Урок математики в 4 классе по теме:
«Прямоугольный параллелепипед. Куб»
Технологическая карта урока
Учитель: Жирнова Светлана Григорьевна
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока | «Прямоугольный параллелепипед. Куб». |
Цель урока | Формирование представления о прямоугольном параллелепипеде и его частном виде – кубе. |
Задачи урока | 1) дать представление о прямоугольном параллелепипеде и кубе, опираясь на модели; 2) ввести понятия: грань, ребро, вершина, развертка; 3) научиться изготавливать фигуры, используя развертку; 4) продолжить развитие пространственного мышления, исследовательских навыков, познавательного интереса; 5) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. |
Решаемые проблемы | Как отличить прямоугольный параллелепипед и куб от других пространственных фигур? |
Ресурсы | Программа «Начальная школа XXI века»; Учебник «Математика» 1 часть; Дидактические материалы; Интерактивный комплекс; Презентация к уроку. |
Формы организации обучения | фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Технологии: | деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, уровневая дифференциация, информационно – коммуникационные, игровые, проектные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные |
Основные понятия | прямоугольный параллелепипед, куб, грань, ребро, вершина, развертка, поверхность фигур |
Планируемые результаты | Личностные: умение высказывать, отстаивать и корректировать свое мнение; расширение словарного запаса; выполнение самооценки на основе критерия успешности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить учебную задачу; вести учебный диалог с целью решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем и классом находить разные способы решения учебной задачи; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; Коммуникативные: умение работать в парах, группах; умение договариваться, строить речевые высказывания, вести диалог. Предметные: научатся распознавать прямоугольный параллелепипед (куб) среди других пространственных фигур; называть фигуры по пространственным моделям; характеризовать прямоугольный параллелепипед и куб: называть число вершин, ребер, граней; научатся изготавливать фигуры, используя развертку; |
Девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел звонок – начинаем наш урок математики.
Приветствие гостей.
Девиз урока (хором)
-Что означает?
Актуализация знаний.
- Сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в страну Геометрии и побывать в гостях у различных геометрических фигур. А вот к каким именно геометрическим фигурам мы отправимся в гости, вы узнаете тогда, когда разгадаете зашифрованное слово. Для этого возьмите карточку№1 и решите все примеры.
-Карточка №1
Работа в парах. _____________________________________________________________________
Игра «Угадай зашифрованное слово»
200 : 5 * 4 | Г |
15 * 3 : 5 | М |
845-315 | А |
20 * 8 : 40 | Н |
1000 :100 * 3 | И |
900 : 100 * 4 | О |
(80 – 50) : 2 | Р |
(17 + 13) * 30 | К |
Когда большинство уже решили, вывешиваю на доске таблицу:
9 | 4 | 36 | 160 | 36 | 160 | 15 | 530 | 4 | 4 | 30 | 900 |
| | | | | | | | | | | |
_________________________________________________________________
Заполняем.
Сверка ответов, исправление ошибок.
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
- С какими геометрическими фигурами мы сегодня будем работать?
(с многогранниками)
- Вспомните, что вы знаете о многогранниках.
- Из каких элементов состоит любой многогранник?
Введение новых знаний.
Показать детям модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Кто знает, как называются эти фигуры?
Дети назвали тему нашего урока.
Вывешиваю табличку на доске
Чтение по слогам . Проговаривают друг другу несколько раз.
- Какую учебную цель вы поставите себе на урок?
(хотим познакомиться с новыми фигурами)
- Что значит познакомиться? Определите задачи урока, чему хотите научиться, что узнать?
1) Узнать, что это за фигуры - параллелепипед и куб.
2) Выяснить, из каких элементов они состоят.
3) Научиться чертить данные фигуры или изготавливать их.
-Посмотрите, какие задачи я поставила вам на урок, чему я хотела вас научить:
(повесить на доску)
Узнать, какие фигуры называют прямоугольным параллелепипедом и кубом. |
Выяснить, из каких элементов они состоят. |
Научиться изготавливать фигуры, используя развертку. |
Чтобы выполнить эти задачи. Поработаем в группах.
Практическая работа №1 с моделями фигур в группах.
Раздать 1-3 группам параллелепипед,
4-6 группам – куб
- Вспомним правила работы в группах:
- Карточка №2 . Выполняйте задания по алгоритму.
______________________________________________________________________
Алгоритм работы в группах:
Цель работы: узнать, какие фигуры называют параллелепипедом и кубом;
выяснить, из каких элементов они состоят.
Чтобы достичь цели, необходимо рассмотреть модели параллелепипеда и куба и выполнить следующие действия:
Откройте учебник на странице 117. Найдите №3. Выполните задания. Результаты своих наблюдений запишите в таблицу:
Название фигуры | Количество граней | Форма грани | Есть ли равные грани? Как расположены? | Количество ребер | Есть ли равные ребра? Как расположены? | Количество вершин | Сколько ребер выходит из каждой вершины? Эти ребра равные или нет? |
Паралле-лепипед | | | | | | | |
Куб | | | | | | | |
Показывая на моделях, подготовьте выступление (у каждой группы - свое выступление)
1 группа – количество и форма грани параллелепипеда
2 группа – количество и форма граней куба
3 группа – количество ребер, есть ли равные у параллелограмма
4 группа – количество ребер и есть ли равные у куба
5 группа – сколько ребер выходит из каждой вершины фигур, равны ли они или нет?
______________________________________________________________________
Выступают по 1 человеку от группы. Остальные сверяют, вносят необходимые изменения и дополнения.
На доске в два столбика заношу ответы детей
Пр.парал. Куб
6 граней 6 граней
Прямоугольник квадрат
12 ребер 12 ребер
Параллельные равны все равны
Из каждой по три ребра из каждой по три ребра
не равны равны
-Сделаем совместный вывод:
- Чем похожи и чем различаются эти две фигуры?
