Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел. Деловая игра»
Урок математики для учащихся 4 класса
Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами исследования и проектной деятельности учащихся.
Технология: проектно-исследовательская.
Цели: 1)совершенствовать вычислительные навыки с многозначными числами, умение
решать задачи с вопросами в косвенной форме, задачи геометрического характера.
2) развивать интеллектуальные способности детей, желание решать поставленные
проблемы;
развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения; умение
комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках
учебного диалога; умение согласовывать позиции с партнером и находить общее
решение;
3) воспитывать любовь к окружающему миру, к своему городу, стране;
Межпредметные связи: с окружающим миром, технологией;
Оборудование: детали корабля с заданиями; рисунок готового корабля; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация, задания на карточках;
Ход урока.
I. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Слайд №1.
Солнце встало из-за тучки,
Протянуло к тебе ручки,
Обняло, поцеловало
И удачи пожелало.
-Солнышко подарило нам хорошее настроение. Давайте и мы подарим друг другу хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем , кто рядом, любви, радости и успеха.
-Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил запас ваших знаний, чтобы
вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
- Работать на уроке мы будем в группах. Групп у нас три.
- О чём нужно помнить, когда работаешь в группе. ( Работать дружно, уметь выслушивать мнение товарища и показать умение приходить к общему мнению.)
II. Актуализация опорных знаний.
1.Ребята, посмотрите на экран: Слайд №2.
-Что вы видите? (Многозначные числа)
-Как вы думаете , почему мы начинаем урок со встречи с этими числами. ( Мы работаем на уроках с многозначными числами, складываем, вычитаем, решаем задачи.)
1711, 1998, 1899, 2010, 162340, 2017 , 2009 , 1643.
-Назовите самое наименьшее число(1643)
-Назовите число предшествующее этому числу (1642)
-Назовите самое наибольшее число(162340)
-Назовите соседей этого числа (162339, 162341)
-Какое число вам более знакомо? (2017)
-Что это за число? (Мы живем в 2017 году)
- Год 2017 идёт к завершению, но он очень насыщенный различными важными мероприятиями.
-Посмотрите на экран. Слайд №3.
2017 год объявлен Годом Экологии в России Слайд №4.
(читает учитель)
III.Обобщение и систематизация знаний. 1.Математическая шифровка. -Далее наш урок будет построен не совсем обычно. Он у нас пройдет в виде.. Чего? – скажете вы мне, разгадав вот эту математическую шифровку (на экране и у каждой команды задания). Слайд №5. -Напомните, как мы работаем с такими заданиями.(Каждому ответу задания соответствует определённая буква, которую нужно написать под этим ответом в таблице .)
180 | 8100 | 999 999 | 3000 | 3200 | 5600 | 7032 |
д | е | л | о | в | а | я |
201 | 8060 | 100 | 5600 |
и | г | р | а |
Задания: (на карточках у каждого ученика)
Р - Самое наименьшее трёхзначное число(100)
А - Сумма 6 сотен и 5 тысяч (5600)
Я - Уменьшите 7832 на 8 сотен (7032)
Л - Число, предыдущее 1 миллиону (999 999)
О - 1 числа 6000 (3000)
2
В - Произведение 32 и 100 ( 3200)
И - Число, следующее за 2 сотнями (201)
Г - Увеличьте 60 единиц на 8000 ( 8060)
Д - Число, приближённое числу 178 (180)
Е - Разность 9000 и 900 ( 8100 )
- Что же получилось? ( Деловая игра.) Слайд №6
-Да, у нас сегодня деловая игра. Вы уже много операций совершаете с многозначными числами.
-Впереди вас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика». Вас ждут «моря задач», «заливы выражений», «острова математических действий» и много других приключений.
-Я предлагаю вам сегодня построить необыкновенный корабль для дальнейшего путешествия по стране математики. А для этого нам предстоит на основе имеющихся знаний строить части корабля. Слайд №7
1 команда - будет строить корпус корабля.
2 команда - палубу с капитанской рубкой.
3 команда - мачту.
