СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе. Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Цели урока: 1.  Повторение, закрепление, проверка навыков выполнения сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме;

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе. Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.»

Урок математики в 5 классе.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Цели урока: 1.  Повторение, закрепление, проверка навыков выполнения сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме;

2.Создать условия для развития логического мышления, поисково-познавательной активности учащихся, смекалки, настойчивости;
3.Создать условия для воспитания трудолюбия, чувства ответственности за свои знания, за успехи своего коллектива, интереса к математики, е истории, чтению дополнительной литературы.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Деление класса на группы ( по цвету).

Правила работы в группе

1. Выберите лидера группы.

Так как состав группы неоднороден, ей необходим лидер. Лидер сможет распределить задания, помочь групповой работе сосредоточиться на главном и довести ее до конца. Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

Общение в группе предполагает взаимное умение слушать друг друга и обсуждать возникающие проблемы. Чтобы быть уверенным в мыслях, которыми ты хочешь поделиться с членами группы, обдумай то, что ты хотел бы сказать. Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чем они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

Обычно в группу входят люди, имеющие разные взгляды на способы достижения целей. Как достигнуть единства и согласия всех членов группы в процессе работы? Для достижения согласия необходим компромисс. Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Это будет урок – путешествие в историю математики, связанную с женским именем. Их научная деятельность, как правило, не находила понимания и поддержки. Об этом говорят короткие рядки их биографии. Именно о женщинах – математиках мы и поговорим сегодня.

Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». Мы продолжим совершенствовать навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, что очень важно для дальнейшего изучения математики.


А эпиграфом к нашему уроку урока буду такие слова:


« Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь » Л Н. Толстой

3.Начинаем наше путешествие в историю математики.

1 страница:



Ответ: Пифагор

П еред вами имя выдающегося математика Древней Греции Пифагора, о котором мы больше узнаем на уроках геометрии в 8 классе.

Ответ: Теано.

Теано (Феано) (VI век до н.э.)

Теано была ученицей и внимательным слушателем Пифагора. Это имя первой Женщины – математика, которое встречается в воспоминаниях о Пифагоре.







2 страница

Выполни задания и ты узнаешь имя женщины математика.

Ответ: Гипатия.


Гипатия (370-415)

Г ипатия из Александрии (370-415)-философ, математик и астроном. Дочь александрийского математика Теона. Занималась вычислением астрономических таблиц. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения широт и долгот в астрономии, планисферу - изображение небесной сферы на плоскости, на котором можно вычислять заход и восход небесных светил. Гипатия принимала участие в общественных делах города и пользовалась большой популярностью. Она стала жертвой фанатизма христиан: по нарушению архиепископа Кирилла во время уличных беспорядков была зверски истерзана толпой.



***

Когда говорят о ней,

думают о ее смерти

жалеют и плачут.

Но она была сильный боец

хоть в годах

и довольно властной.

Женщина-Архимед,

чей ум был и четок и ясен.




3 страница


Своя игра.

ДЕЙСТВИЯ С ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ

100

200

300

400

500

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ДРОБИ

100

200

300

400

500


Ответ: Гортензия

Лепот Николь Гортензия (1723-1788)





Имя француженки Гортензии Лепот (Hortense Lepaute), рожденной 5 января 1723 года ,стало известно в связи с проведенными Клеро (A. Clairaut) и Лаландом (J. Lalande) расчетами времени возвращения ожидавшейся кометы Галлея. Сложность этой работы заключалась в том, что необходимо было вычислить траекторию кометы. Позднее, вспоминая вклад мадам Лепот в данную работу, Лаланд писал, что в течение шести месяцев она проводила свои вычисления с утра до ночи, часто даже не прерываясь на обед. Лаланд признавался, что без помощи госпожи Лепот он никогда не смог бы закончить эту огромную работу. Ведь нужно было вычислить расстояние кометы от Юпитера и Сатурна на протяжении 150 лет. Именно мадам Лепот была первой «женщиной-компьютером»; Лепот вычислила орбиту кометы 1762 года, а также провела расчеты и составила детальную карту наблюдавшегося в Париже в 1764 году кольцеобразного солнечного затмения.. Научные достижения сделали госпожу Лепот настолько известной, что привезенный в те годы из Японии редкий цветок – «японская роза» – был назван в ее честь «потией»; позже его переименовали в «гортензию». Мадам Лепот помогала Лаланду во многих математических вычислениях; в конце-концов от напряженной работы она почти ослепла.