- Можно ли сказать, что куб – это параллелепипед?
- Противоположные грани и ребра пр. параллелепипеда равны.
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
- Вернемся к задачам урока. Справились с 1 задачей? ( магнит)
-Со 2 задачей? (магнит)
Какая задача осталась не выполненной?
Послушайте мой рассказ:
Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Возьмем модель прямоугольного параллелепипеда. Разрежем аккуратно поверхность вдоль нескольких ребер. Теперь поверхность легко раскрывается и превращается в плоский листок бумаги. Мы как бы развернули поверхность прямоугольного параллелепипеда. Это изображение называется разверткой прямоугольного параллелепипеда.
Если теперь обратно сложить по сгибам, а затем проклеить ребра, по которым производились разрезы, то из плоского листа бумаги мы снова получим модель прямоугольного параллелепипеда.
- Что вы сейчас будете делать?
Практическая работа №2.
Рассмотрите развертки. Можем ли мы сразу определить из какой развертки получится модель прямоугольного параллелепипеда, а из какой модель куба?
Склеивают любую развертку. Берут нужные инструменты. (сделать дома!)
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
- Выполнили 3 задачу? (магнит)
- Мы с вами открыли новые знания. Какой следующий этап урока?
(будем закреплять наши знания)
ФИЗ. МИНУТКА.
Первичное закрепление с проговариванием вслух.
Вспоминаем, какую фигуру мы называем прямоугольным параллелепипедом и кубом, и назовем их особенности.(у которой параллельные грани и ребра одинаковые)
- Следующий шаг на уроке – самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Карточка №3 . Самостоятельная работа представлена в трех вариантах разного уровня сложности: первый самый легкий, второй сложнее, третий самый сложный. Даю две минуты на выполнение, выбирайте тот вариант с которым точно справитесь
Выбирают тот, с которым справятся.
Карточка №3
Самостоятельная работа.
1 вариант.
№1. На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Выделите красным цветом вершины куба, а зеленым – его ребра.
2 вариант.
№1.
На рисунке изображены различные геометрические фигуры. Запишите буквы тех из них, которые могут быть изображениями прямоугольного параллелепипеда.
Ответ: _______________________
№2.
Подпишите на модели прямоугольного параллелепипеда его элементы.
3 вариант. Какие фигуры являются многогранниками, подчеркни: а) цилиндр б) куб в) шар г) прямоугольный параллелепипед д) конус Согласны ли вы с утверждением, что любой прямоугольный параллелепипед – это куб, подчеркни: а) да б) нет 3. Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед, подчеркни: а) 12 б) 8 в) 6 4. Какая фигура является формой грани куба, подчеркни: а) квадрат б) прямоугольник 5. У какого многогранника все ребра равны, подчеркни: а) у параллелепипеда б) у квадрата в) у куба |
Сверка с образцом на интер. доске
Самооценка (см. лист «Моя работа на уроке»)
Включение в систему знаний.
- Сегодня на уроке вы пополнили свой багаж знаний.
- Где вы сможете применить полученные сегодня знания?
- На каких еще уроках можно применить полученные знания?
- Людям каких профессий нужны эти знания?
- Сможете ли вы в нашем классе найти предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
- Сможете ли вы вспомнить, какие предметы из окружающего вас мира имеют форму прямоугольного параллелепипеда и куба?
А теперь для повторения пройденного материала выполним небольшую самостоятельную работу.
Откройте учебники на странице 114 № 16. Прочитайте задание. Поднимите руку кто не понял задание. Выполняем.
по времени задача №19
Ваши работы я проверю сама. После урока сдадите тетради.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.
- Какую учебную цель вы ставили перед собой на данном уроке?
- Вам удалось достичь этой цели?
- Теперь возьмите лист самооценки «Моя работа на уроке» и посчитайте общее кол-во баллов.
Лист самооценки «Моя работа на уроке»
Вид деятельности | Критерии оценивания | Баллы | Мои баллы |
Игра «Угадай зашифрованное слово» | правильно считал и угадал слово | 2 балла | |
делал ошибки в счете, но правильно угадал слово | 1 балл | |
делал ошибки в счете и неправильно угадал слово | 0 баллов | |
| | |
Практическая работа в группе с моделями фигур | принимал активное участие, делал выводы | 2 балла | |
принимал участие | 1 балл | |
не принимал участие | 0 баллов | |
| | |
Изготовление фигуры по развертке | Понял какая развертка от какой фигуры | 2 балла | |
С подсказкой понял какая развертка от какой фигуры | 1 балл | |
Не понял какая развертка от какой фигуры | 0 баллов | |
| | |
Самостоятельная работа на карточках | нет ошибок в работе | 2 балла | |
сделал 1 – 2 ошибки | 1 балл | |
сделал более 3 ошибок | 0 баллов | |
ИТОГО БАЛЛОВ: | * |
- Если вам было легко, вы справились со всей работой без ошибок и набрали 7 – 8 баллов - начертите внизу пятиугольник
- Если вам было пока трудно, были ошибки в работе и набрали 5 – 6 баллов – начертите четырехугольник
Если вы считаете, что нужно еще раз повторить материал и вы набрали меньше 5 баллов – начертите треугольник
- Посмотрите, как я оценила вашу работу на уроке: Вы все - сегодня (показываю пятиугольник), потому что старались узнать новое, научиться, вместе и быстро работали!
За урок сегодня получили оценки:
Домашнее задание:
1. Склеить развертку. Для желающих можно самостоятельно сделать свою развертку.
Дз стр.113, №9
- Урок окончен.