Урок математики в 4 классеУМК «Школа России»
Учитель: А.А.Рожкова
Тема: «Решение задач на движение».
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цели: закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Задачи:
1. Образовательная:продолжать формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения решать задачи на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление.
2. Развивающая: развивать мышление, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
3. Воспитательная: воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника,содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к математике, культуры общения и поведения.
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты: учащиеся продолжат учиться моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; составлять задачу по схематическому чертежу; выполнять письменные вычисления изученных видов; работать в парах.
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Математика» 4 класс, автор М.И. Моро, рабочие тетради, маршрутный лист, карточки с заданиями, презентация к уроку, выполненная в MicrosoftOffice 2010.
Методическая литература: Волкова С.И.,Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС» 2018г; "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Что ж начнем мы наш урок.
Посмотрите друг на друга.
Все ль на парте есть у нас?
И пенал, тетрадь и книга?
Рада видеть всех я вас.
Наш урок я хочу начать словами Леонида Владимировича Шебаршина: «Движение — жизнь; движение к цели — разумная жизнь, движение в неведомое — творчество» и хочу вам сегодня пожелать двигаться вперед к цели и разумно преодолевать все преграды.
II. Актуализация знаний:
1.Интеллектуальная разминка.
Сегодня нас ожидает интересный математический полет, а, как и в любом полете у нас должны быть с вами маршрут. Перед вами на столе лежит файл. Переверните его. Что вы видите? (маршрутный лист). Сколько остановок нас сегодня ожидает? (7) Как называется у нас первая остановка? (Движение в природе)
Положите перед собой маршрутный лист и возьмите карточку №1. Я прочитаю вам интересные факты о животных, ваша задача записать в строчку только цифры, которые вы услышите.
Интеллектуальная разминка «Знаете ли вы?»
Сайгаки населяют полупустыни и сухиестепи Евразии. По гладкой равнине этистремительны Антилопымогутмчаться соскоростью 80км/ч.
Самаякрупная птица – африканский страус. В случаеопасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
Самое быстрое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на короткихдистанциях гепард мчится с скоростью 110 км/ч.
Пчела летит со скоростью 18 км/ч.
В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100 км/ч.
Земляная кукушка населяет сухие равнины. Живет на земле и летать не любит. Зато бегаетбыстрее всех других летающих птиц, развивая скорость до 25 км/ч.
А теперь расположите в порядке возрастания скорости. Какой порядок у вас получился? (18, 25, 70, 80, 100, 110) Теперь с помощью шифра расшифруйте слово (шифр на интерактивной доске).
25 | 18 | 100 | 70 | 110 | 80 |
А | З | Ч | Д | А | А |
-Какое слово получилось? (задача)
III. Постановка учебной задачи.
Давайте вспоминать какие задачи мы с вами начали решали на прошлом уроке? (начали решать задачи на движение)Вспомните, мы с вами записывали в таблицу три величины: скорость, время и расстояние. Что называется, расстоянием? (весь пройденный путь) Скоростью? (путь, пройденный за единицу времени)Что мы продолжим делать сегодня на уроке?(продолжим решать задачи на движение)
IV.Самоопределение к деятельности.
Отлично, ребята. Летим дальше? Заглянем в маршрутный лист. Какая у нас следующая остановка? (Вспомни и реши). Что ж достаем карточку №2. Как мы с вами говорили для полета нам необходимы три величины: скорость, время и расстояние. А если какая-то величина нам не известна? Что же мы будем делать? Как будем искать нужное нам значение? Давайте вспоминать.
| скорость | время | расстояние |
1 | 20км/ч | 5ч | ? |
2 | ? | 4мин | 84м |
3 | 8м/с | ? | 88м |
Вспоминайте нашу табличку, которую мы рисовали на предыдущем уроке. Как найти расстояние? (скорость умножить на время)
В каких единицах может быть выражено расстояние? (в километрах, метрах)
Как найти скорость если известны расстояние и время? (расстояние разделить на время)
В каких единицах может выражена скорость? (км\ч, м\с)
Как найти время, если известны скорость и расстояние? (расстояние разделить на скорость)
В каких единицах может быть выражено время? (час, минута, секунда)
Сформулируйте задачи урока? (продолжать учиться решать задачи с величинами скорость, время, расстояние).