2.Выполнение заданий по группам.
Детали своей части корабля вы будете получать за правильно выполненное задание.
(Открыли тетради, записали число, классная работа, в середине слово – задача№1)
Задание № 1.
У вас задачи с вопросами в косвенной форме Слайд №8 и варианты краткой записи к ним. Только одна краткая запись верна. Вам её нужно найти и решить задачу.
После решения каждая группа читает задачу и объясняет решение. Слайд №9
1к Ученики 3-х классов собрали 950 кг макулатуры. Это на 250 кг меньше, чем собрали ученики 4-х классов. Сколько макулатуры собрали ученики 4 классов?
а) 3-и кл. – 950 кг,, что на 250 кг
4-ые кл. - ? кг
б) 3-и кл. – 950 кг
4-ые кл. - ?на 250 кг
(выбирать правильную краткую запись(устно), в тетрадь записать решение и ответ)
2к. На клумбы города высадили 3300 бархатцев ,что на 1200 больше , чем петуний. .Сколько всего петуний высадили в городе? Слайд №10
а) Б. – 3300 цв.
П. - ? на 1200 цв.
б) Б. – 3300 цв.? что на 1200
П. - ? цветов
(выбирать правильную краткую запись(устно), в тетрадь записать решение и ответ)
3к. В одном доме 115 квартир, что на 360 меньше , чем в другом доме. Сколько квартир во втором доме? Слайд №11
а) I д. – 115 кв., что на 360 кв.
II д.. - ? кв.
б) I д. – 115 кв.
II д.. - ? на 360 кв.
(выбирать правильную краткую запись(устно), в тетрадь записать решение и ответ)
Проверка решения : Слайд №12
Учитель:
-Можно ли ответ задачи выразить в других единицах измерения величины?
( Да. 950 + 250 =1200 (кг ) 1200 кг=12 ц или 1200 кг = 1т 2ц
-Во сколько действий решили задачу? Какой вопрос нужно задать , чтобы она решалась в два действия? ( Сколько всего макулатуры собрали учащиеся 3-х и 4-х классов?)
Проверка решения : Слайд №13
Учитель:
- Как изменить вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия? ( Сколько цветов бархатцев и петуний высадили на клумбы?)
Проверка решения : Слайд №14
Учитель:
- Как изменить вопрос задачи , чтобы она решалась в два действия? (Сколько квартир в двух домах?) Учитель заслушивает ответы представителей каждой команды. И учащиеся проверяют решение своей задачи с готовым решением, которое высвечивается на экране.
Вывод: Слайд №15
-На основе, каких знаний и умений вы смогли решить эти задачи? (При решении задач в косвенной форме надо помнить : если одна величина на несколько единиц (в несколько раз) больше , то другая на столько же единиц ( во столько же раз) меньше.
Команды получают 1-е детали своей части корабля.
Задание № 2. Слайд №16
Найти значение выражения:
1к. 600 000 + 80 000 + 7 000 + 6 х 100 + 9 х 6
2к. 500 000 + 60 000 + 2 000 + 5 х 100 + 8 х 2
3к.700 000 + 80 000 + 6 000 + 3 х 100 +9 х 7
(записать в тетрадь №2, выполнить решение)
(Заслушиваются ответы детей и сверяются с экраном. Слайд №17,18,19.
Получают следующие детали).
-Какие умения закрепили при выполнении этого задания? (Умение умножать на числа оканчивающиеся нулём и умение складывать многозначные числа)
Физминутка. Слайд №20
Задание № 3
Учитель. Следующее задание – действия с многозначными числами. Слайд №21
Прочитайте числа: 562063, 408100.
Исследуем эти числа. Как вы думаете, как можно их исследовать?
( сравнить, сложить, вычесть, найти сумму разрядных слагаемых)
Вычислите: Слайд №22
1к. Найти сумму , выполнить проверку.
2к. Найти разность, выполнить проверку.
3к. Заменить числа суммой разрядных слагаемых
- Каков алгоритм действий при сложении и вычитании многозначных чисел?
