СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Признак делимости на 3 и на 9"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний. Цель урока: создание условий для формирования умения применять признаки делимости на 3 и на 9 в различных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Признак делимости на 3 и на 9"»

Урок математики по теме "Признаки делимости на 3 и на 9".



Цель урока: создание условий для формирования умения применять признаки делимости на 3 и на 9 в различных ситуациях



Планируемые результаты освоения (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: развитие у учащихся умений:

  • находить необходимую информацию в тексте;

  • анализировать информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • слышать, слушать и понимать собеседника;

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Предметные:

  • формирование представлений учащихся о признаках делимости на 3 и на 9 и способах их доказательства;

  • развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: метод проблемной беседы, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Форма обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Форма учебного занятия: классно-урочная.

Оборудование урока:  раздаточный материал (для самостоятельной работы.



















Ход учебного занятия

I. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Здравствуйте! Садитесь!

II. Актуализация опорных знаний и способов действий


Деятельность учителя

Деятельность ученика

На прошлом уроке мы с вами закончили изучать тему: «признаки делимости на 2,5 и т.д. и сегодня переходим к следующей теме. Ребята, а как вы думаете, что нам на уроке сегодня пригодится?

Ответы детей (удача, знания)

А еще сегодня нам  пригодятся:

  • знание материала;

  • желание открыть истину;

  • добросовестная работа;

  • осмысление произведенной деятельности.

  • уважение друг к другу

 

Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Домашнее задание: №857, №862 а, б

 

Отложили тетради в сторону и начнём с устной работы, которая поможет определить тему и цель сегодняшнего урока. Ребята, мы сейчас работаем с числами, которые мы с вами используем при счете предметов. О каких числах я говорю?

Мы работаем с натуральными числами.

Что нового мы узнали о натуральных числах?

Мы познакомились с признаками делимости на 2, 5, 10, 4 и25.

Где и для чего используются признаки делимости?

При решении задач, для быстроты счета.

Сформулируйте признак делимости на 2.

Если запись натурального числа оканчивается четной цифрой, то это число делится на 2 без остатка.

Сколько всего цифр?

10

Сколько четных цифр? Назовите их.

5: 0, 2, 4, 6, 8

Сколько нечетных цифр? Назовите их.

5: 1, 3, 5, 7, 9

Привести пример трехзначного числа, делящегося без остатка на 5. Почему это число делится на 5?

Например: 375, 420

Это число делится на 5, потому что оно оканчивается цифрой 5 или 0.

Делится ли число 3468 на 10 без остатка и почему?

Нет, так как оно не оканчивается на цифру 0.

Назовите число, которое делится на 5, но не делиться на 25

1005

Приведите пример трехзначного числа кратного 4

400, 412



III. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

А сейчас ответьте на вопрос: делится ли число 36 на 3 без остатка? А на 9?

Делится и на 3, и на 9 без остатка.

Перед вами число: (слайд 5)

Вопрос: делится ли данное число на 3, на 9?

Дети не могут сразу ответить.

??????

Кто хочет попробовать разделить у доски это число на 3? Может быть, найдутся желающие разделить данное число на 9?

Нам не хватит целого урока для этого.

Желающих нет.

Мы с вами уже изучили признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5 и на 10. Возникает вопрос: а нет ли других признаков деления, в частности, на 3 и на 9. Очевидно, есть. Какая же цель стоит перед нами?

Выяснить, какие натуральные числа делятся на 3 и на 9 без остатка.

Какая же тема сегодняшнего урока?

Признаки делимости на 3 и на 9.

Запишите эту тему в тетрадь 

 

Давайте решим следующую задачу и посмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы число делилось на 3 и на 9 не выполняя деления?

Дети выдвигают предположения (гипотезы). Можно разбить уч-ся на группы. Например, группа №1 и №2 выдвигают гипотезы о делении на 3; группа №3 и №4 – на 9.

Результат: выдвижение гипотез о делении на 3 и на 9.

IV. Первичное усвоение новых знаний

Задача: Выяснить, можно ли разложить 225 яблок в 9 ящиков поровну?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить: делится ли число 225 на 3 без остатка. (Если дети предложили делить 225 на 3, то: «Замечательно, только давайте вспомним, что мы решили найти способ ответить на этот вопрос, не выполняя деление, с помощью других рассуждений. Давайте попробуем это сделать»)

Рассуждения вместе с классом:

Сколько сотен, десятков и единиц в данном числе? 2 сотни, 2 десятка и 5 единиц.

