Конспект урока математики в 1 классе
Тема урока «Счет предметов».
Цель урока: познакомить учеников с порядковым счетом от 0 до 10; выявить умение учащихся вести счёт предметов, использовать количественные и порядковые числительные.
Задачи: выявить уровень математических представлений, полученных учащимися до поступления в школу: умения вести счет предметов от 1 до 10, использовать количественные и порядковые числительные.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
На данном этапе урока учитель также может использовать занимательный дидактический материал для актуализации математических умений первоклассников, например, использовать игры-загадки о цифрах, для выяснения уровня математических представлений можно использовать различных сказочных персонажей, посетивших урок
Слова учителя: Сегодня к нам на урок пришел Буратино. Помогите ему разгадать загадки.
II. Знакомство с предметом «Математика» и учебным комплектом «Математика».
Беседа.
«Учитель, беседуя с детьми, рассказывает им в доступной форме о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики.
Слова учителя: Как вы думаете, ребята, что изучает «Математика»?
Слова учителя: Как вы думаете, ребята, почему математику называют царицей наук?
Слова учителя: Кто уже догадался, что мы будем делать на уроках математики?
Слова учителя: Для чего нам нужно это делать? Когда нам в жизни пригодятся знания математики?
Слова учителя: А познакомиться с математикой и научиться математическим умениям нам поможет учебник, его написали для вас авторы М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова, рассмотрите учебник. Также для работы нам понадобится тетрадь, в которой вы будете рисовать, раскрашивать, писать цифры, рассмотрите тетрадь.
Слова учителя: Что вам понравилось в учебнике, в тетради? Какие задания привлекли ваше внимание?» [Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2020. – 496 с. – (В помощь школьному учителю), с.11 ]
III. Дидактическая игра «Составление рассказа по сюжетной картинке».
Учитель размещает на доске сюжетную картинку на тему 1 сентября, дети составляют рассказ о первом школьном дне, обязательно используя при этом в своем рассказе понятия: «слева», «справа», «впереди», «сзади», «больше», «меньше», «выше», «ниже».
IV. Объяснение нового материала.
Учитель может предложить детям вернуться к сказочному гостю.
Слова учителя: Буратино нужно собрать букет к 1 сентября по заданию Мальвины.
Слова учителя: Буратино нужно собирать только те цветы, которые указала Мальвина (На доске расположить цветы в произвольном порядке).
Слова учителя: Мальвине нужен желтый цветок. Каким по счету является этот цветок в ряду?
Слова учителя: Мальвине нужен фиолетовый ирис. Каким по счету он является?
Слова учителя: Для того, чтобы букет получился еще красивее, нужно добавить немного колокольчиков. Какие они по счету, если считать справа налево? И т.д.
Слова учителя: Сколько цветов всего на доске?
Слова учителя: Сколько цветов в букете у Буратино?
Слова учителя: Каких цветов на доске больше: красных или желтых?
Слова учителя: Каких цветов столько же, сколько желтых?
IV. Первичное закрепление материала.
Учитель может задать вопросы, например:
Слова учителя: Как вы думаете, ребята, нужно ли людям уметь считать?
Слова учителя: Для чего?
Слова учителя: Умеете ли вы считать?
Слова учителя: Тогда посчитаем хором до 10.
Учащиеся считают хором под руководством учителя.
Далее идёт работа с использованием наглядного материала и учебника (с. 4, часть 1). Например:
Слова учителя: Откройте учебник на с.4. Сколько зайчиков вы видите?
Сколько медвежат? Сколько белочек?
Учитель может предложить детям задать друг другу аналогичные вопросы. Также выясняет, умеют ли дети сравнивать предметы по какому-либо заданному признаку.
Например:
Слова учителя: Сколько жёлтых яблок? Сколько больших? Сколько маленьких? Сколько морковок у зайчат?
Слова учителя: Сколько грибов у белочек? Сколько ромашек?
Сколько колокольчиков?
Слова учителя: Посмотрите на с. 5.Что вы видите на этой странице?
Учитель читает стихотворение.
Красота, красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!
Стихотворение могут повторно прочитать хорошо читающие дети.
Слова учителя: Посчитайте, кто будет «ехать в первом вагоне, если прицепить красный паровоз? (Кот.)
Слова учителя: Кто в третьем? (Собака). Сколько всего вагонов?
Слова учителя: Если прицепить зелёный паровоз, кто будет ехать в первом вагоне? (Попугай.)
Слова учителя: Кто будет ехать в последнем вагоне?» [Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2020. – 496 с. – (В помощь школьному учителю), с. 14 ] (Кот.)
Слова учителя: Что изображено на странице справа?
Слова учителя: Какие фигуры вы видите?
Слова учителя: Как же называется самая верхняя фигура? (Квадрат)
Слова учителя: Третья сверху? (треугольник)
Слова учителя: Какой по счёту жёлтый круг? (второй с начала)
V. Физминутка.
VI. Дидактическая игра «Веселый счет».
Игра «Веселый счет» имеет много вариантов проведения, выбор зависит от конкретного состава учащихся. Цели игры – активизация представлений о порядковом счете, развитие внимания, логического мышления, словарного запаса учащихся. В ходе игры решаются следующие дидактические задачи: формируются и закрепляются представления о цифрах, порядковом счете, развивается внимание, логическое мышление, память. Для игры используется мяч небольшого размера, можно использовать воздушный шарик. Учитель кидает мяч одному ребенку и произносит начало фразы, ребенок должен закончить предложение, подобрав подходящие слова в правильной форме, и вернуть мяч учителю и т.д. Например: «В гараже стояло…», («три автомобиля»), «В корзине лежало…», («пять грибов») и т.д.
Можно заменить этой игрой этап «Физминутка», например: дети могут выстроиться в круг и бросать мяч друг другу, также начиная и продолжая фразу. Также можно использовать предметные картинки: кидая мяч, учитель показывает картинку, а ребенок озвучивает, что видит на картинке.
VII. Итог урока.
Слова учителя: Что особенно запомнилось? С каким предметом знакомились на уроке?
Слова учителя: Для чего нам нужны знания математики?