Ответ: Мария Аньези Гаетана


Мария Аньези Гаетана (1718-1799)




Мария Гаетана Агнеси родилась 16 мая 1718 года в богатой и грамотной семье. Она была самой старшей и, кроме нее, было еще 20 детей. Ее отец был профессором математики и дал ей глубокое образование.

Мария была признана чудо - ребенком очень рано. Она говорила на французском и итальянском языках в пять лет, а к 13 годам знала греческий, иврит, испанский, немецкий, латинский языки и несколько современных языков. В подростковом возрасте Мария освоила математику.

В 1738 она опубликовала сборник эссе о сложных вопросах естествознания и философии.

В 1750 году в связи с болезнью ее отец, она была назначена папой Бенедиктом XIV профессором математики и естественной философии в Болонье. Она была второй женщиной, назначенной профессором университета.

4 страница

Решив уравнение, находим имя следующей женщины – математика.


Софья Ковалевская (1850-1891)





Софья Васильевна Ковалевская родилась 3 января 1850 года в Москве в семье Корвин-Круковских.

Первоначальным систематическим обучением математике Соня обязана Иосифу Игнатьевичу Малевичу, домашнему педагогу по образованию.


В 14 лет Соня самостоятельно начинает изучать физику.. За свои научные труды (уточнение к теореме Коши, впоследствии вошедшей в основной курс математического анализа под названием теоремы Коши-Ковалевской, и вопрос о кольцах Сатурна) Ковалевская с высшей похвалой получила степень доктора. Но Софья Васильевна никогда не останавливалась на достигнутом, она продолжает упорный научный труд, читает лекции в Лондоне, Париже, Цюрихе, преподает в Стокгольмском университете. За исследования вращения твердых тел от Парижской академии наук ей была присуждена почетная премия Бордена, затем премия Шведской академии.


На протяжении всей своей жизни Софья Ковалевская отстаивала свое святое право – быть ученым, профессором, исследователем наравне с мужчинами. И ей это удалось. Если перечислить все достижения Ковалевской, все ее успехи, дела и награды, вспомнить почести, оказанные ей научным миром, трудно поверить, что эта женщина прожила на Земле всего сорок один год. Она умерла 10 февраля 1891 года. Говорят, что последние слова Софьи Ковалевской были: «Слишком много счастья».

4. Составление кластера:


5.Итоги урока. Домашнее задание.

Рефлексия деятельности на уроке

На листочках рисуют свою руку. Пишут:

 «М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал?

- Какие знания приобрёл?

       «Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

       «С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение, расположение духа?

- Что было связано с положительными эмоциями?

       «У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим?

- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?

       «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?



Сегодня мы вспомнили лишь некоторых женщин – математиков, которые двигали математику как науку вперед.
Я надеюсь, что кто – то из вас увлечется математикой так же, как ею увлеклись эти женщины, и математика станет для вас делом жизни.


Да! Математику нам нужно знать!

Ведь без неё мы кто! Природы дети!

А с ней творцы, создатели чудес!

Она в познании, будто солнце светит,

А без неё познание – тяжкий крест!

Так пусть мир чисел, формул, теорем,

Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,

Нам другом будет, без исключения всем!

Чтоб всё в природе стало ясным и понятным!


Спасибо за урок!

Оценочный лист

Лидер группы_______________________________________

Ф .И. ученика

Разминка

Расшифруй слово

Своя игра

Решите уравнение

Кластер

Всего

баллов

Оценка



















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!