СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе Тема урока: «Виды углов»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе Тема урока: «Виды углов»»

Дата: 23.11.2020

Урок математики в 5 классе

Тема урока: «Виды углов» Тип урока: Урок открытия нового материала.

Цели урока:

Предметные: познакомить обучающихся с понятием развернутого угла, единицей измерения угла, распознавать развернутые, острые, тупые и прямые углы. Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.

Планируемые результаты: обучающийся научится распознавать развернутые, острые, тупые и прямые углы.

Основные понятия: развернутый угол, единичный угол, градус, острый угол, тупой угол, прямой угол.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные технологии: групповая технология, тестовая технология, технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.






Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

(1 мин)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, представляется.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

-Прошу садиться.

(Слайд №1) Эпиграфом нашего урока станут слова математика и педагога, доктора физико-математических наук Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».

- Проверим ребята. Предлагаю вам разгадать ребус. Получится ключевое слово нашего урока.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, слушают учителя.



2. Актуализация знаний

(4 мин)

1) Разгадайте ребус: (слайд №2)

УГОЛ (слайд №3)

- С этой фигурой вы уже знакомы. Давайте вспомним ребята, что вы уже знаете об углах:

  • Какую фигуру называют углом?

  • Какие два угла называют равными?

  • Как называется луч, который делит угол на два равных угла?

Чтобы получить еще ключевое слово нашего урока нужно решить тест.

2) А теперь ответим на вопросы теста, выбирая букву правильного ответа. Затем обмениваемся с соседом и ставим оценку.

1. (слайд №4)Стороны угла – это:

О) отрезки;

У) лучи;

Б) прямые

2. (слайд №5)На рисунке изображен угол

В) EFD;

Р) Е;

К) FDE;

3. (слайд №6)Сколько углов изображено на рисунке

А) 6 углов;

Ч) 3 угла;

Е) 5углов.

4. (слайд №7)Как называется общее начало сторон угла

Л) верхушка;

Я) общая точка;

С) вершина.

5. (слайд №8)Какой из углов изображенных на рисунке наибольший

З) угол А;

Н) угол С;

Д) угол О

6. (слайд №9)Какой из углов изображенных на рисунке наименьший

Г) угол А;

Т) угол С;

П) угол О.

- первое – угол, второе - градус

1)Обучающиеся устно выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы:

-Фигуру, образованную двумя лучами, имеющими общее начало, называют углом.

Эти лучи называют сторонами угла, а их общее начало – вершиной угла.

- Два угла называют равными, если они совпадают при наложении.

- Луч, который делит угол на два равных угла, называется биссектрисой.

2) Выполняют задание. Выходят к доске и перемещают буквы верного ответа в желтый прямоугольник. Получают слово ГРАДУС.

3. Постановка целей и задач урока

(4 мин)

1)(слайд №10)- Посмотрите внимательно на доску (на доске 2 прямых угла (2, 5), 3 тупых угла (4,7,10), 3 острых угла (3,8,9) и 2 развернутых угла (1,6), которые пронумерованы). Что на ней изображено?






-Скажите, а можно ли эти углы разделить на группы? На какие? Сколько групп у нас получилось?

- Хорошо.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А цель урока?



2)- (слайд №11) Откройте тетради. Запишем число, Классная работа.

Тема нашего урока: Виды углов.

1) Отвечают на вопросы учителя:

-на доске изображены углы.

Разбивают углы на 4 группы, располагая их по группам на доске. (Группа-развернутые углы, группа-прямые углы, группа-острые углы, группа-тупые углы).

Выдвигают версии темы урока (виды углов) и цели урока (научиться определять виды углов).


2)Записывают в тетради дату и тему урока.

4. Первичное усвоение новых знаний

(11 мин)

-В царстве математики город есть Углов.

Улицы прямые там, множество домов.

В тех домах, конечно же, все углы живут,

Видом отличаются, разно их зовут.

- Давайте ребята с ними и познакомимся.



