МБОУ «СОШ№14»
Г. Новомосковска Тульской области
Хлопянова Татьяна Витальевна
учитель начальных классов высшей категории
Урок математики в 1 классе
Тема: «Выражение. Значение числового выражения»
Цель: Дать возможность учащимся сделать выводы о понятиях «выражение и его значение».
Задачи:
- создать условия: для формирования представлений учащихся о выражении; формирования умения составлять выражения и находить значение выражений;
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся;
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
УУД:
• познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.
• коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
• регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
• личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; положительная учебная мотивация; самоопределение: внутренняя позиция школьника.
Оборудование: учебник И.И.Аргинская «Математика 1 класс» (часть 2), тетрадь в клетку, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Какое сегодня число?
Что вы можете о нем сказать? Дайте характеристику данного числа (дети характеризуют число: двузначное или однозначное, четное или нечетное, называют соседей числа)
Запишите число, классная работа
Учитель: Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок математики?
Дети: Учиться думать, решать, рассуждать.
Учитель:
Сегодня я бы хотела вспомнить слова великого учёного М. В. Ломоносова, который сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (слайд 2).
- Объясните, как вы понимаете данное высказывание.
- Предлагаю вам привести свой ум в порядок с помощью разминки:
(Слайд 3 - числа появляются по мере ответов детей)
1. С каким числом надо сложить число 1, чтобы получилось 5?4
2. Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Найдите значение суммы. 6
3. Уменьшаемое 4, вычитаемое 1. Найдите значение разности. 3
4. На сколько 5 больше 4? На 1
5. Я задумала число, вычла из него 6 и получила 1. Какое число я задумала? 7
6. Какое число меньше, чем 3, на 1? 2
- Расположите числа по порядку (на слайде появляется ряд чисел 1 2 3 4 6 7). Что вы можете сказать о записанном ряде? Является ли он натуральным рядом чисел? Что нужно исправить?
2. Актуализация знаний (слайд 4).
- Разделите знаки на две группы.
- Назовите каждую группу и знаки, которые в нее входят (дети называют группы и знаки, на слайде появляются две группы).
- Составьте по одной математической записи с каждым из этих знаков.
- Как называются записи со знаками сравнения?
Дети называют равенства и неравенства.
3.Создание проблемной ситуации.
- А как же назвать записи со знаками «+» и «-»? (Сумма и разность)
- Но у этих записей есть еще название. Кто-нибудь знает, какое? (Как правило, дети затрудняются с ответом)
- Вот это мы сегодня с вами и выясним на уроке.
4. Физкультминутка
- Но сначала немного отдохнем (слайд 5).
- Посмотрите на рисунок и скажите, что пешеход видит слева от себя? Что – справа? (рисунок дан также в учебнике)
- Сколько домов он видит справа – столько раз наклонитесь в правую сторону. Сколько березок слева – столько раз наклонитесь в левую сторону. Присядьте столько раз – сколько домов слева. Подпрыгните столько раз, сколько березок слева.
5. Погружение в новую тему.
Работа с учебником.
Фронтальная работа стр. 20, № 51 (страницы учебника см. в Приложении)
Дети делят записи на две группы. Как называются записи каждой группы? (равенства и неравенства – слайд 6)
- Как называется каждая запись в красной рамке? Чем эти записи похожи?
(это суммы и разности, здесь нет значения сумм и разностей)
Чем все записи в красной рамке отличаются от записей в синей рамке? (в них нет знаков сравнения, а есть только знаки действий)
Вывод.
Выражение – это запись, в которой числа соединены знаками действий. Знаков сравнения в выражениях нет.
- Попробуйте придумать свои выражения с разными знаками действий. Напишите два выражения. Как называется каждое из них?
- Выпишите выражения из красной рамки и вычислите их значения.
- Проверьте по слайду (слайд 7).
6. Физминутка для глаз (слайд 8)
7. Первичное закрепление полученных знаний
Работа в парах: №53 с.21
Прочитай предложения. В каком из предложений слово «выражение» имеет математический смысл? (дети выбирают предложение, пары отчитываются в выполненной работе, на слайде 9 появляется верный ответ).
- А теперь №52 с.20: дети первого варианта найдут суммы и подчеркнут их зеленым цветом, затем обведут их значения, а дети второго варианта найдут разности и подчеркнут их синим цветом, затем тоже обведут значения разностей.
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность выполнения, поставьте «+», если работа выполнена правильно или «-», если при выполнении допущена ошибка.
- У каких выражений не вычислены значения? Выпишите эти выражения и найдите их значения.
8. Рефлексия
- Итак, наш урок подходит к концу. У вас на партах смайлики. Выберите тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке.
- Ничего страшного, если у кого-то сегодня не все получилось. Мы только учимся, на следующем уроке мы продолжим то, что начали сегодня. Я думаю, дальше у вас будет получаться все лучше и лучше. Спасибо за урок!
Приложение