Тема: Наименьшее двузначное число. Счетная единица «Десяток». Состав числа 10.
Цели: Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.
Составлять объект из двух частей.
Выделять части предмета.
Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.
Моделировать состав числа 10.
Ход урока:
I Организация класса
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
II Актуализация знаний
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа в тетрадях.
Запиши:
- число, следующее за 7;
- число, предыдущее 5;
- число, стоящее между 6 и 8;
- соседей числа 1;
- число, стоящее справа от 8;
- число, стоящее слева от 6;
- число, которое предшествует 4;
- число, которое следует за 5;
- число, которое меньше 2 на 1.
8, 4, 7, 0, 2, 9, 5, 3, 6,1.
Полученные числа запиши на второй строчке в порядке возрастания.
Карточки с цифрами(буквами):разложить цифры в порядке возрастания-(знание –сила) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10..
III Целеполагание
Прочитайте названные темы. Обсудите в парах. Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите на страницы 37, 38, 39.
И так, проверим.
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Чем мы будем заниматься на уроке? Ваши предположения.
IV Открытие нового знания
1)№81, стр. 37
Прочитайте задание.
Посчитай снежинки и запиши каждое число, которое ты называешь.
Будем выполнять этот номер устно.
Проверь, у тебя получился такой ряд чисел?
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
-Какое число лишнее?
-Как ты считаешь, как его называют? Почему?
Число 10 записывают двумя цифрами: 1 и 0, поэтому оно двузначное.
Любое двузначное число состоит из двух разрядов. Разряда десятков и разряда единиц. На первом месте справа записывают разряд единиц.
На втором месте справа разряд десятков.
Цифра 1 говорит о количестве десятков в разряде десятков. Цифра 0 о количестве единиц в разряде единиц.
2) №85, стр. 39
У вас заготовлены модели десятка и модели единиц.
Покажите модель десятка, скажите, сколько в нем отдельных единиц.
1 десяток состоит из 10 единиц.
V Состав числа 10
Работа по учебнику №82, стр. 37.
-Чем похожи рисунки?
- Чем отличаются?
Самостоятельная работа по вариантам. (2 человека у доски)
Проверка
4+6=10 3+7=10
6+4=10 7+3=10
10-4=6 10-3=10
10-6=4 10-7=3
- Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Одну? Две?
- Назовите компоненты при сложении?
- Когда не изменяется значение суммы?
- Что происходит, когда из значения суммы вычитают одно слагаемое?
- Расскажите эти же законы, основываясь на целое и части.
-Что вы можете сказать про действия сложение и вычитание?
-Они взаимосвязаны, они взаимообратны.
VI Задание на смекалку.
Работа в группах.
Найди правило, по которому заполнены «окошки» на каждом рисунке. Догадайся, как связаны числа и рисунки.
Заполни пустые «окошки».
6 | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/26/s_58b28c01a1f4f/573082_1.png) | | 10 |
2 | | | 10 |
5 | | | 10 |
4 | | | 10 |
3 | | | 10 |
VI.Закрепление
Создание условий для исследовательской деятельности Задачи в стихах
У меня в руках покупка:
9 ножей и мясорубка.
Сколько у меня предметов
Расскажите-ка об этом. (9+1=10) А можно записать по-другому? Как? Почему? Переместительное свойство сложения. 1+9=10
А что нужно помнить, работая с этими опасными предметами? (техника безопасности)
Вот 8 зайчат по дорожке идут
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?
(8+2=10) 2+8=10
А зайцы зимой спят или ведут подвижный образ жизни? Чем они питаются?
Семь синиц на ветку сели
К ним ещё три прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке.
(7+3=10) 3+7=10
4 книжки у Павлушки
И 6 у друга Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка сосчитай скорей.
(4+6=10) 6+4=10
Группа малышей утят плавать и нырять хотят,
5 уплыли далеко, 5 нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду сосчитать я не могу.
(5+5=10)
Создание условий для изобретательской деятельности – создания моделей
-Какое число надо сложить 10 раз, чтобы получить 10?
-Что такое десяток? (10 единиц, которые объединены вместе)
1+1+1+1…=10
1д=10ед
-Заполни пустые клеточки цифрами, чтобы в сумме получилось число 10
Состав числа 10
«Засели домик № 10»
Слайд № 2 -проверка
VII.Итог урока.
Рефлексивно-оценочный этап.
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…