1) Ввожу понятие развернутого угла. (слайд №12)

- Рассмотрите рисунок на доске. (изображен развернутый угол, обозначенный тремя буквами АОВ).

- Назовите вершину данного угла?

-А теперь назовите стороны угла?

- Почему углы такого вида вы выделили в отдельную группу? Какая особенность у этого угла?

-Верно. А знаете, как называется такой угол? (слайд №13) Такой угол, стороны которого образуют прямую, называют развернутым.


2 ) Ввожу понятие градус (слайд №14)

- Углы, как и отрезки, можно измерять. Если взять развернутый угол АОВ и разделить его на 180 равных углов, то величина каждого из этих углов называется ГРАДУСОМ (от лат. gradus — деление шкалы, шаг, ступень) и записывают .

- А сегодня мы уже сталкивались с этим термином, когда отвечали на вопросы теста. Угол в считают единичным углом.

- Скажите сколько таких углов помещается в развернутый угол?

- Тогда величина или, как еще принято говорить градусная мера развернутого угла равна . Можно сказать так: развернутый угол равен . Пишут:

- Отступите в своих тетрадях от темы урока вниз 6 клеток и изобразите развернутый угол АОВ. - Напишите под углом – развернутый угол.


3) Ввожу понятие прямого угла. (слайд №15)

- А теперь разделите развернутый угол АОВ лучом ОМ на два равных угла (выполняем на доске интерактивной). Как правильно это сделать? Кто выйдет к доске и покажет? Выходи_____.

- Как называется луч ОМ?

- Какова величина каждого из этих углов?

- А вы знаете как они называются?

- Ребята, оказывается (слайд №16) Угол, градусная мера которого равна 90°, называется прямым.

- Запишите в тетради , – прямые углы


4) Ввожу понятие острого угла (Слайд №17)

- Рассмотрите углы на доске (изображены два угла: прямой МОВ и острый АОD).

- Какой угол вам уже знаком?

-Сравните угол АОD с прямым углом МОВ. Сравните величину угла АОD с величиной угла МОВ?

-А кто знает как называется такой угол? (Слайд №18) Действительно, Угол, градусная мера которого меньше 90°, называется острым.

- Изобразите в тетради, запишите ниже угла: – острый угол


5) Ввожу понятие тупого угла (слайд №19)

- Рассмотрите углы на доске (изображены три угла: прямой МОВ, развернутый САК, тупой TOL).

- Какие из этих углов вам знакомы?

- Сравните угол ТОL с прямым углом МОВ?

- Теперь сравните угол ТОL с развернутым углом САК?

-А кто знает как называется такой угол?

(слайд №20) Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°, называется тупым.

- Изобразите в тетради, запишите ниже угла: , – тупой угол







1) Рассматривают рисунок и отвечают на вопросы:

- вершина О;

- стороны угла ОА и ОВ;

- стороны этого угла образуют прямую (или одна сторона является продолжением другой стороны)


2)Обучающиеся знакомятся с:

  • развернутым углом;

  • единицей измерения углов.








- 180 единичных углов




3) Выполняют задание в тетради: изображают развернутый угол и делят его на два равных угла.

Обучающиеся отвечают на вопросы:-- луч ОМ называется биссектриса;

- 90 градусов.

- мы получили два прямых угла.

4) Рассматривают углы и отвечают на вопросы:

- угол МОВ прямой; его градусная мера равна 90°;

- угол АОD меньше прямого угла МОВ. Градусная мера угла АОD будет меньше 90°.

5) Рассматривают углы и отвечают на вопросы:

- угол МОВ прямой, угол САК – развернутый. Угол КОС равен 90°, угол САК равен 180°;

- угол ТОL больше прямого угла КОС;

- угол ТОL меньше развернутого угла САК;

- угол ТОL больше прямого угла, но меньше развернутого;

- градусная мера угла МОВ больше 90°, но меньше 180°.

