Урок математики в 1 классе.
Тема: Сложение и вычитание в пределах 6. Шестиугольник.
Цель:
Сформировать представление о числе 6, его составе, умение его записывать, складывать и вычитать в пределах 6.
Познакомить геометрической фигурой шестиугольник.
Тренировать у учащихся мыслительные операции, математическую речь, логику рассуждения, творческие способности учащихся.
Развивать любознательность, воспитывать интерес к математике, приучать учащихся самоконтролю.
Прививать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Оборудование:
наборное полотно, предметные картинки: цветы, вазы, грибы, осенние листья, счетные палочки, косточки домино, доска, мел, цифры от 1 до 6, тетради, картинки лесных зверей, магнитофон; диск с записью музыки, числовой отрезок, предметные картинки, дополнительные индивидуальные карточки.
I Организационный момент.
― Ребята, сегодня мы «пойдём» на экскурсию, но это будет не простая экскурсия, а математическая.
― Ребята, а как надо вести себя в лесу? (Не шуметь, не разбегаться, чтобы не заблудиться, не разорять птичьих гнезд, не есть неизвестные ягоды, не ломать кусты и ветки деревьев.)
II Объявление темы и целей урока.
― Лесные жители познакомят нас сложением и вычитанием чисел в пределах 6 и новой геометрической фигурой – шестиугольник.
― Скажите, какие времена года вы знаете? (лето, осень, зима, весна).
― Сейчас какое время года? (осень).
― А что вы можете рассказать об осени? Какие изменения произошли в жизни растений, животных и птиц? (многие животные уснули. Перелётные птицы улетели. Деревья сбросили листья.)
― Ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в осенний лес, где нас ждёт немало интересных встреч.
III Устный счёт. Игра «Молчанка»
Дорожка в лес извилистая, нам нельзя сбиться с пути.
― Ребята, давайте восстановим числовой ряд, назовите числа: 1,2,3,4,5,6.
― Какие числа пропущены? Назовите соседей числа 4. (3, 5)
― В каком порядке расположены числа слева? (в порядке возрастания).
― Какие числа пропущены в убывающем числовом ряде? (6, 4, 2, 1)
― Между какими числами находится число 4 (5 и 3), 3 (4 и 2)
Внимательно послушайте задачи, нашей гостьи белочки. Сосчитайте и ответ скажите всем нам:
― Пять яблок из сада
Ёжик притащил
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке. (4)
― Вот грибочки на лужочке
В жёлтых шапочках стоят
Два грибочка, три грибочка.
Сколько вместе будет? (5)
― Я нашла в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. (6)
― Каждый вечер в доме нашем собирается семья:
Мама, папа, бабушка, дедушка и я,
Младший мой братишка и котёнок Тишка,
Попугайчик Кеша, Черепаха Стеша,
Вечный сонный пёс Малыш и щенок по кличке Кыш.
Сосчитайте-ка, друзья,
Велика ль моя семья? (6 человек)
― Сколько лап у двух медвежат? (8)
― На столе лежало два яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (2)
― На дереве сидели 4 синички. Подкрался кот и схватил одну. Сколько синичек осталось на дереве? (ни одной, 3 улетели, 1 схватил кот)
― Если Максим выше Дианы, то Диана … (ниже Максима).
― К косолапому на день рождения
Пришли друзья по приглашению:
Воробей, синичка, лисонька-сестричка,
Зайка здесь и белка здесь.
Можете гостей всех счесть? (6)
IV Знакомство с новым материалом.
― На крыше дома указано, сколько жильцов должно поселиться на каждом этаже. Сколько жильцов в I доме? (6) во II доме? (6) С помощью точек и числа покажите, сколько жильцов ещё должно въехать на каждый этаж, если теперь их будет по 6 на этаже.
― На картинке справа от дома нарисованы дубы, на каждом из них выражения. Надо дописать второе слагаемое так, чтобы значение каждой суммы было равно 6. Какое выражение забыли написать? (1+5)
V Физминутка.
VI (Продолжаем работу по теме).
― Ветер дунул, лист сорвал,
И ещё один упал.
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? (6)
― Незадачливый математик ёжик решил примеры и записал их на осенних листочках. А озорник – ветер подул – и листочки разлетелись. Расстроился ёжик и спрятался. Надо ему помочь. (6 листочков разного цвета и величины)
Классификация листьев по различным признакам (по размеру, по цвету, по форме) и отработкой взаимосвязи между частью и целым.
по размеру:
Б + М = Ф 2+4=6 – число всех листьев.
М – Б = Ф 4+2=6
Ф – Б = М 6–2=4 – число маленьких фигур листьев.
Ф – М = Б 6–4=2 – число больших листьев.
по цвету:
5 + 1 =
+ =
– =
– =
по форме:
3 + =
– =
Молодцы, ребята.
― Ёжик Вам говорит спасибо и просит разбить 6 цветков на части. (№2 с.54) учащиеся на местах по учебнику, у доски работает учитель с помощью детей, и их подсказки.
На доске появляются вазы, цветы и соответствующие выражения: 1+5, 2+4, 3+3, 4+2, 5+1, 2+1+3. (Разбиение 6 цветков на 3 и более частей.)
― Белочка приготовила для Вас еще задание. Возьмите и отсчитайте 6 палочек. Выложите из них геометрические фигуры (∆-ник, 6-угольник)
― Что вы можете сказать о треугольнике? (Это геометрическая фигура: имеет 3 угла, 3 стороны, 3 вершины)
― Каких видов бывают треугольники? (равнобедренные, равносторонние, прямоугольные)
― А ещё какая геометрическая фигура у вас получилась? (шестиугольник, у него 6 сторон, 6 углов, 6 вершин)
VII Физминутка. Дети лежат на партах.
Мы считали, мы решали,
И немножко все устали.
Все немножко отдохнём,
И к себе мы в класс пойдём.
Возвратимся из лесочка
По тропинке и по кочкам.
Но дорожка не простая,
Нельзя ступать шага, не считая.
Тот, кто быстро всё решает,
Пусть нас в классе поджидает.
VIII Итог урока.
На доске: 3 + 2 + 1 – 4 + 3 =
― Тот, кто смог правильно сосчитать, сможете отметку свою угадать.
― Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Мы познакомились с составом числа 6. вспомним состав числа 6. (1+5, 2+4, 3+3, 4+2, 5+1))
― Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?
― Длина взрослой белки 20 – 30 см. Хвост длинный, пышный, ушки большие, у многих видов украшены кисточками. Если белку подкармливать, она перестаёт бояться человека и может брать еду прямо с рук. Живут эти зверьки в лесах парках. Острые коготки позволяют им лазать по деревьям, перескакивая с ветки на ветку. Свои гнезда устраивают в дуплах деревьев, иногда на ветвях сосен и ели. Корм добывают на деревьях и на земле. Питаются сладкими ягодами, грибами, орехами, желудями, семенами хвойных деревьев, почками сосны. Иногда едят насекомых и яйца птичек. На зиму делают припасы.
― Белочке очень понравилось, как вы трудились, и она угощает вас вкусными лесными орешками.
― Спасибо, вам ребята!
7