Районный семинар
«Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества математического образовнаия при введении ФГОС»
25.01.2018 г.
Открытый урок по математике, 4 класс
Программа Математика, автор Н.Б. Истомина
Тема урока «Закрепление письменных вычислительных навыков»
Учитель Пономарева Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кардымовская СШ»
Кардымовсокго района
Смоленской области
Тип урока: «Закрепление изученного».
Цели: закреплять умение анализировать и выполнять письменные вычислительные приемы умножения, деления, сложения, вычитания; в ходе выполнения разнообразных заданий закреплять навыки работы с многозначными числами, умение сравнивать.
Задачи:
Повторить алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления.
Повторить навыки работы с многозначными числами
Совершенствовать умение решать
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные раннее знания; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре, группе и оценивать товарища.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: Индивидуальное: учебник, математическое лото, сигнальные карточки обратной связи, электронная презентация, карточки исторического лото.
Математика: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 4 класс / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.
Истомина Н.Б.. Математика: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч.2 / Н.Б.Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Структура (план) урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Решение проблемы.
Организация самостоятельной работы.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия учебной деятельности.
ХОД УРОКА(компетентностно-ориентированные задания – формирование умения действовать в социально-значимой ситуации)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: сконцентрировать внимание детей; проверить готовность к уроку; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.
Создание условий для восприятия учебного материала; для мотивирования активной познавательной деятельности учащихся.
Начальная рефлексия.
Взаимное приветствие: сегодня у нас на уроке много гостей. Чтобы вам было сегодня комфортно на уроке, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поприветствуйте их. Пожелаем нашим гостям …..
Ребята, повернулись. Дайте мне знать, что вы готовы приступить к уроку (ученики поднимают желтые карточки). Садитесь. Напоминаю, что у вас на партах лежат сигнальные карточки:
- красный цвет – внимание, вижу ошибку; я не согласна;
- зеленый цвет – полностью согласна с ответом, решением;
- желтый цвет – выполнила задание, готова продолжить работу.
Гости к нам пришли сегодня,
Мы должны им рассказать:
Как решаем,
Размышляем, свои знания приумножаем.
Мотивация к уроку
Как вы считаете, это важно приумножать свои знания?
Сегодня на уроке вам необходимо не просто поработать хорошо, а ответить на вопрос: действительно ли так важна математика для современного человека в нашем современном информационном обществе, в его повседневной жизни.
Что необходимо для вас, учеников, чтобы урок стал полезным и плодотворным?
Думать.
Считать.
Рассуждать.
Доказывать верность своего ответа.
Помогать друг другу.
Тема урока.
Ребята, готовясь к уроку, подготовила для вас карточки, чтобы определить тему урока. Но от волнения перепутала их. Сможете ли вы их верно разложить по группам и определить, что главное будет на уроке?
Что главное будет на уроке?
На протяжении всех 4-х лет у нас на уроках математики присутствуют наши помощники Миша и Маша. А сегодня они планируют отправиться в гости к дедушке и бабушке. О своём приезде им надо сообщить. Но сложность в том, что у них изменились номера телефонов. Они прислали СМС с такими текстами:
| SMS | Номер телефона |
Дедушка | Мой номер – это пятизначное число, в котором цифры идут по порядку, как в математике, от большего к меньшему, используются только нечетные числа. |
___ ____ ____ ____ ____ |
Бабушка | Мой номер телефона – это номер телефона дедушки, только уменьшен на 240 единиц. |
___ ____ ____ ____ ____ |
Представьте каждое число в виде суммы разрядных слагаемых. Оцените работу учеников.
Спасибо.
Отъезд был намечен на пятницу. Чтобы выбрать наиболее удобный вид транспорта, ребята составили таблицу.
Миша и Маша учли:
- Миша и Маша живут в городе;
- папа работает с понедельника по пятницу;
- бабушка и дедушка живут в другом населенном пункте на расстоянии более 60 км.
| | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Метро | Только в пределах города | Ежедневно с 6:00 до 24:00 |
Поезд | Пригородное сообщение | | | | | | | |
Автобус | Пригородное сообщение | | | | | | | |
Личный автомобиль | В любом направлении | Ежедневно |
Велосипед | В любом направлении | Ежедневно |
Чтобы в пути ребята не скучали, дедушка прислал им свою любимую игру. Предлагаю и вам в неё поиграть.