5. Физминутка (1 мин)

Учитель: (слайд №21) Ребята отложите свои тетради. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладоши; если не верное, то поднимаете вверх руки:

  • Единица измерения углов: сантиметр? нет

  • Единица измерения углов: градус? да

  • Развернутый угол имеет градусную меру 100 градусов? нет

  • Развернутый угол имеет градусную меру 180 градусов? да

  • Острый угол больше прямого? нет

  • Тупой угол всегда больше прямого и меньше развернутого? да

Встаньте и покажите руками углы, которые я буду называть.

  • Тупой угол

  • Развернутый угол

  • Прямой угол.

  • Острый угол

Хорошо, прошу садиться.

Учитель: Ну что ж вы отдохнули немного, можно продолжать работу.

Обучающиеся повторяют действия за учителем.


6. Первичное закрепление

(4 мин)


1)-Назовите автора учебника математики 5 класса?

Если сразу назвали – Молодцы ребята. Я очень рада, что вы знаете авторов своего учебника.

Если затруднялись с ответом -Посмотрите на свой учебник, здесь напечатаны фамилии авторов Мерзляк А.Г., Полоцкий В.Б., Якир М.С. Я считаю, что каждый обучающийся 5 класса должен знать авторов своих учебников. (слайд №22)


2) –Ребята откройте пожалуйста учебник на стр. 81 и выполните № 298 самостоятельно. Вам необходимо выписать отдельно прямые углы, отдельно острые, тупые и развернутые. (слайд №22)

- Сравните свое решение с ответами на доске и исправьте ошибки, если вы их допустили. (слайд №24)


3)Выполняют практическую работу (приложение 1). На карточках (слайд №25) У каждого из вас на парте лежат карточки с практической работой. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.

- Поменяйтесь теперь карточками с соседом по парте и выполните взаимопроверку. Верните карточки обратно и сверьте ответы с доской. (слайд №26)

1)- Мерзляк А.Г., Полоцкий В.Б., Якир М.С.





2) Выполняют № 298 в тетради.

Прямой: угол D. Острые углы: В, Е, М. Тупые углы: А, R, Q. Развернутый: угол S. Затем сверяют ответы с интерактивной доской.

3) Выполняют практическую работу. Затем сверяют ответы с интерактивной доской.






7. Подведение итогов урока

(3 мин)

Чтобы знания были впрок,

Следует повторить урок. (слайд №27) (на доске слайд с углами, разбитыми на 4 группы).

- В начале урока мы разделили углы на четыре группы. Теперь мы можем дать название каждой группе? (слайд №28)




Учитель: - Давайте вспомним еще раз цель нашего урока. Достигли ли мы этой цели?

Отвечают на вопросы:

- ДА. Углы 3,8,9- острые; 2,5- прямые; 4,7,10-тупые; 1,6-развернутые.


Заполняют буклет.


-цель нашего урока: научиться определять виды углов.- ДА.


8. Информация о домашнем задании

(1 мин)










9. Рефлексия

(1 мин)

1) Чтобы закрепить ваши знания,

Даю домашнее задание. (слайд №29)













1) Выставление оценок с комментарием. Сегодня я бы поставила оценку 5: (имена), так как они были очень активными, верно отвечали на вопросы (2-3 человека); оценку 4: (имена), за активность и старание.

2) оцените свои знания по 5ти бальной шкале и поставьте оценку на полях

1)Обучающиеся получают домашнее задание.













1)Получают оценки



2)Выходят из класса, прикрепляя смайлы к мишени.





Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.






Острые углы: ___________________

Тупые углы: ___________________

Прямые углы: ___________________

Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.






Острые углы: ___________________

Тупые углы: ___________________

Прямые углы: ___________________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.






Острые углы: ___________________

Тупые углы: ___________________

Прямые углы: ___________________






Приложение 2

Сколько углов останется у стола, если один из них отпилить?



























Сколько прямых углов у дивана?





Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________


Практическая работа. Выпишите номера острых, тупых и прямых углов.


Острые углы: ______________

Тупые углы: ______________

Прямые углы: ______________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!