?
- Оцените себя и урок.
7. Домашнее задание.
Стр. 152, №442.
-Кто хочет может, составить такую же закономерность для случаев умножения числа 8.
Закончить свой урок хотелось бы такими словами:
«Ни одно человеческое исследование
не может называться истинной наукой,
если оно не прошло через
математическое доказательство»
Леонардо да Винчи
Открытый урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения чисел 8 и 9"
Цели:
1.Закрепление знания таблицы умножения на 8 и 9;
умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100,
решать задачи изученных видов.
рассмотрение взаимосвязи между компонентами и результатами деления;
закрепление знаний о порядке действий в выражениях со скобками без них;
2. Развитие математической речи.
3. Корректировка познавательной деятельности учащихся на основе установления причинно-следственных связей.
4. Воспитание внимательности, расширение кругозора учащихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №5 г.Орла
Конспект урока математики
во 2классе
по УМК «Гармония»
по теме
Учитель
высшей квалификационной категории
Трещева
Татьяна
Александровна
г. Орел 2007