( на слайде)
(записать в тетрадь №3)
(Проверяются ответы детей по командам Слайды №23,24,25. Команды получают детали.)
Учитель. Следующее задание вам предлагается в виде теста. Нужно найти правильный ответ и объяснить свой выбор.
Задание № 4. Слайд №26
Выберите правильный ответ.
1к. 9т 56кг - а) 956кг б) 9056кг Слайд №27
6ч. 7мин.- а) 167мин. б) 367 мин.
2к. 280км 4м - а) 28004м б) 280004м Слайд №28
6ч. 3мин. - а) 63мин. б) 363 мин.
3к. 9ч. 9мин. - а) 999 мин б) 549мин. Слайд №29
120км 9м - а) 120009м б) 12009м
( обсуждают, выбирают правильный ответ, проверяют). Слайд №30,31,32.
Вручаются каркасы частей корабля.
III. Практическая часть урока (Сборка корабля). Слайд №33
- Вы получили-заработали детали от своих частей корабля. На каркасы, которые вы получили, нужно наклеить заработанные детали. (Каждая команда собирает свою часть корабля, а затем общая сборка готового корабля на классной доске).
-Как вы думаете, что не хватает нашему кораблю?
- Флага.
-Флаг поднимет та команда, которая правильно и быстрее других рассчитает расход материала на изготовление флага к нашему кораблю. Сколько цветов на нашем Российском флаге?
-Три. Белый, синий, красный . Слайд №34
-Я даю каждой команде макет одной части флага, т.е. 1/3. Через несколько минут вы мне ответите, сколько материала пойдёт на изготовление всего флага. ( Дети измеряют прямоугольники и находят площадь своих частей, а затем площадь всего флага).
-Право поднять флаг представляется …..команде.(Один из членов победившей команды прикрепляет флаг к кораблю).
-Чем является флаг для страны? (Это – один символов . Государственный флаг означает единство страны.)
-В последний месяц года отмечается очень важный для страны день. Кто знает какой?
( День Конституции РФ ) Слайд №35
-А что такое Конституция? ( Конституция – это основной закон нашей страны) Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. ( Учитель показывает брошюру )
-В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
- Какие же права есть у вас, школьников?
Ученик.
1.Право на учебу.
2.Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Кроме прав в Конституции прописаны и обязанности.
-Какие обязанности есть у вас? ( Обязанность учиться, соблюдать правила поведения, выполнять домашние задания)
Учитель:
- Мы должны гордиться тем , что живем в такой прекрасной стране как Россия..
IV. Итог урока.
-Какие знания и умения помогли нам построить корабль?
(Знание нумерации многозначных чисел, умение складывать и вычитать многозначные числа, умение решать задачи)
-Давайте дадим нашему кораблю название.
-«УМНИКИ».
Наш корабль отправляется в дальнейшее путешествие по стране «Математика», и остров, который нас ждёт – это остров «Умножение и деление многозначных чисел». Слайд №36.
(На доске открывается рисунок со сказочным островом).
V. Выставление оценок .
- Перед вами лежат листы самооценки. Попробуйте оценить свои знания. Слайд №37
- Кто считает, что работал на уроке на «5», «4»?
-Кто считает что ещё не разобрался в некоторых вопросах и надо поработать еще?
Оценочный лист урока
1. На уроке я активно работал и получал от этого
большое удовольствие.
2.Я больше слушал, чем отвечал.
3.Мне было интересно.
4.Мне было трудно.
5
.Я разобрался во всех вопросах.
6.Считаю, что заслужил (а) оценку
VI .Домашнее задание. …№ 24,№25 с.73. Слайд №38
VII.Рефлексия.
-Что ещё помогло нам построить корабль для дальнейшего путешествия? (ум, смекалка,
дружная работа, хорошее настроение).Хочу закончить наш урок словами учёного:
«Тот, кто не знает математики, не может изучить другие науки и не может познать мир.» Слайд №39
Роджер Бэкон
Я благодарю Вас за хорошую работу и желаю Вам успехов на следующих уроках.