Вам предложены 5 чисел. Запишите их в тетрадь: 1945, 863, 1961, 1147, 1812
Историческое лото.
Карточка 1.
Победа нашей страны в Великой Отечественной войне
Первое упоминание о Смоленске
Первый полёт человека в космос
Первое упоминание о Москве
Отечественная война с Наполеоном и французской армией
Запишите их в порядке возрастания.
Прямо на вокзале ребят встретили дедушка и бабушка, сразу озадачив их своими просьбами.
1) Дедушка и бабушка решили огородить свой участок забором. Участок имеет прямоугольную форму. Длина участка 60 м, ширина 25 м. Но они постоянно путают, что надо подсчитать: площадь или периметр, чтобы узнать длину забора. Помогите разобраться в этом вопросе: что надо узнать и как.
2) Стимул. Бабушка и дедушка идут выбирать строительный материал для забора. Они просят внуков помочь оплатить квитанции за газ. Поможете? Полный алгоритм действий бабушка дает в письменной форме. Для оплаты у них 4000 рублей. Хватит ли у ребят денег?
Квитанция об оплате за использованный газ за апрель 2017 года
КВИТАНЦИЯ |
Петрова Мария Федоровна | Поселок Светлый, улица Школьная, дом 8 | Декабрь 2017 г. |
Коммунальная услуга | Показания в м3 | Расход | Тариф (цена) | К оплате (в руб.) (стоимость) |
Учтённые показания | Текущие показания |
Газ | 6987 | 7634 | 647 | 5 руб./м3 | 3235 |
Формулировка задания.
Бабушка тебя подробно проинструктировала. Внимательно изучи квитанцию. 1. Найди число, которое указывает учтённые показания.
2. Найди число, которое указывает на текущие показания.
3. Найдите разность между текущими показаниями и учтёнными показаниями.
4. Запиши полученные показания в столбец «Расход».
5. Потом эти показания надо умножить на тариф газа. Это цена за 1 кубический метр газа.
6. Полученный результат запиши в столбец «К оплате». Это будет оплата за использованный газ.
7. Проверь сдачу с 4000 рублей.
Вы успели вовремя сделать оплату за газовое обслуживание. Вернулись дедушка и бабушка. Чтобы узнать стоимость строительных материалов для установки забора, вам необходимо разобраться в дедушкиных записях. Это учебник № 91.
ОТВЕТ. Стоимость строительных материалов – это самое маленькое четное число, которое получилось у вас в ответах.
Лера Транцева займется индивидуальной работой на компьютере и подготовит нам ответ, что решили дедушка и бабушка. (Выполняется тестовая работа).
Ответ на индивидуальную работу с тестом:
Оценка «5» - Да, покупка состоится
«4» - Да, покупка состоится, но необходимо добрать необходимое количество средств.
«3» - Отложить на более поздний срок. Подождать, может быть, цена на товар снизится.
«2» - Нет, покупка не состоится.
Выполняется в классе или задаётся домой № 105.
Отметка «5». Решите № 105, пользуясь таблицей, ответьте на вопрос: Какие овощи продадут дедушка и бабушка со своего участка, чтобы собрать нужную сумму для покупки строительных материалов для забора.
Отметка «4». Решите № 105. Пользуясь ответами, найдите наименьшее число. Это та сумма, которую необходимо добавить для покупки.
Отметка «3». Решите № 105. Пользуясь таблицей, ответьте на вопрос: С каких овощей надо собрать хороший урожай, чтобы осенью вернуться к данному вопросу.
Отметка «2». Решите № 105. Сверьте свои ответы с верными ответами. Дедушка и бабушка решили заняться овощеводством. Какие овощи они должны вырастить, чтобы собрать необходимую сумму к осени.
Подведение итогов.
Смогли вы приумножать свои знания на уроке повторения, а не открытия новых знаний ?
Чем полезен был для вас этот урок?
Что больше всего понравилось?
Сможете ответить на вопрос: действительно ли так важна математика для современного человека в нашем современном информационном обществе, в его повседневной жизни.
Математика – важна,
Математика – нужна,
Счету надо всем учиться,
Это в жизни пригодится!
Домашнее задание. Выставление отметок.
Спасибо всем за работу.
6
Открытый урок в 4 классе по математике. 2017-2018 учебный год