Тема урока: « Задачи на движение».
Цели урока: Образовательные: изучение и первичное закрепление знаний по теме: «Задачи на движение», научиться решать текстовые задачи арифметическим способом, используя зависимость между скоростью, временем, расстоянием.
Развивающие: анализировать и осмысливать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, переформулировать условие, строить логическую цепочку рассуждений.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся критичность оценивания полученного ответа, осуществление самоконтроля, на примерах задач обучать жизненные вопросы и проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: в результате совместной деятельности учителя и обучающихся на уроке обучающиеся научатся моделировать задачи на движение с помощью рисунков, схем, решать задачи, используя зависимость между скоростью, временем и расстоянием.
Метапредметные: понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные: ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, задачник.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Ход урока.
Организационный этап. ( Слайд №1).
Актуализация знаний.
Как известно, в математике без счёта-никуда, вот и начнём мы наш урок с устной разминки.
Счёт цепочкой ((( 28:4+3)∙7-20)∙5+100):5-25=45
Найти частное 28 и 4.
Полученное число увеличить на 3.
Найти произведение полученного результата и 7.
Найти разность полученного числа и 20.
Увеличить результат в 5 раз.
Найти сумму полученного числа и 100.
Уменьшить результат в 5 раз.
Уменьшить полученное число на 25.
3.Мотивация учебной деятельности (Слайд №2).
1.А ну-ка, угадай! (Загадка)
Есть и водный и воздушный, тот что движется по суше, грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! (Транспорт).
2.Устная задача.(Слайд 3)
Гусеница, проползая в минуту 20 см, проделала путь длиной 1м. Сколько минут ей потребовалось.
А как вы нашли?
Ребята, как вы считаете почему я взяла такие задачи?
Ребята, как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
Чем мы с вами будем заниматься на уроке?
Откройте тетради и запишите:
(число)
Классная работа.
Задачи на движение.
4.Изучение нового материала.
1. Откройте учебник на стр 60 и прочитайте 1 абзац.
Вопросы:
Какие величины характеризуют движение? (S, V, t)
Как найти путь? (S= V∙t)
Как найти скорость? (V= S:t)
Как найти время? (t= S:V).
Записать в тетради:
S – пройденный путь S= V∙t
V – скорость движения V= S: t
t – время движения t = S:V
2.Флешдемонстрация.(прослушать 1 пункт)
Ребята, как бы вы решили эту задачу?
Вопросы:
С каким новым понятием вы встретились? (Скорость удаления).
Как найти скорость удаления?
Схема в тетрадь.
удаление удаление
3.Флешдемонстрация.
Вопросы:
1)С каким новым понятием вы встретились? (Скорость сближения).
2)Как найти скорость сближения?
сближение
Скорость удаления = сумма скоростей
Скорость сближения
Задачи каких типов мы рассмотрели?
3.Первичное закрепление.
Учебник №195 (устно).
а) 4+6=10(км/ч) б) 10+12= 22(км/ч) в) 15+2= 17(км/ч) г) 40+70=110(км/ч)
сближение сближение удаление удаление
6.Физкультминутка. (Слайд4)
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали.
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо-влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
7. Закрепление.
Учебник №196 (письменно).
1 способ: 2 способ:
60∙3=180(км) путь 1 автом (60+80)∙3=420(км) расстояние
80∙3=240(км) путь 2 автом
180+240=420(км) расстояние
Ответ:
Какую оценку ты себе поставишь?
Какое решение рациональнее?
Вопросы:
Как вы считаете: нам нужно уметь решать задачи на движение?
А зачем?
А теперь давайте проверим как вы усвоили сегодняшний материал и можете решать задачи
8.Самостоятельная работа. (Слайд 5)
Определите тип задачи и найдите скорость сближения или удаления.
4
км/ч 6км/ч 4км/ч 6км/ч
30км 30км
2)Два мотоциклиста выехали одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 450 км. Скорость одного из них 80 км/ч, скорость другого 70 км/ч. На каком расстоянии будут они друг от друга через 2 ч, если они движутся:
друг от друга.навстречу друг другу.
9. Задача.
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго - 8 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч?
Наводящие вопросы:
Ребята. Составьте схему к данной задаче.
Сколько решений вы получили?
Подумайте хорошо. Все ли решения вы нашли?
К какому тип у вы отнесли бы эту задачу?
А указано ли в этой задаче направление?
Какие ещё типы движений можно рассмотреть?
Можно ли нашу задачу применить для решения других типов задач на движение?
Решение.
7км/ч 8км/ч 8км/ч 7км/ч 7км/ч 8км/ч 7км/ч 8км/ч
50км 50км50км50км (8-7)∙2+50=52 км 50-(8-7)∙2=48 км 50-(7+8)∙2=20 км 50+(7+8)∙2=80 км
10. Рефлексия.
Итак, ребята, тема урока у нас была: «Задачи на движение».
С какими понятиями мы познакомились?
Что важно услышать или увидеть в задаче на движение, чтобы правильно её решить? (Направление)
Ребята закончите, пожалуйста, предложение:
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…
С какими трудностями вы встретились?
Над чем ещё стоит поработать?
11. Информация о домашнем задании.
Учебник стр 60-61
№ 147(а, б), №148 (а, б), №149.
Найти объяснение терминов «сажень, верста».
Задание №1.
Упростите выражение и найдите его значение :
39а-31а , при а=11.
Задание №2.
Решите уравнение:
а) 10х - 7х=30;
б) 3а +2а – 125=1000.
Задание №3.
Первый марсоход за час прошёл в 3 раза больше метров , чем второй марсоход. Каков путь каждого марсохода , если за 1час вместе они прошли 160 метров ?
Задание №4.
Упростите выражение и найдите его значение :
13у+25+15у+41; при у=9.
Задание №5.
Решите уравнение :
5 р 20=1200.
Вариант 1.
Упростите выражение :
1)18m+22m=
2) с+14с=
3)4х+х=
4) 12у-7у=
5) 25а-13а=
6) 6х+5х+2х+7=
7) 7+6у+у+4=
8) 12х+12х-6х=
9) 13у-2у-у=
10) 3а-3а +8а=
Вариант 2.
25х+15х=
8а+а=
у+19у=
12х-3х=
21а-11а=
7р+8р+3р+9=
5+7х+х+11=
9к+9к-4к=
4у-3у+2у=
8а+а-9а=