1. Организационный этап (1 мин) | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, представляется. -Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. -Прошу садиться. (Слайд №1) Эпиграфом нашего урока станут слова математика и педагога, доктора физико-математических наук Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». - Проверим ребята. Предлагаю вам разгадать ребус. Получится ключевое слово нашего урока. | Обучающиеся проверяют готовность к уроку, слушают учителя. |
2. Актуализация знаний (4 мин) | 1) Разгадайте ребус: (слайд №2) УГОЛ (слайд №3) - С этой фигурой вы уже знакомы. Давайте вспомним ребята, что вы уже знаете об углах: Какую фигуру называют углом? Какие два угла называют равными? Как называется луч, который делит угол на два равных угла? Чтобы получить еще ключевое слово нашего урока нужно решить тест. 2) А теперь ответим на вопросы теста, выбирая букву правильного ответа. Затем обмениваемся с соседом и ставим оценку. 1. (слайд №4)Стороны угла – это: О) отрезки; У) лучи; Б) прямые 2. (слайд №5)На рисунке изображен угол В) EFD; Р) Е; К) FDE; 3. (слайд №6)Сколько углов изображено на рисунке А) 6 углов; Ч) 3 угла; Е) 5углов. 4. (слайд №7)Как называется общее начало сторон угла Л) верхушка; Я) общая точка; С) вершина. 5. (слайд №8)Какой из углов изображенных на рисунке наибольший З) угол А; Н) угол С; Д) угол О 6. (слайд №9)Какой из углов изображенных на рисунке наименьший Г) угол А; Т) угол С; П) угол О. - первое – угол, второе - градус | 1)Обучающиеся устно выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы: -Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом. Эти лучи называют сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла. - Два угла называют равными, если они совпадают при наложении. - Луч, который делит угол на два равных угла, называется биссектрисой. 2) Выполняют задание. Выходят к доске и перемещают буквы верного ответа в желтый прямоугольник. Получают слово ГРАДУС. |
3. Постановка целей и задач урока (4 мин) | 1)(слайд №10)- Посмотрите внимательно на доску (на доске 2 прямых угла (2, 5), 3 тупых угла (4,7,10), 3 острых угла (3,8,9) и 2 развернутых угла (1,6), которые пронумерованы). Что на ней изображено? -Скажите, а можно ли эти углы разделить на группы? На какие? Сколько групп у нас получилось? - Хорошо. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А цель урока? 2)- (слайд №11) Откройте тетради. Запишем число, Классная работа. Тема нашего урока: Виды углов. | 1) Отвечают на вопросы учителя: -на доске изображены углы. Разбивают углы на 4 группы, располагая их по группам на доске. (Группа-развернутые углы, группа-прямые углы, группа-острые углы, группа-тупые углы). Выдвигают версии темы урока (виды углов) и цели урока (научиться определять виды углов). 2)Записывают в тетради дату и тему урока. |
4. Первичное усвоение новых знаний (11 мин) | -В царстве математики город есть Углов. Улицы прямые там, множество домов. В тех домах, конечно же, все углы живут, Видом отличаются, разно их зовут. - Давайте ребята с ними и познакомимся. 1) Ввожу понятие развернутого угла. (слайд №12) - Рассмотрите рисунок на доске. (изображен развернутый угол, обозначенный тремя буквами АОВ). - Назовите вершину данного угла? -А теперь назовите стороны угла? - Почему углы такого вида вы выделили в отдельную группу? Какая особенность у этого угла? -Верно. А знаете, как называется такой угол? (слайд №13) Такой угол, стороны которого образуют прямую, называют развернутым. 2 ) Ввожу понятие градус (слайд №14) - Углы, как и отрезки, можно измерять. Если взять развернутый угол АОВ и разделить его на 180 равных углов, то величина каждого из этих углов называется ГРАДУСОМ (от лат. gradus — деление шкалы, шаг, ступень) и записывают . - А сегодня мы уже сталкивались с этим термином, когда отвечали на вопросы теста. Угол в считают единичным углом. - Скажите сколько таких углов помещается в развернутый угол? - Тогда величина или, как еще принято говорить градусная мера развернутого угла равна . Можно сказать так: развернутый угол равен . Пишут: - Отступите в своих тетрадях от темы урока вниз 6 клеток и изобразите развернутый угол АОВ. - Напишите под углом – развернутый угол. 3) Ввожу понятие прямого угла. (слайд №15) - А теперь разделите развернутый угол АОВ лучом ОМ на два равных угла (выполняем на доске интерактивной). Как правильно это сделать? Кто выйдет к