Повернитесь теперь к соседу по парте и вместе найдите неизвестную величину. К сожалению, нам пора улетать и у вас на решение этих задач всего лишь 3 минуты и я уверена, что вместе вы справитесь. Время пошло.
V. Работа по теме урока.
С этой станцией разобрались. Летим дальше. Какая станция ждет нас теперь? (Пролетая над полотном тетради)
Открывайте тетради, отступите от домашней работы 4 клетки, запишите число на полях и посередине вид работы.
Работа по учебнику.
С8 №29
Прочитайте задачу 1. А пока нам читает … у доски краткую запись будет записывать… ?Что известно? Что нужно узнать? правильно ли … записал то, что нам известноКак найти расстояние?
Как узнать скорость движения в минутах?
Запишите решение задачи. А теперь … (кто читал) у доски, а мы вместе с ним в тетрадках решим эту задачу.
Прочитайте задачу 2. Что значит «1км за 1 минуту»?
Какова скорость движения в минуту?
Как узнать время, если известно расстояние и скорость?
Запишите решение задачи.
Прочитайте задание 3 и рассмотрите чертеж.
Сколько объектов движется?
Какова скорость первого объекта? Второго?
Что обозначает флажок? (место встречи)
Какую единицу времени выберем? Почему?
Часов проехал до места встречи каждый объект?
Как узнать, какое расстояние преодолел каждый из них?
Какой вопрос поставим к задаче?
VI. Физкультминутка.
Мы с вами молодцы, наш полет проходит нормально. Двигаемся дальше к станции «Спортивная». Давайте немного разомнемся. Вставайте и слушайте меня внимательно.
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
VII. Закрепление изученного материала.
Отлично ребята, и ракетой побыли, и самолетом. Летим дальше! Мы прилетели с вами на станцию «Потеряшек». Посмотрите на доску, к сожалению, на этой станции всегда кто-то теряется. Давайте поможем условию задачи найти свой вопрос так, чтобы задачи решались легко в одно действие.
За 30 минут Наташа прошла 2 км. | | Через 60 минут Наташа пришла домой. Сколько км шла Наташа? |
| | |
Скорость Наташи 80 м/мин | | На каком расстоянии Наташа будет через 5 минут? |
| | |
Расстояние в 800м Наташа пройдет за 10 минут. | | Сколько км Наташа пройдет за 10 минут? |
Молодцы, ребята. Станция «Потеряшек» пройдена. Возвращаемся к станции «Пролетаем над полотном тетради».
Работа по учебнику.
С8 №32.
Кто хочет прочитать задачу? Посмотрите на поля, такой же маршрут как у нас с вами. А кто хочет решить ее? А пока … решает ее у доски, остальные попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверимся с решением … . Обратите внимание на числа. Так как они большие, то мы решаем в столбик. Не забудьте записать ответ.
VIII. Рефлексия
Ой, смотрите. Мы с вами прилетели. Последняя станция «Закрепляющая». На ней вы будете работать самостоятельно. Берите карточки №3 и приступаете к решению, а я вам хочу предложить побить свой рекорд. В начале урока мы решали с вами такие задачи в парах за 3 минуты, а теперь попробуйте решить самостоятельно за 2 минуты. Вперед! Кто быстрее решит просигнальте мне я проверю.
Скорость | время | расстояние | Решение задачи |
12км/ч | ? | 48км | |
? | 5мин | 15м | |
6км/ч | 3ч | ? | |
ХI. Итог урока:
Что ж, ребята, наш полет подошел к концу.
какой навык мы с вами закрепляли сегодня?
Как найти расстояние, если известны скорость и время?
Как найти время, если известны расстояние и скорость?
Как найти скорость, если известны расстояние и время?
Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – успешно справился с заданиями на уроке, трудностей не было. Желтая карточка – на протяжении уроку у меня возникали трудности. Красная карточка – я не справился с заданиями на уроке.
Молодцы ребята, спасибо вам за урок. Оценки у нас сегодня получают: … .
Домашнее задание
Учебник c8 №33, рабочая тетрадь с3 №2 и 3.