КЛАС: 6.
ТЕМА УРОКА В ТЕМЕ:
«Сложение чисел с помощью координатной прямой»
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2015.
ЦЕЛИ УРОКА: показать учащимся, как складывают числа с помощью координатной прямой; развивать логическое мышление учащихся.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: (формирование познавательных УУД) показать учащимся, как складывают числа с помощью координатной прямой; развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД)
формировать культуру общения при работе в классе; развивать умение слушать и вступать в диалог; воспитывать интерес к математике как к науке.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД) развитие познавательных интересов учащихся; умение обрабатывать информацию.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
ТИП УРОКА: Урок изучения нового.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
КРУ: Коррекция формирование устойчивой мотивации к обучению
НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: учебники по математике, карточки рефлексии (приложение 1).
Ход урока
Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, мобилизация внимании П р и в е т с т в и е, о з в у ч и в а н и е т е м ы и ц е л е й у р о к а.
Актуализация знаний учащихся.
Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
I. Устные упражнения.
-Здравствуйте, ребята, садитесь. -Улыбнулись, создали хорошее настроение, настроились на работу. А работать мы с вами будем сегодня под девизом: «Всегда вперёд, нас математика зовёт!" Вспомним условия успешной работы каждого ученика на уроке:
Быть внимательным, самостоятельным, сообразительным.
Не оставлять вопрос без ответа.
На выполнение каждого задания затратить минимум времени и максимум усердия.
Не подглядывать, не подслушивать, не «проникать в мысли соседа».
Захватить с собой «багаж знаний» и не стесняться отвечать.
Давайте покажем, какие мы молодцы!
(Слайд 1)
Выполните вычисления и заполните пропуски.
2.
-У вас на столе лежат числа.
- Положите на столе слева отрицательные числа, а справа положительные.
-Проверяем!
-Все ли числа распределили? Какое число у вас осталось? А почему ноль вы не куда не отнесли?
Блиц-опрос. Продолжите предложение:
Числа со знаком «+» называют …(положительные)….
Числа со знаком « - » называют …(отрицательными)….
Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называют …( координатой точки)….
Натуральные числа, противоположные им числа и нуль называют …(целыми числами)……
Модули противоположных чисел …( равны)…..
Число …(0)….. не является ни положительным, ни отрицательным числом.
Любое отрицательное число меньше……. любого положительного числа.
* Из двух отрицательных чисел больше то, (модуль которого больше)………..
- Покажите самое маленькое число.
- Покажите самое большое число.
II. Объяснение нового материала.
Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Задание №1. Игра «Молчанка». У вас на столах лежат листочки в клеточку. Подпишите эти листочки, укажите номер варианта.
Примеры на слайде. Молча записать ответы. ( девочки 1в. а мальчики 2в)
А теперь поменяйтесь листочками, проверьте и поставьте оценки. А теперь проверьте себя. Возьмите в руки ручку. Если выполнено задание верно ставим «плюс», если неверно – «минус». Поднимите руки, кто с заданием справился без ошибок?
- Отложите листочки, в конце урока я перенесу их в журнал.
-В каких примерах у вас возникли затруднения?(ответы детей)
- Ребята, а как плюсы и минусы можно назвать по- другому, в математике?
(ответы учеников)
- А можно ли над ними выполнять арифметические действия?
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Предлагаю решить вам анаграмму, которая и сообщит нам тему сегодняшнего урока.
(Слайд )
Ижослене елисч. (Сложение чисел)
- Да. Сегодня мы будем учиться складывать числа с разными знаками. И в этом нам поможет координатная прямая.
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Верно, тема урока «Сложение чисел с помощью координатной прямой».
- И так. Открываем тетради, запишем сегодняшнее число и тему нашего урока.
Рене Декарт - это французский математик, физик и философ. Его работы способствовали признанию отрицательных чисел. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637 г).
Что такое координатная прямая? (выслушать ответы учащихся).
-Ребята, а какой прибор в жизни нам напоминает координатную прямую?
Как его нужно расположить? С какой стороны от нуля на координатной прямой будет «минус и мороз», а с какой – «плюс и тепло»?
(Слайд )
- Посмотрим на следующий слайд. Каково показание термометра?(4)
-Какой станет температура термометра, если она изменится на -7? (-3)
- Она уменьшится или увеличится? На сколько единиц?
-Температура уменьшится и станет равна -3.
- Посмотрите на экран. Каково показание термометра?(-1)
-Какой станет температура термометра, если она изменится на - 4? (-5)
- Она уменьшится или увеличится? На сколько единиц?
-Температура уменьшится и станет равна -5. Получается -1+ (-4)= -5.
Т.о, температура стала равной сумме первоначального значения и изменения.
(Слайд )
(Слайд )
-Начертите в тетрадях координатную прямую.