Если мы возьмем одну сотню и разложим в 3 корзины поровну – сколько яблок останется лишними? 1 яблоко. Значит, с каждой сотни по 1 яблоку, т.е. с 2 сотен – 2 яблока. Если мы возьмем 1 десяток и разложим в 3 корзины поровну – сколько останется лишних яблок? 1 яблоко с каждого десятка. Т.е. с наших 2 десятков – 2 яблока. И еще у нас 5 яблок. Итого не разложенными в корзины у нас остается: 2+2+5 яблок, всего 9 яблок, которые мы легко распределим по 3 корзинам. Вывод: 225 яблок можно разложить в 3 корзины.

На доске при этом будут только следующие записи:

225 яблок в 9 ящиков поровну

2+2+5=9

Т.е. 225 делится на 9, разложить можно.

А в 3 ящика? Тоже можно.

Посмотрите внимательно на наши рассуждения, что интересного вы заметили?  Какой вывод можно сделать?

Исследование

Цель: доказательство выдвинутых предположений.

Учащиеся работают в группах (3 группы).

Заполнить таблицу:

Число

1812

162

6507

205

980

824

Сумма цифр числа

12

9

18

7

17

14

Разделить на 3 и на 9 каждое из чисел в таблице. Каждая группа делит по два числа. Что мы замечаем? (первые три числа делятся на 3 без остатка, а последние 3 числа не делятся на 3; на 9 делятся без остатка 162 и 6507, остальные не делятся на 9). Найдите сумму цифр каждого числа и заполните таблицу. Какой вывод можно сделать? Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9. Учащиеся самостоятельно формулируют признак делимости на 3 и на 9. Если сумма цифр числа делится на 3, то и число делится на 3 без остатка. Если сумма цифр числа делится на 9, то и число делится на 9 без остатка. Откройте учебник на стр. 14 и прочитайте правило на делимость чисел на 3 и на 9.

Охарактеризуйте следующее событие:

  • если число делится на 3 то оно делиться и на 9

  • если число делится на 9 то оно делиться и на 3

Результат: в ходе исследования учащиеся ознакомились с выводами о делимости чисел на 3 и на 9 и самостоятельно сформулировали признак делимости на 3 и на 9.

V. Первичная проверка понимания нового материала

Цель: использовать новые знания при решении задач.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вернемся к нашей первой задаче и проверим, делится ли число 1111111…..111

2025 штук             на 3?

(переход со слайда 9 на слайд 5)

Вооружимся новым знанием и проверим, делится ли 2025 на 3. Найдем сумму цифр этого числа.

В нашем числе две тысячи двадцать пять  единиц. Значит, сумма цифр этого числа  2+2+5=9. Число 9 делится на 3.

Отсюда следует, что наше большое число тоже будет делиться на 3.

А на 9 это число будет делиться?

Будет, так как сумма цифр этого числа равна 9, а число 9 делится на 9.

Итак, какие признаки делимости мы знаем?

5: признак делимости на 2, на 3, на 5, на 9 и на 10.

На какие две группы мы можем разбить эти признаки? (переход со слайда 5 на слайд 10)

Признак делимости по последней цифре и по сумме цифр.

Результат: актуализация знаний в ходе решения задач.

VI. Первичное закрепление нового материала

а) Какие цифры надо поставить вместо звездочки в запись числа, чтобы полученные числа делились на 3? *14 (114, 414, 714)

б) Какие цифры надо поставить вместо звездочки в запись числа, чтобы полученные числа делились на 9? 5*36 (5436)

№855 с комментированием

№860 а, б

Из чисел 591, 253, 417, 648, 639, 346 выберите те, которые: а) кратны 3, б)кратны 9

VII. Проверка усвоения нового материала

Самостоятельная работа: работа в парах – тестирование.

VIII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

IX. Рефлексия

Подводятся итоги урока 

  1. Для чего необходимо знать признаки делимости?

  2. С какими признаками делимости мы познакомились?

  3. Почему признаки делимости на 2, 5, 10 определены в одной группе, а признаки делимости на 3, 9 – в другой?

  4. Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9.

2) (на партах лист со словами, дети ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!