доске и покажет? Выходи_____. - Как называется луч ОМ? - Какова величина каждого из этих углов? - А вы знаете как они называются? - Ребята, оказывается (слайд №16) Угол, градусная мера которого равна 90°, называется прямым. - Запишите в тетради , – прямые углы 4) Ввожу понятие острого угла (Слайд №17) - Рассмотрите углы на доске (изображены два угла: прямой МОВ и острый АОD). - Какой угол вам уже знаком? -Сравните угол АОD с прямым углом МОВ. Сравните величину угла АОD с величиной угла МОВ? -А кто знает как называется такой угол? (Слайд №18) Действительно, Угол, градусная мера которого меньше 90°, называется острым. - Изобразите в тетради, запишите ниже угла: – острый угол 5) Ввожу понятие тупого угла (слайд №19) - Рассмотрите углы на доске (изображены три угла: прямой МОВ, развернутый САК, тупой TOL). - Какие из этих углов вам знакомы? - Сравните угол ТОL с прямым углом МОВ? - Теперь сравните угол ТОL с развернутым углом САК? -А кто знает как называется такой угол? (слайд №20) Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°, называется тупым. - Изобразите в тетради, запишите ниже угла: , – тупой угол | 1) Рассматривают рисунок и отвечают на вопросы: - вершина О; - стороны угла ОА и ОВ; - стороны этого угла образуют прямую (или одна сторона является продолжением другой стороны) 2)Обучающиеся знакомятся с: - 180 единичных углов 3) Выполняют задание в тетради: изображают развернутый угол и делят его на два равных угла. Обучающиеся отвечают на вопросы:-- луч ОМ называется биссектриса; - 90 градусов. - мы получили два прямых угла. 4) Рассматривают углы и отвечают на вопросы: - угол МОВ прямой; его градусная мера равна 90°; - угол АОD меньше прямого угла МОВ. Градусная мера угла АОD будет меньше 90°. 5) Рассматривают углы и отвечают на вопросы: - угол МОВ прямой, угол САК – развернутый. Угол КОС равен 90°, угол САК равен 180°; - угол ТОL больше прямого угла КОС; - угол ТОL меньше развернутого угла САК; - угол ТОL больше прямого угла, но меньше развернутого; - градусная мера угла МОВ больше 90°, но меньше 180°. |
6. Первичное закрепление (4 мин) | 1)-Назовите автора учебника математики 5 класса? Если сразу назвали – Молодцы ребята. Я очень рада, что вы знаете авторов своего учебника. Если затруднялись с ответом -Посмотрите на свой учебник, здесь напечатаны фамилии авторов Мерзляк А.Г., Полоцкий В.Б., Якир М.С. Я считаю, что каждый обучающийся 5 класса должен знать авторов своих учебников. (слайд №22) 2) –Ребята откройте пожалуйста учебник на стр. 81 и выполните № 298 самостоятельно. Вам необходимо выписать отдельно прямые углы, отдельно острые, тупые и развернутые. (слайд №22) - Сравните свое решение с ответами на доске и исправьте ошибки, если вы их допустили. (слайд №24) 3)Выполняют практическую работу (приложение 1). На карточках (слайд №25) У каждого из вас на парте лежат карточки с практической работой. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов. - Поменяйтесь теперь карточками с соседом по парте и выполните взаимопроверку. Верните карточки обратно и сверьте ответы с доской. (слайд №26) | 1)- Мерзляк А.Г., Полоцкий В.Б., Якир М.С. 2) Выполняют № 298 в тетради. Прямой: угол D. Острые углы: В, Е, М. Тупые углы: А, R, Q. Развернутый: угол S. Затем сверяют ответы с интерактивной доской. 3) Выполняют практическую работу. Затем сверяют ответы с интерактивной доской. |
7. Подведение итогов урока (3 мин) | Чтобы знания были впрок, Следует повторить урок. (слайд №27) (на доске слайд с углами, разбитыми на 4 группы). - В начале урока мы разделили углы на четыре группы. Теперь мы можем дать название каждой группе? (слайд №28) Учитель: - Давайте вспомним еще раз цель нашего урока. Достигли ли мы этой цели? | Отвечают на вопросы: - ДА. Углы 3,8,9- острые; 2,5- прямые; 4,7,10-тупые; 1,6-развернутые. Заполняют буклет. -цель нашего урока: научиться определять виды углов.- ДА. |
8. Информация о домашнем задании (1 мин) 9. Рефлексия (1 мин) | 1) Чтобы закрепить ваши знания, Даю домашнее задание. (слайд №29) 1) Выставление оценок с комментарием. Сегодня я бы поставила оценку 5: (имена), так как они были очень активными, верно отвечали на вопросы (2-3 человека); оценку 4: (имена), за активность и старание. 2) оцените свои знания по 5ти бальной шкале и поставьте оценку на полях | 1)Обучающиеся получают домашнее задание. 1)Получают оценки 2)Выходят из класса, прикрепляя смайлы к мишени. |