-Найдем сумму чисел: 1 и 4, 1 и - 4
-На рисунке видно, что при перемещении точки с координатой 1 влево на 4 единицы, она переходит в точку с координатой 5, а при перемещении точки с координатой 1 влево на 4 единицы, она переходит в точку с координатой -3.
-Запишем результаты сложения.
1 + 4 = 5
1 + (-4) = -3
- Как называются компоненты при сложении?
-Что произошло с числом 1 когда к нему прибавили положительное число 4? Увеличилось оно или уменьшилось? (увеличилось).
-Когда прибавили к нему отрицательное число -4? (уменьшилось).
Сделайте соответствующий вывод.
Вывод: Любое число от прибавления к нему положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного уменьшается.
(Слайд )
(-5) + 3 =
(-1) + (-4)
(-4) + 7 =
Найдите значения выражений, предложенных на следующем слайде.
-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.
5 + (-5) =
Вывод: Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
а+(-а)=0 Запишите в тетрадь.
(-2) + 0 =
-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.
(-2) + 0 =
Вывод: при прибавлении нуля число не изменяется.
а+0=а Запишите в тетрадь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 МИН) НА СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ МЫШЦ КИСТИ РУК.
III. Закрепление.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные УУД: определение цели, способов взаимодействия.
(-5) + 3 =
(-1) + (-4)
(-4) + 7 =
Найдите значения выражений, предложенных на следующем слайде.
-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.
5 + (-5) =
Вывод: Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
а+(-а)=0 Запишите в тетрадь.
(-2) + 0 =
-Проанализируйте результаты вычислений, сделайте вывод и запишите его в буквенном выражении.
Вывод: при прибавлении нуля число не изменяется.
а+0=а Запишите в тетрадь.
-Молодцы! Можно находить значения таких выражений, не используя координатную прямую?
-81+0=-81
-110+110=0
64+(-64)=0
0+(-76)=-76
Молодцы!
(Слайд )
Работа с учебником.
а, б, в, - у доски: г, д, е)- самостоятельно - по рядам (Взаимопроверка)
(Слайд )
Физкультминутка
А теперь физкультминутка. Совместим приятное с полезным.
Когда я буду называть положительные числа – хлопаем в ладоши; отрицательные числа – топаем ножками.
23; -34; -3,5; 13; долг; выигрыш; -125; проигрыш; 356; отдал; взял; -0,8; зарплата; налоги.
Молодцы.
Быстро встали, улыбнулись, Вправо, влево повернитесь,
Выше - выше потянулись, Рук коленями коснитесь.
Ну-ка, плечи распрямите, Сели, встали, сели, встали
Поднимите, опустите. И на месте побежали.
Размялись немного, садитесь. Продолжаем дальше работать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 МИН) НА СНЯТИЕ УСТАЛОСТИ МЫШЦ
тазобедренного сустава.
III. .Итог урока.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации.
1. Задание «Определить координаты»
- Определите координаты животных и запишите в тетрадь.
(Самопроверка, ответы на слайде).
Задание 2. Работа по вариантам и в паре.
Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Из оставшихся букв прочитайте название самой высокой птицы, которая обитает в России.
13) 0 + 2 14) 0 + 2;
— Сравните примеры 1 и 2 столбиков. Что общего? Чем отличаются? Сделайте вывод. (Переместительное свойство сложения действительно и для отрицательных чисел.)
Решение:
13) 0 + 2 = 2 14) 2 + 0 = 2
-2 | 8 | -5 | 13 | 0 | 4 | 7 |
О | Ж | Г | У | Е | П | Р |
-32 | 4 | 10 | -3 | -15 | -8 | -20 |
А | С | В | Х | Л | М | Ь |
— Сравните примеры 1 и 2 столбиков. Что общего? Чем отличаются? Сделайте вывод. (Переместительное свойство сложения действительно и для отрицательных чисел.)
Высота этой птицы = ____87_______с м.
-Молодцы, хорошо поработали! Всё что мы хотели выполнить, мы сделали.
VI. Домашнее задание:
Индивидуальные задания
П. 31
№ 1023;
№ 1028;
№ 1039
О ц е н к а с о б с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и.
Приложение 1:
Этап урока | Оценка |
Организационный момент | |
Устный счет | |
Изучение нового материала | |
Решение заданий | |
Рефлексия.
Подведем итоги урока. Поставьте себе итоговую оценку за урок. -Оценки «4»и «5» за сам. работу поставьте себе в дневник. Спасибо вам, ребята, за сотрудничество! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен и заканчиваю его такими словами: «Мало иметь хороший ум ,главное –хорошо его применять».
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить наш сегодняшний урок.
Посовещавшись в парах, оцените «наш путь», отметив магнитом на координатной прямой точку со знаком «+» или « - ».
(Обучающийся от каждой пары крепит магнит на координатной прямой).